Лето — пора детских лагерей. Ежегодно сотни мам пытаются понять, готов ли ребёнок к лагерю, да и вообще — стоит ли ехать. Что такое современный лагерь? Как доверить своего ребёнка чужим людям, особенно если есть негативный опыт из детства? Разбирались в этом вместе с директором лагеря и психологом Евгенией Валерьевной Корниловой.

Евгения Валерьевна Корнилова — директор ООО «МБА», руководитель лагеря «КОМОК» и «Проект.ком. Тайное общество», практикующий психолог. Опыт работы — более 10 лет.
Признаться, я, наверное, последний человек, который должен писать статью про детский лагерь, потому что долгое время при упоминании этого слова у меня начинался нервный тик. Да, всего 3 недели вожатой в лагере под Питером сделали своё дело решительно и бесповоротно. Хотя, быть может, тем оно и интересней — понять, что поменялось. Ведь 15 лет — это более чем приличный срок. Как и чем живёт современный лагерь? Выяснять это я отправилась вместе с дочкой и племянницей на территорию детского лагеря «Проект.ком Тайное общество». Директор лагеря пообещала не только устроить экскурсию, но и ответить на мои многочисленные вопросы.

Прожить в лагере мне предстояло 2 дня. Я думаю, этого времени хватит, чтобы понять и оценить, насколько вожатые смогут увлечь моих шестилеток.
День первый: Прелюдия
В одном из наших интервью владелец фермы «Лукино» рассказывал, что когда к нему приезжают москвичи, первые пару дней они проходят декомпрессию — им срочно подавай план из 100500 развлечений, а когда его не выдают, их немного штормит. Я случайно вспоминаю об этом в момент, когда прибегаю к Евгении Валерьевне и требую подробный план, а она отправляет меня погулять по лагерю, осмотреться. Гуляю и думаю: «А где все развлечения? Тут всего одна небольшая детская площадка». А потом вижу, как двое мальчишек стоят около дерева и ковыряют палками в земле, так увлечённо, я бы даже сказала с упоением. Рядом спокойно ждёт одна из вожатых. После я узнаю, что, оказывается, у детей есть такая опция — если кто-то явно выбивается из общих занятий и ему важно побегать по лесу, с ним может пойти вожатый и присмотреть, пока тот будет носиться между сосен.

Знакомство
Конечно, с точки зрения быта, современным детям повезло — в лагере все удобства: проживание в комнатах по три человека, с душем и туалетом, питание, где на выбор из трёх позиций горячего, супов и салатов. По части активностей всё устроено так, чтобы дети были заняты максимум времени: квесты, репетиции, отрядные игры, дискотеки.
Меня встречает радушная улыбчивая женщина, директор лагеря Евгения Валерьевна, в которой считывается профессиональная бдительность — издержки профессии педагога. Полное ощущение, что в любой момент она может сорваться с места, чтобы начать разнимать двух подростков или срочно искать замену вожатой. Впрочем, ничего подобного не происходит, и мы продолжаем наш диалог о современных детях и родителях.

«Детям в городе всё нельзя: не кричи, не мешай, не бегай, не прыгай», — говорит Евгения Валерьевна. — «У нас же они попадают в совершенно непривычные для них условия, где вокруг природа и можно всё (в рамках разумного), и дети изучают себя новых, выдают максимум своей физической активности, а вожатые к этому относятся очень спокойно».
Я задаю свой главный вопрос:
Как понять, что ребёнок готов к детскому лагерю?
Если ребёнок может самостоятельно есть и одеться по погоде, то он уже готов. В целом, основные критерии такие:
1. Способность к самостоятельной гигиене: помыть попу, не забыть пописать, вымыть голову.
2. Ребёнок легко устанавливает социальные связи — знакомится с детьми на площадке, умеет играть с ними.
3. У него уже был, как минимум, краткосрочный опыт нахождения без мамы.

Конечно, в первую очередь нужно отталкиваться от особенностей каждого отдельного ребёнка, а не от возраста. У нас в прошлой смене была потрясающая девочка 7 лет — самостоятельная, очень коммуникабельная. Так вот, она осталась в полном восторге от лагеря, со всеми подружилась, участвовала во всех лагерных активностях и в конце даже просила родителей оставить её ещё на одну смену. При этом бывает, что родители привозят ребёнка 12 лет и ожидают чуда — вот он до 12 лет не разлучался с мамой даже на пару дней, он не умеет играть, тяжело сходится с детьми, привык сидеть и играть в телефоне. И родители ждут, что вот сейчас он с первого дня превратится в активного, весёлого и заводного, но так это не работает и, конечно, у таких детей адаптация проходит сложнее.
Естественно, большинство родителей очень переживает, отправляя ребёнка в лагерь впервые, но по опыту могу сказать, что чем раньше он поедет, тем лучше. Семилетки после лагеря гораздо лучше адаптируются в школе, подростки пробуют себя в разных ролях, приобретают опыт независимости.

