Ваш малыш – активный непоседа? Хотите направить эту энергию в мирное русло? Но спортивных направлений так много, и порой крайне сложно определиться с выбором! Мы поможем вам выбрать лучшую спортивную секцию и вырастить здорового и счастливого ребёнка! В нашей рубрике вы узнаете, с какого возраста можно начинать заниматься спортом, как совмещать учёбу и спорт, а также услышите ответы детских и спортивных психологов.
Автор: Анна Ким @anna_vad_kim, президент МОО «ФЕДЕРАЦИЯ БЕГОВЕЛОСПОРТА», руководитель сети спортивных школ BIKE ME
Рекомендации спортивного психолога
Эту статью мы подготовили в формате блиц-опроса, собрав самые популярные вопросы от родителей, чьи дети занимаются в школах Bike Me, и задав их спортивному психологу Олесе Курилех. Но сначала давайте разберёмся: кто такой спортивный психолог и в каких случаях стоит к нему обращаться?
Спортивный психолог – это специалист, который помогает спортсмену, а также его родителям и тренерам, учитывать его психологические особенности в процессе тренировок и обучения, в рамках выступлений на соревнованиях и подготовки к ним, а также в период реабилитации.
“Работа с психологом помогает спортсмену научиться эффективным способам восстановления душевного равновесия и мобилизации внутренних ресурсов, помогает наладить отношения с тренером и с товарищами по команде”.

Чем занимается спортивный психолог? В сферу его деятельности входят:
- Спортивная профориентация.
- Психологический отбор будущих чемпионов в конкретных видах спорта.
- Развитие и тренировка необходимых психологических качеств у спортсменов.
- Диагностика и учёт индивидуальных особенностей спортсмена.
- Формирование и развитие необходимых для победы психологических качеств и умений спортсмена.
- Разработка индивидуального плана развития способностей, соревновательного поведения и стратегии спортивной подготовки.
- Определение психологической готовности спортсмена к спортивным занятиям, выступлениям и соревнованиям.
- Постсоревновательная реабилитация.
- Проведение командных тренингов (командообразующие мероприятия, разрешение конфликтов, развитие команды).
- Обучение техникам аутогенной тренировки, расслабления и снятия стресса.
- Проработка страхов.
- Помощь в выходе из кризисных ситуаций.
- Профориентация спортсмена после завершения спортивной карьеры.
Первые спортивные психологи появились в СССР в середине прошлого века, а расцвет этой дисциплины пришёлся на 1970-80-е годы. В то время проводились десятки серьёзных исследований, разрабатывались целые программы психологической поддержки и реабилитации спортсменов.
Работа с психологом помогает спортсмену научиться эффективным способам восстановления душевного равновесия и мобилизации внутренних ресурсов, помогает наладить отношения с тренером и с товарищами по команде.
Теперь, когда вы не сомневаетесь в том, насколько важна работа спортивного психолога в профессиональном спорте, перейдём к вопросам от родителей.
Что с точки зрения психолога нужно сделать перед началом посещения спортивной секции? Олеся Курилех рекомендует:
- Получить рекомендации невролога и ортопеда и убедиться в отсутствии противопоказаний к выбранному виду спорта.
- Выбирать тренера, а не школу. Тренер должен учитывать уровень развития и психологические особенности ребёнка в данном возрасте.
- Если ребёнок маленький, тренировки должны проходить только в игровой форме, т. к. концентрация внимания у дошкольников очень низкая. Частота занятий должна быть не более 2 раз в неделю.
- Сходите на пробное занятие, обратите внимание на то, насколько тренер внимателен к детям, вызвал ли он доверие у ребёнка.
“Спортивная профориентация позволяет объективно определить индивидуальные особенности ребёнка и перспективы его развития в конкретном виде спорта ещё до начала занятий”.

Что такое спортивная профориентация, и в каком возрасте нужно её проходить? Как определить склонность ребёнка к определённому виду спорта?
Спортивная профориентация позволяет объективно определить индивидуальные особенности ребёнка и перспективы его развития в конкретном виде спорта ещё до начала занятий. Определение характера и психотипа помогает, например, спрогнозировать, какие виды спорта больше подходят ребёнку: индивидуальные или командные. Среди индивидуальных особенностей личности особое место принадлежит темпераменту, его выявление помогает определить сильные стороны ребёнка.
Холерик
Если ваш ребёнок любит много двигаться и охотно контактирует с людьми, если ему свойственны порывистые движения, быстрота речи, если он не боится публики, любит рисковать и является лидером в играх со сверстниками, то у вас в семье родился холерик. Холерики быстро зажигаются чем-то новым и также быстро теряют к этому интерес. У них часто меняется настроение, переключается внимание. Холерикам подходят такие виды спорта, как хоккей, рок-н-ролл, бокс, кикбоксинг, мини-футбол, волейбол.
Сангвиник
Если ваш малыш миролюбивый, уравновешенный, отзывчивый, быстро схватывает информацию, неусидчивый, нетерпеливый, то, вероятно, он сангвиник.
Сангвиники обычно успешны в фехтовании, настольном и большом теннисе, гандболе, футболе. Их может заинтересовать абсолютно любой вид спорта, где есть эмоции и победы. Главное – чтобы занятия не были однообразными и монотонными.
Флегматик
Если вы видите, что ваш ребёнок малообщителен, очень усидчив, любит доводить дело до конца, у него низкая скорость реакции, тогда, скорее всего, он флегматик.
Таким детям лучше подойдут виды спорта, где необходимы выносливость и упорство: шахматы, лыжи, плавание, гольф, бильярд, велосипедный спорт, лёгкая атлетика.
Меланхолик
Если вашему ребёнку свойственны задумчивость, робость, если он необщителен, не любит новизну, то его тип темперамента – меланхолик. Таким детям подойдут стрельба, конный спорт или танцы. В других видах спорта они предпочитают быть зрителями, а не участниками.
Но в реальности «чистые» типы темперамента встречаются редко, в основном психологи говорят о сочетании близких темпераментов.
“Доказано, что признание намного эффективнее вознаграждения! Причём поощрять нужно не медали и кубки, а старания”.

