Рекомендации спортивного психолога

автор Анастасия Князева

Ваш малыш – активный непоседа? Хотите направить эту энергию в мирное русло? Но спортивных направлений так много, и порой крайне сложно определиться с выбором! Мы поможем вам выбрать лучшую спортивную секцию и вырастить здорового и счастливого ребёнка! В нашей рубрике вы узнаете, с какого возраста можно начинать заниматься спортом, как совмещать учёбу и спорт, а также услышите ответы детских и спортивных психологов.

Автор: Анна Ким @anna_vad_kim, президент МОО «ФЕДЕРАЦИЯ БЕГОВЕЛОСПОРТА», руководитель сети спортивных школ BIKE ME

Рекомендации спортивного психолога

Эту статью мы подготовили в формате блиц-опроса, собрав самые популярные вопросы от родителей, чьи дети занимаются в школах Bike Me, и задав их спортивному психологу Олесе Курилех. Но сначала давайте разберёмся: кто такой спортивный психолог и в каких случаях стоит к нему обращаться?

Спортивный психолог – это специалист, который помогает спортсмену, а также его родителям и тренерам, учитывать его психологические особенности в процессе тренировок и обучения, в рамках выступлений на соревнованиях и подготовки к ним, а также в период реабилитации.

“Работа с психологом помогает спортсмену научиться эффективным способам восстановления душевного равновесия и мобилизации внутренних ресурсов, помогает наладить отношения с тренером и с товарищами по команде”.

Рекомендации спортивного психолога

Чем занимается спортивный психолог? В сферу его деятельности входят:

  • Спортивная профориентация.
  • Психологический отбор будущих чемпионов в конкретных видах спорта.
  • Развитие и тренировка необходимых психологических качеств у спортсменов.
  • Диагностика и учёт индивидуальных особенностей спортсмена.
  • Формирование и развитие необходимых для победы психологических качеств и умений спортсмена.
  • Разработка индивидуального плана развития способностей, соревновательного поведения и стратегии спортивной подготовки.
  • Определение психологической готовности спортсмена к спортивным занятиям, выступлениям и соревнованиям.
  • Постсоревновательная реабилитация.
  • Проведение командных тренингов (командообразующие мероприятия, разрешение конфликтов, развитие команды).
  • Обучение техникам аутогенной тренировки, расслабления и снятия стресса.
  • Проработка страхов.
  • Помощь в выходе из кризисных ситуаций.
  • Профориентация спортсмена после завершения спортивной карьеры.

Первые спортивные психологи появились в СССР в середине прошлого века, а расцвет этой дисциплины пришёлся на 1970-80-е годы. В то время проводились десятки серьёзных исследований, разрабатывались целые программы психологической поддержки и реабилитации спортсменов.

Работа с психологом помогает спортсмену научиться эффективным способам восстановления душевного равновесия и мобилизации внутренних ресурсов, помогает наладить отношения с тренером и с товарищами по команде.

Теперь, когда вы не сомневаетесь в том, насколько важна работа спортивного психолога в профессиональном спорте, перейдём к вопросам от родителей.

Что с точки зрения психолога нужно сделать перед началом посещения спортивной секции? Олеся Курилех рекомендует:

  • Получить рекомендации невролога и ортопеда и убедиться в отсутствии противопоказаний к выбранному виду спорта. 
  • Выбирать тренера, а не школу. Тренер должен учитывать уровень развития и психологические особенности ребёнка в данном возрасте.
  • Если ребёнок маленький, тренировки должны проходить только в игровой форме, т. к. концентрация внимания у дошкольников очень низкая. Частота занятий должна быть не более 2 раз в неделю.
  • Сходите на пробное занятие, обратите внимание на то, насколько тренер внимателен к детям, вызвал ли он доверие у ребёнка.

“Спортивная профориентация позволяет объективно определить индивидуальные особенности ребёнка и перспективы его развития в конкретном виде спорта ещё до начала занятий”.