Давайте об этом подробнее. Чему лагерь учит детей?
В лагере ребёнок попадает в пространство, где его никто не знает, и для многих это шанс прожить какую-то другую роль, показать себя с другой стороны, не как в школе. Мне кажется, лагерь даёт очень важное для ребёнка понимание, что он — отдельная личность, которая сама в ответе за свою кровать, свою одежду, свой внешний вид, своё настроение и свой досуг. Многие приезжают с позицией ребёнка на отдыхе, где есть аниматоры, и ребёнок ждёт, что вот его сейчас будут развлекать, а он сидеть и смотреть. Но лагерь — это активная позиция, не пассивное наблюдение, к чему у нас сейчас так привыкло поколение тик-тока. Если ты хочешь, чтобы тебе было весело, — нужно пойти и принять участие в игре, мероприятии, нужно постоянно что-то делать. Для некоторых детей, жизнь которых проходит в пассивной роли потребителя развлекательного контента (сериалы, соцсети, стримы), это оказывается совершенно в новинку — им сложно перестроиться в активную позицию, но, когда это происходит, я, как педагог и психолог, не могу не радоваться.

Поэтому, если кратко, лагерь учит творческому подходу, позволяет прокачивать себя, свою активную позицию, самостоятельность, говорить жизни «Да!», искать свои лучшие стороны и находить их.
Я правильно поняла, что в вашем лагере телефоны у детей изымаются? Так везде сейчас?
Да, мы забираем телефоны и выдаём их только вечером на полчаса, чтобы дети позвонили родителям. Это наша принципиальная позиция, и мы к ней долго шли.
Телефоны забирают не во всех лагерях: есть мнение, что «если программа и вожатые интересные, то ребёнок забудет про телефон». И когда мы только начинали работать, лет 8 назад, мы разделяли эту точку зрения и не отбирали телефоны, делая ставку на насыщенную программу. Но в какой-то момент поняли, что так это не работает. Ребёнку, особенно, если у него уже есть гаджетозависимость, очень сложно оторваться от телефона, для него это уже часть его самого. Мы проигрываем в этой схватке, какая бы интересная программа ни была, в какой-то момент есть риск, что уже сформированные привычки и нейронные связи победят. Поэтому мы поняли, что для самих же детей будет лучше, если на телефоны введётся полный запрет. Это сложно, но в долгосрочной перспективе это даёт результат и, как бы это парадоксально ни звучало, облегчает адаптацию ребёнка.

А как дети реагируют на это?
Малыши — довольно спокойно, но лет с 10 уже начинаются сложности. Некоторые ребята устраивают истерики, грозятся подать в суд, кричат, что это их частная собственность и мы не имеем права. Мы спокойно объясняем, что есть правила лагеря, родители с ними согласились. Педагоги с пониманием относятся к эмоциональным вспышкам, ведь в телефоне у детей вся жизнь, он воспринимается как друг, поддержка, и расставание — это серьёзный выход из зоны комфорта.

Но буквально через пару дней ребята привыкают, понимают, что можно общаться, можно говорить и выражать эмоции не только смайликами в телефоне. Показательная история. Приехала девочка первый раз в лагерь, с телефоном не расстаётся. Каждый раз со слезами и скандалами отдавала телефон. Вожатые пошли навстречу и давали телефон ещё и после обеда, перед тихим часом, буквально на 15 минут. На четвёртый день смены она не подошла за телефоном в обед, потому что предпочла играть с соседками по комнате, а ближе к середине смены возвращала телефон буквально после 5-минутного разговора с мамой. Мы ею очень гордились.