Полезная информация для москвичей: На mos.ru появился онлайн-сервис, который поможет родителям выбрать вид спорта для ребёнка. Пройдите дома несколько тестов, чтобы определить его физические и психологические возможности. Результаты заносятся в базу данных. После этого вы получите заключение со списком рекомендованных видов спорта, а также список спортивных школ, где проходят занятия. Конечно, опираться только на результаты тестов не стоит. Если вы планируете отдать ребёнка в профессиональный спорт, то желательно также обратиться к соответствующим специалистам, которые проведут диагностику его психологического и физического здоровья.
Например, для этой цели на портале mos.ru теперь можно записаться на тестирование в специализированные центры Москомспорта. Пройти тесты могут дети от 6 до 12 лет. Тестирование проводится комплексно по трём направлениям: антропометрические измерения, психофизиологическое обследование и спортивное тестирование.
Если нет возможности пройти тесты на спортивную профориентацию, то просто понаблюдайте за ребёнком. Например, люди с длинными ногами, с ростом выше среднего и с коротким торсом имеют склонность к бегу. Всегда обращайте внимание на способности своего ребёнка и на его желания.
Как поддерживать и вдохновлять ребёнка? Как правильно его хвалить? Нужно ли вознаграждать его за успехи? Как повысить мотивацию ребёнка?
Родитель играет огромную роль в воспитании «чемпионского характера» у ребёнка. И воспитывать детей нужно на собственном примере. Если вы хотите, чтобы ребёнок занимался спортом, делайте совместную зарядку; купите ему беговел, а себе – велосипед или самокат, и катайтесь вместе. Прислушивайтесь к ребёнку: если он устал, не заставляйте его заниматься спортом, невзирая на плохое самочувствие, но если вы видите, что он ленится, мягко настаивайте на продолжении тренировок.
Некоторые родители стимулируют успехи своих детей в спорте тем, что выплачивают им деньги за медали, кубки, призовые места на соревнованиях.
Правильно ли это с точки зрения педагогики и мотивации к спорту? Давайте разбираться. В основе спортивной мотивации лежит несколько потребностей:
- Эмоциональная подпитка – получить одобрение, похвалу.
- Стремление достичь успеха – почувствовать удовольствие от факта достижения цели; от того, что справился с задачей, преодолев трудности.
- Потребность саморазвития – получить новые знания, освоить новые навыки.
- Социальное признание – завоевать авторитет и уважение в кругу сверстников, занять более высокое положение в группе.
Как видите, в этом списке нет такой потребности, как «заработать деньги», «получить материальную выгоду». Все «выгоды» исключительно нематериальны.
Доказано, что признание намного эффективнее вознаграждения! Причём поощрять нужно не медали и кубки, а старания. Например, ребёнок приложил усилия и исправил свою ошибку, которая была допущена на предыдущем соревновании. Если он получил награду, то нужно сделать акцент на том, что медаль – это результат его трудолюбия, самоотдачи и внимательности на тренировках.
Лучшие методы поддержки юного спортсмена:
- подбадривание;
- признание достижений;
- выражение родительской гордости за своего ребёнка при покорении им новых высот.
Выражение признания должно быть не только при выдающихся достижениях, но и при небольших успехах, например: «сегодня во время игры ты дал два точных паса».
В качестве награды за спортивные успехи и достижения могут подойти интересные совместные поездки, игры или разрешение устроить вечеринку с друзьями, то есть всё то, что нематериально и направлено на получение новых впечатлений.
“Хвалить нужно правильно. Не за врождённые физические данные или таланты, а за действия, за приложенные усилия, за найденные решения. И тогда похвала будет положительным подкреплением”.

Как правильно хвалить юных спортсменов?
Нередко встречается мнение, что похвала приведёт к зазнайству ребёнка. Родители, придерживающиеся подобных взглядов, воспитывают детей в строгости и не хвалят их даже за большие достижения. А между тем ребёнку, как впрочем и взрослому, необходима похвала. Другое дело, что хвалить нужно правильно. Не за врождённые физические данные или таланты, а за действия, за приложенные усилия, за найденные решения. И тогда похвала будет положительным подкреплением.
Похвалите ребёнка за то, как он подготовился к соревнованиям, за упорство в преодолении себя на тренировках – за всё то, что позволило ему выступить лучше, чем в прошлый раз, или одержать победу.
Отметьте прогресс юного спортсмена, а не победу, которая ещё, возможно, не наступила. Наилучший вариант, когда похвала будет звучать не только по итогам соревнования, но и в процессе тренировок, подготовки.
Отмечайте удачно сделанное сальто, забитый гол, приход к финишу, но избегайте общих фраз по типу «ты у меня молодец». И тогда ваша похвала станет поддерживающей и конструктивной, а ребёнок будет понимать, что вы следите за его успехами, отмечаете достижения. В конце концов, вы самый преданный его болельщик!
В похвале очень важны не столько слова, сколько эмоции, мимика и жесты. Пусть ребёнок не только услышит, но и почувствует вашу радость за него: улыбнитесь, обнимите его. Покажите ребёнку, как вы гордитесь им и его достижениями!
Продолжение интервью со спортивным психологом читайте в следующем номере журнала Liberty!