Рекомендации спортивного психолога

Что такое спортивная профориентация, и в каком возрасте нужно её проходить? Как определить склонность ребёнка к определённому виду спорта?

Спортивная профориентация позволяет объективно определить индивидуальные особенности ребёнка и перспективы его развития в конкретном виде спорта ещё до начала занятий. Определение характера и психотипа помогает, например, спрогнозировать, какие виды спорта больше подходят ребёнку: индивидуальные или  командные. Среди индивидуальных особенностей личности особое место принадлежит темпераменту, его выявление помогает определить сильные стороны ребёнка.

Холерик

Если ваш ребёнок любит много двигаться и охотно контактирует с людьми, если ему свойственны порывистые движения, быстрота речи, если он не боится публики, любит рисковать и является лидером в играх со сверстниками, то у вас в семье родился холерик. Холерики быстро зажигаются чем-то новым и также быстро теряют к этому интерес. У них часто меняется настроение, переключается внимание. Холерикам подходят такие виды спорта, как хоккей, рок-н-ролл, бокс, кикбоксинг, мини-футбол, волейбол.

Сангвиник

Если ваш малыш миролюбивый, уравновешенный, отзывчивый, быстро схватывает информацию, неусидчивый, нетерпеливый, то, вероятно, он сангвиник.

Сангвиники обычно успешны в фехтовании, настольном и большом теннисе, гандболе, футболе. Их может заинтересовать абсолютно любой вид спорта, где есть эмоции и победы. Главное – чтобы занятия не были однообразными и монотонными.

Флегматик

Если вы видите, что ваш ребёнок малообщителен, очень усидчив, любит доводить дело до конца, у него низкая скорость реакции, тогда, скорее всего, он флегматик.

Таким детям лучше подойдут виды спорта, где необходимы выносливость и упорство: шахматы, лыжи, плавание, гольф, бильярд, велосипедный спорт, лёгкая атлетика.

Меланхолик

Если вашему ребёнку свойственны задумчивость, робость, если он необщителен, не любит новизну, то его тип темперамента – меланхолик. Таким детям подойдут стрельба, конный спорт или танцы. В других видах спорта они предпочитают быть зрителями, а не участниками.

Но в реальности «чистые» типы темперамента встречаются редко, в основном психологи говорят о сочетании близких темпераментов. 

“Доказано, что признание намного эффективнее вознаграждения! Причём поощрять нужно не медали и кубки, а старания”.

Рекомендации спортивного психолога

Полезная информация для москвичей: На mos.ru появился онлайн-сервис, который поможет родителям выбрать вид спорта для ребёнка. Пройдите дома несколько тестов, чтобы определить его физические и психологические возможности. Результаты заносятся в базу данных. После этого вы получите заключение со списком рекомендованных видов спорта, а также список спортивных школ, где проходят занятия. Конечно, опираться только на результаты тестов не стоит. Если вы планируете отдать ребёнка в профессиональный спорт, то желательно также обратиться к соответствующим специалистам, которые проведут диагностику его психологического и физического здоровья. 

Например, для этой цели на портале mos.ru теперь можно записаться на тестирование в специализированные центры Москомспорта. Пройти тесты могут дети от 6 до 12 лет. Тестирование проводится комплексно по трём направлениям: антропометрические измерения, психофизиологическое обследование и спортивное тестирование.

Если нет возможности пройти тесты на спортивную профориентацию, то просто понаблюдайте за ребёнком. Например, люди с длинными ногами, с ростом выше среднего и с коротким торсом имеют склонность к бегу. Всегда обращайте внимание на способности своего ребёнка и на его желания.

Как поддерживать и вдохновлять ребёнка? Как правильно его хвалить? Нужно ли вознаграждать его за успехи? Как повысить мотивацию ребёнка?