Мы привыкли, что дети — такие же как и мы, но они не мы. Это другое поколение. У современных детей есть сложность в выражении эмоций, в общении. Они могут компанией сидеть рядом, но каждый — в своём телефоне. Они привыкли выражать эмоции смайлами, текстом. И вживую многим даётся это сложно, они буквально учатся общаться здесь. Телефон — самый простой способ развлечь себя. Некоторым родителям проще дать ребёнку телефон, и обмена эмоциями в жизни не происходит. Поэтому в нашем лагере мы даём возможность ребёнку быть собой и учиться проводить время без телефона в удовольствие, общаться с другими людьми словами и действиями, а не обменом смайлами и мемами.
Большинство педагогов говорит, что им сложнее не с детьми, а с родителями. У вас тоже так?
Да, конечно! Родители, особенно отправляющие детей в новый лагерь первый раз, всегда переживают. Им сложно извне оценить ситуацию. Родителю важно контролировать происходящее в лагере, а когда постоянной связи с ребёнком нет, они обращаются к нам. Поэтому мы ведём телеграмм-канал, в котором оперативно выкладываем фотографии детей и коротко описываем наш день: вот фотографии из прикладной мастерской — сегодня мы делали фенечки, вот ребята играют в «Море волнуется раз», дурачатся в бассейне, репетируют концерт. Важно, чтобы родители понимали, что ребёнок действительно занят. Это немного снимает их тревожность.
Мы учим детей искать помощи у вожатых. Закончилась туалетная бумага? Не жди вечера, чтоб пожаловаться маме, — скажи вожатому, и вопрос будет решён. Некоторым детям сложно сразу довериться незнакомым взрослым, и они ждут вечера, чтоб поделиться проблемой с родителем. В этой ситуации важно, чтобы родитель был готов выслушать ребёнка, объяснил, что вожатые — помощники, и не нужно бояться просить у них помощи.
Часто, узнав о ссоре своего ребёнка, родители начинают звонить и требовать выгнать обидчика, и это — нормальная защитная реакция. Но в лагере все чувства гипертрофированы, и то, что казалось ребёнку смертельный обидой в обед, вечером может стать темой для общих шуток.
С детьми всегда можно договориться. Они чувствуют, когда к ним относишься с любовью и добром. Иногда родители грозят жалобами в полицию и прокуратуру, иногда даже пишут их, и мы теряем время на разбирательства. Время, которое могли бы посвятить чему-то более полезному. Дети после ссоры на следующий день уже помирились, а мы провели сутки на нервах, в атмосфере скандала. Поэтому родителям важно учиться спокойной реакции — дети звонят, рассказывают им про какую-то ссору, они просто хотят быть услышанными, дети не ждут, что родители побегут разбираться за них, кто прав, кто виноват, им просто хочется поделиться тем, как прошёл день. А родители иногда начинают вовлекаться в детские разборки.

Мы ведь тоже не железные, педагогам важно сохранять позитивный эмоциональный настрой. А родители хотят, чтобы мы выслушали их крики, обвинения, а потом пошли к детям и были в отличном настроении. Но это психика, она иначе устроена. Мы относимся к детям с добрыми и хорошими чувствами, и чем больше родители нас заводят, тем сложнее работать с детьми. Поэтому мы максимально ограждаем вожатых от общения с родителями, у них другая задача: они должны быть полностью сконцентрированы на детях. Методисты и руководители смен отвечают родителям 24 на 7, в обязанности вожатого это не входит, он общается только с детками.
Иногда в отзывах о лагерях читаешь сообщения от родителей «Почему вы не предоставляете номера вожатых?» или «Почему до вожатых не дозвониться и они не отвечают на сообщения?», а я, как человек, знающий, что такое работа вожатого, вообще не представляю, КОГДА они должны отвечать на эти сообщения.
Да, конечно! Мы бережём наших вожатых. Поэтому на вопросы вожатым отвечает методист, который не работает непосредственно с детьми, но в курсе всего, что происходит в лагере. Вожатые проводят с детьми очень много времени, практически 24 на 7, и если кто-то их отвлекает или портит настроение, то это может сказаться на их работе.
Плюс, мы работаем с детьми, у них незрелая психика и бывает всякое. Однажды к нам приехала девочка, которая, чтобы заработать себе авторитет, на спор съела муху. Все были в шоке. На следующий день ей было плохо, и мама обвинила в этом нас, а девочка не рассказала маме про муху, побоялась наказания. Сложно было объяснить, что причиной плохого самочувствия стала съеденная муха, а не плохое питание на базе. Мама начала нас травить, писать везде жалобы. И тут не знаешь, как себя повести. Мы всегда говорим родителями, что нужно доверять своим детям. В этой ситуации так и было, но всё-таки бывают случаи, когда дети врут и, конечно, важно, чтобы родители проявляли терпение и пытались разобраться в ситуации, а не скандалить.

