Рассказывает Хозяйка Батискафа: почему и как её сын перешёл из Монтессори-школы в обычную

автор Анна Тасимова

Пока Монтессори-сады вызывают всеобщие восторги, Монтессори-школы порождают только вопросы о своём месте в системе образования. Героиня этого интервью — основательница сети бассейнов «Батискаф» Алина Суворова — на своём опыте знает, каково это, перестраиваться с  Монтессори-системы на общий лад.

Алина, есть ли у вас с мужем какие-либо общие принципы воспитания детей?

Мы содействуем свободе в проявлении характера и творчества. Стараемся создать поддерживающее окружение: мы считаем, что ребёнок приходит в мир со своими уникальными задачами.

Например, в нашем сыне Матвее мы лет с пяти видим менеджера или директора, который будет отлично делегировать задачи. В нём есть упорство, целеустремленность и другие лидерские качества. А вот руками он ничего не любит делать, даже простые бытовые задачи порождают сопротивление.

А дочь у нас — яркая оторва, в которой сочетаются хулиганские манеры и невероятная усидчивость. В четыре года она сама упросила научить её читать, и с тех пор может самостоятельно подолгу корпеть над книжками-развивайками.

Рассказывает Хозяйка Батискафа: почему и как её сын перешёл из Монтессори-школы в обычную
Сын и дочь Алины Суворовой

Конечно, строгость и выстраивание границ в нашей семье тоже присутствуют. Самое сложное для нас — каждый день устанавливать грань между их свободой и нашими требованиями.

Как вы решили отдать сына именно в Монтессори-сад?

Когда сыну Матвею было два с половиной года, я нашла в нашем районе сад Монтессори. Мои знакомые очень хорошо о нём отзывались. Я пришла к ним на экскурсию, оценила их радушие, дружелюбную атмосферу, просторные залы. Так мы там и остались.

Потом этот садик переехал за город, в просторное трёхэтажное здание, на втором и третьем этажах которого разместилась школа. С тех пор мой сын поднимался с этажа на этаж, по мере перехода из одной монтессори-ступени в другую.

Расскажите, пожалуйста, о периоде, когда сын ходил в Монтессори-школу? Как там организовано обучение?

Матвей учился в Монтессори-школе с первого по четвёртый класс. Это называлось «Первая ступень, 6-9». В школе мне больше всего нравились индивидуальный подход и внимание к ребёнку как к личности. Радушная, дружелюбная атмосфера, влюбившая нас в сад, поддерживалась и в школе. Детям там рады, педагоги умеют ладить с детьми, ребёнок с удовольствием ходил туда!

Радушная, дружелюбная атмосфера, влюбившая нас в сад, поддерживалась и в школе. Детям там рады, педагоги умеют ладить с детьми, ребёнок с удовольствием ходил туда!

Класс в монтессори-школе разделён на зоны – русского языка, математики и так далее. Также есть лаборатория с элементарным оборудованием: лупы, микроскоп, всё для выращивания кристаллов, для смешивания безопасных веществ.

Читайте также:  Как видят новогодние праздники семейные мужчины: мнение двух пап
Рассказывает Хозяйка Батискафа: почему и как её сын перешёл из Монтессори-школы в обычную

Во время работы дети (по 25-27 человек в классе) перемещаются по зонам  в своём темпе, но каждый ребёнок должен заполнить рабочую тетрадь и в ней описать, в какой зоне работал, что сделал.

В девять утра дети собираются на «Круг», где с педагогом и его помощником обсуждают план на день. Затем у детей два-три часа работы в классе, с небольшими перерывами. По некоторым предметам есть планы. Например, русский язык: учитель говорит детям, что сегодня они учат глаголы, и кратко, но вовлечённо, рассказывает о них. По задумке, преподаватель заинтересовывает, вдохновляет детей, чтобы они сами захотели пойти в зону русского языка и дальше изучать глаголы.

Мне нравится, что для знакомства с той или иной темой используют наглядные игры-пособия, то есть для детей 6-9 лет, у которых абстрактное мышление ещё не развито, это идеальный вариант.

Видели ли вы какие-то результаты от обучения именно по этой системе?

Матвей в своём темпе изучал математику, обожал счёты, научился с помощью специального пособия умножать тысячи. Однако предметы, к которым он не проявлял интерес, у него просели.

Например, мы до сих пор работаем над почерком — его там просто не ставили. Каллиграфия в школе предлагалась как дополнительный платный предмет, но Матвей не ходил, не получалось по расписанию. Также просел «Окружающий мир». Мы только недавно обнаружили, что сын имеет очень слабое представление о материках и странах.

Рассказывает Хозяйка Батискафа: почему и как её сын перешёл из Монтессори-школы в обычную

Английский язык преподавали не по Монтессори, а как в обычной школе, при этом ученикам не ставили никаких оценок. Возможно, с тех пор что-то изменилось. В итоге к четвёртому классу английский у Матвея был просто нулевой.

Из значительных плюсов — каждую неделю детей вывозили в природную лабораторию Чижик. Это место в лесу, где реабилитируют найденных животных: там были птицы с подбитыми крыльями, лисицы с больной лапкой и так далее. Очень здорово организовали знакомство детей с животным миром.

Почему решили перевестись в другую школу, какие мысли и чувства были на этот счёт?