Родитель играет огромную роль в воспитании «чемпионского характера» у ребёнка. И воспитывать детей нужно на собственном примере. Если вы хотите, чтобы ребёнок занимался спортом, делайте совместную зарядку; купите ему беговел, а себе – велосипед или самокат, и катайтесь вместе. Прислушивайтесь к ребёнку: если он устал, не заставляйте его заниматься спортом, невзирая на плохое самочувствие, но если вы видите, что он ленится, мягко настаивайте на продолжении тренировок.

Некоторые родители стимулируют успехи своих детей в спорте тем, что выплачивают им деньги за медали, кубки, призовые места на соревнованиях.

Правильно ли это с точки зрения педагогики и мотивации к спорту? Давайте разбираться. В основе спортивной мотивации лежит несколько потребностей:

  • Эмоциональная подпитка – получить одобрение, похвалу.
  • Стремление достичь успеха – почувствовать удовольствие от факта достижения цели; от того, что справился с задачей, преодолев трудности.
  • Потребность саморазвития – получить новые знания, освоить новые навыки.
  • Социальное признание – завоевать авторитет и уважение в кругу сверстников, занять более высокое положение в группе.

Как видите, в этом списке нет такой потребности, как «заработать деньги», «получить материальную выгоду». Все «выгоды» исключительно нематериальны.

Доказано, что признание намного эффективнее вознаграждения! Причём поощрять нужно не медали и кубки, а старания. Например, ребёнок приложил усилия и исправил свою ошибку, которая была допущена на предыдущем соревновании. Если он получил награду, то нужно сделать акцент на том, что медаль – это результат его трудолюбия, самоотдачи и внимательности на тренировках.

Лучшие методы поддержки юного спортсмена:

  • подбадривание;
  • признание достижений;
  • выражение родительской гордости за своего ребёнка при покорении им новых высот.

Выражение признания должно быть не только при выдающихся достижениях, но и при небольших успехах, например: «сегодня во время игры ты дал два точных паса».

В качестве награды за спортивные успехи и достижения могут подойти интересные совместные поездки, игры или разрешение устроить вечеринку с друзьями, то есть всё то, что нематериально и направлено на получение новых впечатлений.

“Хвалить нужно правильно. Не за врождённые физические данные или таланты, а за действия, за приложенные усилия, за найденные решения. И тогда похвала будет положительным подкреплением”.

Рекомендации спортивного психолога

Как правильно хвалить юных спортсменов?

Нередко встречается мнение, что похвала приведёт к зазнайству ребёнка. Родители, придерживающиеся подобных взглядов, воспитывают детей в строгости и не хвалят их даже за большие достижения. А между тем ребёнку, как впрочем и взрослому, необходима похвала. Другое дело, что хвалить нужно правильно. Не за врождённые физические данные или таланты, а за действия, за приложенные усилия, за найденные решения. И тогда похвала будет положительным подкреплением.

Похвалите ребёнка за то, как он подготовился к соревнованиям, за упорство в преодолении себя на тренировках – за всё то, что позволило ему выступить лучше, чем в прошлый раз, или одержать победу.

Отметьте прогресс юного спортсмена, а не победу, которая ещё, возможно, не наступила. Наилучший вариант, когда похвала будет звучать не только по итогам соревнования, но и в процессе тренировок, подготовки.

Отмечайте удачно сделанное сальто, забитый гол, приход к финишу, но избегайте общих фраз по типу «ты у меня молодец». И тогда ваша похвала станет поддерживающей и конструктивной, а ребёнок будет понимать, что вы следите за его успехами, отмечаете достижения. В конце концов, вы самый преданный его болельщик!

В похвале очень важны не столько слова, сколько эмоции, мимика и жесты. Пусть ребёнок не только услышит, но и почувствует вашу радость за него: улыбнитесь, обнимите его. Покажите ребёнку, как вы гордитесь им и его достижениями!

Продолжение интервью со спортивным психологом читайте в следующем номере журнала Liberty!

0

Похожие статьи

Этот веб-сайт использует файлы cookie для более комфортной работы пользователя. Мы предполагаем, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принять Подробнее