В последнее время родители в социальных сетях часто сталкиваются с понятиями «дислексия» и «дисграфия». Однако родители не логопеды, и прежде чем мы с вами начнём разбирать, как нейрологопед помогает такому ребёнку в наше время, определимся с понятиями.

Дисграфия — это нарушение письма, когда ребёнок систематически совершает одни и те же ошибки. Искажает слоги, заменяет буквы. Например, пишет «исак» вместо «киса».
Дислексия — это нарушение речи, при котором страдает чтение: ребёнок неправильно распознаёт и воспроизводит буквы. Например, меняет местами и читает «кшока » вместо «кошка». Смысл текста искажается или полностью теряется.
На какие признаки родителю нужно обратить внимание в первую очередь, чтобы предупредить проблемы или вовремя начать коррекционную работу?
- Ребёнок путает право и лево;
- С трудом запоминает алфавит или последовательность цифр. Иногда дети смешивают эти понятия, с трудом различая, что такое цифра, а что всё же буквы (в дошкольном возрасте);
- Путает оптически или акустически похожие буквы;
- Неправильно согласовывает слова в роде, числе и падеже;
- Не понимает предлоги и их значение;
- С трудом ориентируется на листе, в собственном теле, в окружающем пространстве (что находится выше, что ниже, что в верхнем правом углу, что между чем-то и чем-то);
- Во младенчестве ребёнок мало ползал или не ползал вообще;
- У ребёнка часто меняется настроение, трудно удерживать и переключать внимание;
- Если есть трудности моторной сферы: часто спотыкается, с трудом удерживает равновесие, не ловит и не отбивает мяч;
- Если ребёнок «проглатывает» и добавляет слоги, или меняет их местами в устной и письменной речи.
Если вы заметили 3 и более пунктов, то это повод обратиться к специалисту — нейропсихологу или нейрологопеду.

Почему именно эти специалисты и как они работают?
Детский нейропсихолог — это специалист, который работает с высшими психическими функциями. То есть изучает то, как у человека формируются и развиваются познавательные процессы. А также способность к долговременному или оперативному запоминанию информации, концентрации и переключению внимания, речь, эмоции, а также развивает эмоционально-волевую сферу, способность к планированию и контролю ребёнком собственной деятельности.
Нейрологопед — специалист, работающий на стыке логопедии, педагогики и неврологии. Это направление в логопедии, которое включает в себя подходы и методы нейропсихологии, сочетая это с речевыми задачами.
Чтобы помочь ребёнку справиться с нарушениями чтения и письма, самое первое, что нужно будет сделать, — это определить вид дислексии и дисграфии.
Дислексия делится на следующие виды:
Оптическая дислексия — нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза (проявляется смешением и заменами букв, которые сходны графически и различаются только отдельными элементами).
Мнестическая дислексия — недостаточность речевой, зрительной и слуховой памяти (нарушается ассоциация между зрительной формой буквы и её произносительным и акустическим образом).
Фонематическая дислексия — несформированность функции дифференциации фонем (различения звуков) и фонематического анализа (деления слова на составляющие его звуки).
Дисграфия же в свою очередь может быть представлена:
Акустическая дисграфия — проблемы связаны с фонемным распознаванием, нарушением слуховой дифференциации звуков.
Аграмматическая дисграфия — недоразвитие лексико-грамматической стороны речи: дети неправильно употребляют падежи, числа, предлоги.
Оптическая дисграфия — несформированность зрительно-пространственного воображения, замена сходных по воспроизведению букв, отраженное написание символов или ошибки в изображении отдельных элементов.
Дисграфия, обусловленная несформированностью языкового синтеза и анализа. Выражается на письме в виде систематически появляющихся ошибок. Ошибки носят стойкий характер и появляются в результате недоразвития языкового анализа и синтеза на уровне букв, слогов, слов и предложений.
Чаще всего эти виды дисграфий не встречаются по отдельности, на практике мы часто можем наблюдать сочетаемость разных видов дисграфий.
И после того, как специалист определил вид нарушения, он выстраивает коррекцию с учётом ведущего нарушения либо нескольких нарушений.
Диагностика дисграфии у специалиста будет включать в себя несколько блоков:
- исключить нарушения работы органов восприятия (слуха, зрения или механические причины искажённого произношения слов и, как следствие, неправильного их написания: например, неправильный прикус, укороченная подъязычная складка);
- дифференцировать дисграфию от незнания правил написания слов;
- определить вид дисграфии.
Эти блоки будут включать в себя следующие этапы:
- Анализ тетрадей и письменных работ ученика;
- Анализ уровня развития высших психических функций, внимания, памяти, слуха и зрения;
- Обследование общей и мелкой моторики, ведущей руки, работы артикуляционного аппарата;
- Изучение фонематического слуха и восприятия, звукопроизношения, грамматических конструкций, словарный запас, связности речи.
- Обследование письменной речи путём тестирования и выполнения письменных заданий.
Если в ходе обследования будут выявлены нарушения в смежных профилях,
ребёнка отправят на дополнительные обследования к специалистам, например: невролог, отоларинголог, офтальмолог, стоматолог.

В план работы будут входить:
- упражнения на развитие кинестетики и фонематического слуха;
- работа со схемой тела и пространственными представлениями (верх-низ, право-лево);
- усвоение понимания взаимоотношений между предметами и корректное использование предметов;
- развитие зрительных внимания и памяти;
- развитие моторной координации;
- работа со слухоречевой памятью;
- работа с ритмами.
Сочетая эти задания с речевыми задачами, нейрологопед получает многосоставное занятие, которое учитывает несколько сторон нарушения и работает с ними. Таким образом, коррекционная работа происходит сразу по нескольким направлениям, устраняя причину нарушения (например, нарушение пространственных представлений) и проявление в письменной речи (работа с образом буквы).
Что родитель может сделать дома самостоятельно для профилактики и помощи в коррекции нарушений письменной речи
- С раннего возраста работать над восприятием ребёнком своего собственного тела и окружающего пространства.
Например: Найди у себя носик, найди животик. Что выше? Что ниже? Коснись правого уха левой рукой, коснись левого плеча правой рукой. Что в комнате в верхнем правом углу? Что в левом нижнем? Что спереди? Что сзади?
- Формировать механизм упреждающего синтеза (умение выбирать нужные элементы и распределять их в определённом порядке)
Например: выстраивание последовательности ряда. Самый простой 1.1 доступен уже с 2 лет. Берём мячики и кубики. Слева направо (это важно, если вы потом будете обучать системе чтения слева направо) выстраиваете последовательность кубик/мячик/кубик/мячик, затем придвигаете оставшиеся элементы ребёнку и просите продолжить ряд.
Затем ряды усложняются: в них становится больше элементов и последовательности меняются ( кубик/кубик/мячик).
- Отрабатывать понимание предлогов на игрушках. Располагайте их в пространстве и акцентируйте на понимании, что такое на, под, за, перед, около, между.
- Подключайте развитие мелкой моторики и двуручную деятельность (сортировка крупы или фасоли попеременно двумя руками в противоположные от руки стороны, шнуровка, вырезание детскими ножницами по контуру, нанизывание пуговиц на нитку, застёгивание пуговиц на одежде, работа двумя руками по графомоторным дорожкам)
- Если замечаете, что ребёнок искажает или заменяет звуки, обратитесь к логопеду для коррекции ДО того, как вы пойдёте в школу. Возможно, у ребёнка нарушено фонематическое восприятие и на его коррекцию потребуется время.