Адаптация к детскому саду — один из самых сложных периодов, с которым сталкивается каждая мама. Как лучше всего подготовить к нему ребёнка, сколько может длиться адаптация и как облегчить это время — рассказала воспитатель с 10-летним стажем Оксана Александровна Полторанина.
Автор: Мария Якушева
Как подготовить ребёнка к детскому саду?
Адаптация — важный период для ребёнка, который впервые идёт в детский сад. «Ребёнок двух–трёх лет ещё не готов самостоятельно общаться со сверстниками, не готов самостоятельно играть в социуме, поэтому родителю, прежде всего, нужно его подготовить морально. С ним нужно разговаривать, приучая к саду, и, по возможности, убирать все вредные привычки: подгузники, бутылки, соски и всё то, что будет мешать ему в детском саду», — отметила Оксана Александровна.

Она рекомендует родителям заранее отучить ребёнка от «вредных привычек», чтобы снизить уровень стресса, когда он пойдёт в детский сад. Также, по словам воспитателя, нужно приучить малыша к элементарным действиям. Например, он должен уметь держать ложку, кружку.
Немаловажно во время прогулок с ребёнком ходить вокруг детского сада и смотреть, как другие дети играют. Рассказывать ему об этом и стараться морально подготовить.
«Самое главное — мамин настрой. Если мама будет нервничать, переживать, соответственно, ребёнок будет всё это впитывать и с таким настроем идти в детский сад», — подчеркнула воспитатель.
Когда ребёнок идёт в детский сад, мама, в первую очередь, должна доверять педагогу. Если нет доверия, то она будет нервничать, что отразится на ребёнке. Оксана Александровна рассказала, что бывают такие случаи, когда мамы подкрадываются за забором, фотографируют. «Я считаю, это лишнее. Если ты привёл ребёнка в детский сад и доверяешь педагогу, то зачем это делать? Если есть какие-то вопросы, то я скажу об этом, или мама сама их задаст. И мы вместе будем решать ту или иную проблему, потому что адаптация очень важна», — объяснила педагог.
Сколько может длиться адаптация?
Есть три вида адаптации: лёгкая, средняя и тяжёлая. При лёгкой ребёнок приходит в детский сад, легко прощается с мамой, садится есть за стол, идёт на контакт с воспитателем и со сверстниками. Такая адаптация длится две недели. Дома при этом ребёнок может выплёскивать напряжение — быть более эмоциональным и капризным, без привязки к поводу. В саду же малыш сразу перестраивается и вливается в коллектив и игровую деятельность. Однако такой формат адаптации проявляется далеко не у всех.
«Индивидуальный подход к ребёнку никто не отменял. Кого-то нужно обнять, к себе прижать, а кто-то этого не хочет — сядет на стул, сам успокоится или отойдёт», — отметила Оксана Александровна.
На среднюю степень адаптации потребуется примерно 1,5–2 месяца. При ней ребёнок плачет, отказывается идти в сад, начинает часто болеть. С ним нужно работать более внимательно и индивидуально. Такого малыша сначала лучше приводить в детский сад на один час, постепенно увеличивая время пребывания.
Тяжёлая степень встречается гораздо реже, но не исключена. При такой адаптации ребёнок становится очень агрессивным, то есть вообще не идёт на контакт. Он может устраивать истерики в раздевалке или даже на улице по дороге к детскому саду, а также не есть вместе со всеми.
В период адаптации к детскому саду мамам важно помнить о том, что прощание должно быть быстрым, две–три минуты. Но надо не забывать давать ребёнку чёткий ориентир, когда за ним вернутся. Дети пока не понимают времени, поэтому нужно делать акцент на каких-то режимных моментах, сказала Оксана Александровна. Например, можно сказать малышу: «Зайчик, я тебя люблю, ты поиграешь немножко, покушаешь фрукты, и я тебя заберу» или «Ты поиграешь немного, покушаешь супчик и я после этого тебя заберу». Обязательно нужно делать этот акцент и никогда не обманывать. Кроме того, нельзя пугать детским садом и первое время спрашивать ребёнка, как дела в нём, пока не пройдёт адаптация. «Ждём, пока ребёнок сам расскажет, что происходит в детском саду, как всё происходило, вот он приходит и делится эмоциями», — объяснила педагог.
Адаптация глазами воспитателя
Во время адаптации к детскому саду дети могут даже манипулировать взрослыми, порой не только родителями, но и воспитателями. Например, перед дневным сном малыш, который не разговаривает или пока делает это неумело, может начать плакать, а педагог предположит, что у него что-то болит и вызовет маму ребёнка. «Один раз вызываешь маму. Ребёнок запоминает, что можно поплакать и придёт мама. Нужно понимать эту тонкую грань», — подчеркнула Оксана Александровна.

«Во время дневного сна я всегда сижу с теми малышами, которые впервые на него остаются. У меня же кроватки решётчатые, ясельные, они очень удобные. Я сажусь, потихоньку баюкаю. К каждому ребёнку идёт свой подход. Бывают случаи, когда просто на руки надо взять, прям побаюкать его, как мама. Если ты не будешь как мама, тебя ребёнок сразу не примет. У него и так стресс, что это чужая тётя», — поделилась воспитатель.
Некоторые психологи рекомендуют давать ребёнку любимую игрушку, когда начинают водить в детский сад, чтобы он не чувствовал себя одиноким. Оксана Александровна считает, что любимая игрушка — кусочек дома, который помогает малышу справляться со стрессом. Она относит вместе с ребятами их игрушки на кроватки, чтобы «лама или лошадка их ждали». «Ребёнок уже с таким воодушевлением идёт класть игрушку, и он знает, что его там ждут, даже сейчас, даже когда он ест, даже когда адаптировался, всё равно я это разрешаю», — рассказала педагог.
«Адаптационный период — самый психологически важный момент для малыша. Надо действительно помочь ему привыкнуть. Многое зависит ещё и от педагога, от его настроя. Самое главное — любить свою работу», — отметила Оксана Александровна.