Первая причина в том, что школа находилась за городом, а наша с мужем работа — в городе. Из школы детей развозили на школьном автобусе, это примерно 40 минут. Потом мы перехватывали Матвея и везли на работу, ещё полчаса. И потом все вместе час ехали домой. Сын очень сильно уставал. В конце первой четверти четвёртого класса, когда холодало, небо целыми днями было серым, и темнеть стало рано, сын сказал, что ему надоело. Надоело и нам.

Читайте также:  Мамы всякие нужны: три необычные мамы делятся секретами своего счастья

Во-вторых, меня очень беспокоило качество знаний. Матвей не из тех ребят, кто «грызёт гранит». Мы поняли, что «свободному потоку» пора закончиться, сыну нужны система, план, оценки и домашки.

Мы поняли, что «свободному потоку» пора закончиться, сыну нужны система, план, оценки и домашки.

Искать школу в городе через два месяца после начала учебного года было странно, и мы решили перейти на домашнее обучение и параллельно подбирать новую школу на будущий год.

С ноября по май Матвей занимался:

  • русским и математикой с репетитором;
  • по онлайн-программе 4-го класса в «Фоксфорде»;
  • на курсе «Будущий лицеист» в школе, которую мы присмотрели.
Рассказывает Хозяйка Батискафа: почему и как её сын перешёл из Монтессори-школы в обычную

Таким образом мы мягко вошли в колею системного обучения. К пятому классу ребёнок был готов.

Что говорило близкое окружение, воспитатели? Что говорил сын?

Матвей ждал поступления в школу, он стремился учиться, как все дети. Он хотел носить школьную форму, сидеть за партой, получать оценки. Впервые мы заметили это желание, когда перед четвёртым классом он уехал на неделю в летний городской лагерь. Там ежедневно проводили по одному уроку, который был как настоящий: дети сидели за партами и получали за свою работу оценки. Сын взахлёб рассказывал о том, как ему это понравилось, а пятёрками гордился.

Рассказывает Хозяйка Батискафа: почему и как её сын перешёл из Монтессори-школы в обычную

Близкое окружение не было против — все давно знают, что всеми вопросами воспитания и образования рулю я. Бабушка была в восторге от моего решения: во-первых, новая школа близко к её дому, а во-вторых, она, как типичный представитель старшего поколения, не воспринимала альтернативную школу.

Что изменилось при переходе в общеобразовательную школу?

Удивительно, но почти ничего! Я боялась, что придётся много сидеть с сыном за уроками, но мы сразу настроили процесс с домашними заданиями так, что мы с мужем почти не участвуем. Помогали только в сентябре-октябре, чтобы процесс адаптации был максимально мягким. Сейчас на предложение проверить домашку по математике сын спрашивает: «Зачем»? И это здорово — Матвей осознаёт, что это его зона ответственности.

Читайте также:  Капитан больших ресторанов

Если он обращается за помощью (в основном, по английскому языку), конечно, помогаем. Но это не занимает много времени, и даже приятно как-то поучаствовать.

Рассказывает Хозяйка Батискафа: почему и как её сын перешёл из Монтессори-школы в обычную

Наверное, нам повезло, потому что отношения с ребятами и учителями у него очень хорошие. И, надеюсь, мне никогда не придётся говорить об этом в прошедшем времени.

Есть ли какие-то выводы и инсайты из вашего опыта со школами?

Главный инсайт — что ребёнка до пятого класса, пока он развивается как личность, лучше отдать в альтернативную школу. С семи до десяти лет очень важны в познании себя через взаимодействие с коллективом: кто он в коллективе, какое у него место в нём, как он может себя проявить, может ли он дружить, достаточно ли он хорош. Здорово, что этот период мой сын прошёл в таком классном месте.

Главный инсайт — что ребёнка до пятого класса, пока он развивается как личность, лучше отдать в альтернативную школу.

Сейчас, в 11 лет, сын уже не будет остро реагировать на замечания учителя, даже на личные выпады, потому что он залюбленный, потому что осознаёт свою самоценность. Мы взращивали в нём высокую самооценку, и в школе её никто не сможет разрушить.

Рассказывает Хозяйка Батискафа: почему и как её сын перешёл из Монтессори-школы в обычную

Этот положительный опыт и самоуверенность дают Матвею проявить себя в общеобразовательной школе по максимуму: он тянет руку на каждый вопрос учителя, если ему есть, что сказать. Он замотивирован учиться, с удовольствием ходит в школу. У него хорошие отношения в коллективе, уже есть друзья; нет страха перед учителями.

Например, у него в школе педагоги любят пригрозить, что расскажут всё родителям, что маму вызовут в школу. Это хорошо работает с другими детьми, они этого, вероятно, боятся. С Матвеем это не работает. Я всегда ему говорила, что, если меня вызовут в школу, то я с удовольствием туда схожу. Так что все угрозы учителей автоматически делятся надвое.

При этом Матвей усидчив и дисциплинирован. Уверена, что такой хороший результат дало воспитание, в первую очередь, в семье, а во вторую — в системе Монтессори. 

Рассказывает Хозяйка Батискафа: почему и как её сын перешёл из Монтессори-школы в обычную
0

Похожие статьи

Этот веб-сайт использует файлы cookie для более комфортной работы пользователя. Мы предполагаем, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принять Подробнее