Мы работаем с детьми, и это сложно. Нужно понимать и осознавать, что уходит много эмоциональных сил и нервов на всех детей. Мы переживаем адаптацию каждого ребёнка и радуемся каждым, даже самым маленьким успехам. Поэтому мы обращаемся ко всем родителям: «Дайте нам, пожалуйста, спокойно работать в атмосфере любви и добра, уделяя внимание комфорту ваших детей, а не пустым разборкам».
Евгения Валерьевна, а как выбирать лагерь? Какие есть рекомендации?
Если кратко, то главное:
1. Не опираться на свой негативный опыт;
2. Обращать внимание на опыт педагогов, вожатых, отзывы и сколько лет существует лагерь;
3. Уточнить, изымается ли телефон у детей, и выбрать вариант, подходящий вашей семье.

День второй
Я всё ещё под впечатлением от общения с Евгенией Валерьевной, мне хочется поскорей отдать своего ребёнка в лагерь, и вообще всех детей — в лагерь!?
Мы идём на завтрак, и я нахожу слабое место в самостоятельности своей шестилетней Полины — выбор еды. Обычно я сама приношу ей тарелки, а она просто выбирает, что хочет, я озвучиваю. Мне кажется, что ей будет сложно самой сказать тёте на раздаче, что она хочет, плюс там очередь, всё происходит очень быстро, она может просто растеряться и вообще есть всю смену одни макароны. Спрашиваю у вожатой, как они с этим работают, та объясняет, что первыми к раздаче проходят вожатые, смотрят, что сегодня в меню и, пока ребята стоят в очереди, рассказывают, что можно выбрать и ненавязчиво предлагают обратить внимание на суп или, например, новый гарнир.
Но я всё равно решаю, что нужно почаще заставлять её ходить самой с тарелкой от раздачи и вообще поговорить на эту тему — как выбирать и пр.

После завтрака детей уводят на мастер-классы. Здорово, что ребята сами выбирают, что им сегодня интереснее: прикладное творчество, спортивные игры или тихие настольные. После мастерских — в бассейн. Бассейн тут крытый, занятия каждый день, что очень здорово. Радуюсь, что Полина с недавних пор стала ходить заниматься с группой в бассейн около дома: там они одни в раздевалке с тренером, без родителей, и всё делают сами, а значит и тут никаких сложностей не возникнет.
После бассейна — обед, тихий час, потом репетиции и игры на воздухе, полдник, снова всякие активности на улице, ужин и после ужина — вечернее мероприятие, заканчивающееся дискотекой. Каждый день ребята репетируют финальный концерт, который на закрытии смены родители смогут увидеть в прямой трансляции в группе лагеря. Здорово, что у детей есть возможность и петь, и танцевать, и участвовать в театральных миниатюрах в этом выступлении.
Отъезд
Мы провели в лагере всего 2 дня, а кажется, что значительно больше. Столько эмоций и активностей, что время расширяется, как это обычно бывает на отдыхе. Я понимаю для себя ещё одну особенность лагеря: здесь не только дети открывают свои новые стороны и грани, но и родители видят своих детей иначе. Я, к примеру, поняла, что у меня, оказывается, очень самостоятельный ребёнок и увидела в ней что-то такое, чего раньше не замечала. Лагерь позволяет родителю отойти на безопасную дистанцию и понаблюдать за результатами своего воспитания и своих усилий. А чтобы эта дистанция действительно была безопасной, конечно, важно выбрать правильный лагерь, команду, близкую вам по ценностям и принципам.

В начале статьи я упоминала свой опыт работы вожатой, и он проходил в классическом лагере прошлого времени, где в отряде по 30 детей, в палатах по 10–15 человек, банный день раз в неделю, на обед что дали, то и ешь, а отношение без сантиментов, такая школа жизни, которая безусловно многому учит и делает сильнее. При этом, знаете, я не могу сказать, что тот лагерь был плохой, это были безумно стрессовые, но потрясающие 3 недели. НО своего ребёнка туда я бы не отправила ни — за — что. Поэтому классно, что сейчас всё так поменялось, что работает огромное количество самых разных лагерей и так много разных направлений. Главное, чтобы неизменным оставалось главное — любовь к детям.
Если у вас ещё остались вопросы и тема вызывает интерес, то рекомендуем другой наш материал про лагерь, здесь тоже масса полезных и важных рекомендаций.