Смотреть на youtube

Прикорм педиатрический или педагогический?

При введении прикорма даже знающие мамы иногда впадают в ступор. Возникает много вопросов: что вводить, в каком количестве, можно ли давать кусочки и когда, лучше использовать промышленные баночки или давать ребёнку пробовать новую еду из тарелки родителей?

Автор: Светлана Кондратьева, педиатр, диетолог @doc_detok

Именно о баночках и тарелках мы сегодня и поговорим. Сравним педиатрический и педагогический прикормы и разберёмся, что между ними общего и в чём принципиальные различия.

По формулировке Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), прикорм – это кормление грудных детей продуктами и жидкостями в дополнение к грудному молоку или адаптированной молочной смеси.

Любой прикорм рекомендуется вводить между 4,5 и 6,5 месяцами. Однако напомню, что до 6 месяцев ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание.

Чаще именно к полугоду ребёнок готов пробовать новую пищу. В этом возрасте он, как правило, умеет сидеть и брать кусочки большим и указательным пальцами (пинцетный захват). Также к 6 месяцам у детей прорезываются зубы и формируется заинтересованность в новой пище.

Педиатры и аллергологи говорят о том, что чем раньше введён прикорм, тем больше угроза пищевых аллергий и заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Суть прикорма для ребёнка первого года жизни заключается в том, чтобы познакомить малыша с разными новыми вкусами, а не в том, чтобы дать ему как можно больше нового продукта вместо грудного молока. Поэтому основным питанием в этот период должно оставаться молоко мамы или смесь.

В случае педиатрического прикорма родители часто ориентируются на таблицы рекомендуемых норм: сколько «должен» съесть ребёнок.

Прикорм педиатрический или педагогический?

При педиатрическом (традиционном) прикорме ребёнку даётся пища из промышленных банок либо самостоятельно приготовленная в виде пюре или мелко протёртая.

В данном виде прикорма существует строгое правило – один продукт вводится в течение 5-7 дней в первой половине дня, начиная с чайной ложки и постепенно увеличивая дозу. Если состояние ребёнка не меняется, тогда на следующей неделе вводится следующий продукт. И так далее.

Рекомендуется начинать с гипоаллергенного овощного пюре. Если ребёнок не добирает вес, то первой предлагают кашу.

Читайте также:  Сказки разных стран мира

Существуют различные схемы введения такого прикорма в зависимости от физического развития, веса, стула ребёнка.

В отличие от педиатрического прикорма в педагогическом (естественном) нет строгого плана по конкретизации и количеству продуктов. Ребёнок не ест отдельно от родителей свою «уникальную» пищу. Ему предлагают небольшие дозы «взрослой» еды из маминой тарелки.

Мама сама садится за стол, чтобы поесть, и сажает на колени малыша. Если ребёнок проявляет интерес и тянется к маминой тарелке, то мама разрешает взять 1-2 крупинки каши или крошечный кусочек варёных овощей. На следующий день порцию можно слегка увеличить. За один раз ребёнок обычно пробует 2-3 такие «микродозы». Как только ребёнок начинает отворачиваться от еды, его уносят из-за стола. При этом важно не заставлять его есть. Пусть малыш сам поймёт, хочет ли он пробовать новое дальше.

При любом способе введения прикорма важен пищевой интерес. Однако при педагогическом прикорме на него полагаются больше.

В случае педиатрического прикорма родители часто ориентируются на таблицы рекомендуемых норм: сколько «должен» съесть ребёнок. В итоге, как кажется маме, ребёнок ест неохотно, выборочно, не съедает свою «норму». И тогда родители применяют развлечения во время еды (мультики, уговоры, пляски с бубнами), а это недопустимо.

Ещё одно принципиальное различие между типами прикорма в том, в каком виде ребёнку предлагается еда: пюре или кусочки.

При педиатрическом прикорме еда гомогенизированная: в виде пюре.

Только к 9-12 месяцам родители предлагают  ребёнку небольшие кусочки. А при педагогическом прикорме ребёнок сразу знакомится с кусочками, без промежуточных периодов.

Кстати, многие неврологи и логопеды утверждают, что чем быстрее ребёнок научится есть кусочки, тем лучше ротовой аппарат будет готов к речи. Хотя данная теория не доказана.

При любом способе введения прикорма в случае болезни, прорезывания зубов и при прочих недомоганиях ребёнок может отказаться от «взрослой» пищи в пользу молока.

Через некоторое время малыш вернётся к употреблению уже знакомых продуктов и продолжит освоение новых.

Каждая мама сама решает, какой вариант введения прикорма выбрать. Строгих правил здесь не существует. И я часто предлагаю своим пациентам комбинировать педиатрический прикорм с педагогическим.

0

Похожие статьи

Этот веб-сайт использует файлы cookie для более комфортной работы пользователя. Мы предполагаем, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принять Подробнее

Adblock
detector