Вечер у камина

Честные обзоры на книги и фильмы
Советуем только то, что прочитали и посмотрели сами!
А главное - то, что нам понравилось!

Автор: Наталья Мулер @natalia_nevtrende
Чисто технически, если не уходить в духовные рассуждения, «новая» жизнь или жизнь «с нуля» невозможна. Жизнь всегда та же, наша, поменяться может только манера проживать её. Новые мысли, эмоции, чувства, переживания приносят новое наполнение. И вот уже кажется, что человек стал совсем другим и что жизнь его – новая. И происходить этот процесс может как по собственной воле, так и против неё.

Именно последнее и случилось с главным героем шведского фильма «Вторая жизнь Уве».
Фильм был снят в 2015 году режиссёром Ханнесом Холмом по одноимённому роману Фредрика Бакмана. В 2017 году он был номинирован на «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, а также, что любопытно, за лучший грим и причёски. В целом фильм получил одобрение суровых кинокритиков, хотя есть в нём и слабые места, на которые критики так же старательно указали. Но. «Вторая жизнь Уве» – это один из самых популярных кинофильмов Швеции всех времён, и отзывы зрителей так и плещут эмоциями. И я, обыкновенный любитель кино как искусства, помогающего переосмыслить жизнь, полностью с ними согласна.

Я и смеялась, и рыдала, и в тот же день пересмотрела этот фильм ещё раз вместе с мужем.

Кинокартина рассказывает о пожилом мужчине по имени Уве, который недавно стал вдовцом, и поначалу он кажется жутко несимпатичным. Этакий брюзгливый, вечно недовольный старикашка, который каждое утро делает обход в своём жилом комплексе и записывает в блокнот, где непорядок и кто из соседей в нём повинен.

И дел у него невпроворот: то кто-то совершит смертный грех и оставит велосипед за гаражом стоять, то кто-то припаркуется не по линейке, а кот (!), тот вообще разгуливает, где ему вздумается (причём часто следом за самим Уве), и не обращает никакого внимания на знаки с правилами о выгуле животных. А когда молодые менеджеры на работе, которой Уве посвятил 45 лет, предлагают ему пройти такую невидаль, как курсы повышения квалификации, он вспыхивает и вовсе увольняется, получив таким образом целых 8 дополнительных часов в день, чтоб вступать в перепалки со всем белым светом.

И только постепенно зритель начинает видеть, что раздражение Уве на весь свет вызвано не дурным характером, а как раз наоборот: он глубоко несчастен из-за потери своей искренне и горячо любимой жены, с которой прожил очень счастливую, но далеко не лёгкую жизнь. Воспоминания прошлого открывают перед нами удивительного человека, хоть и неуклюжего, косноязычного педанта, но способного на глубокие чувства, на верность и самопожертвование. И всё это без лишних слов, без распускания павлиньего хвоста и обещаний достать звезду с неба. Даже сейчас, когда я это пишу, у меня подступает ком к горлу.
"Фильм рассказывает о пожилом мужчине по имени Уве, который поначалу кажется жутко несимпатичным."
Боль потери так глубока, что Уве решает уйти вслед за женой. И кто же тому помехой? Ею становятся нерадивые новые соседи, которые в самый ответственный момент срывают его планы то шумом, то просьбами что-то одолжить или помочь. Этот самый шум и гам молодой семьи и вносят в жизнь Уве дикий хаос, необходимый для того, чтобы брюзгливый старикан уступил место человеку с большим сердцем, который страдал в Уве глубоко внутри.

Да, в фильме есть клише: упрямый антипатичный представитель общества благосостояния получает новую жизнь, столкнувшись с молодостью, как правило, в лице иностранцев, а ещё лучше эмигрантов. То есть во всём этом замесе нельзя не увидеть политического контекста. Но, честно сказать, я прощаю этому фильму всё – настолько он меня тронул. Обязательно пересмотрю его со своими детьми, когда они станут постарше. Обязательно прочту книгу, по которой он снят. Да и вообще, я бы включила его в школьную программу: такие ценности, как верность, преданность, быть человеком своего слова, – ни в кинематографе, ни в жизни часто не встретишь.
Сью Таунсенд «Женщина, которая легла в кровать на год»
Начну с цитаты:

– Как насчёт ужина?
– Нет, спасибо, я не голодна.
– Я имел в виду, моего ужина.

Муж, жена, двое детей-близнецов, мать мужа, мать жены. Вот узкий круг героев книги Сью Таунсенд «Женщина, которая легла в кровать на год». Муж, Брайан, – незадачливый астроном, который, кроме как астрономией и благополучием собственной персоны, мало чем интересуется. Дети-близняшки, Брайан-младший и Брайана, – высокоодарённые брат и сестра с лёгкой формой аутизма, математики до мозга костей, и они по-настоящему привязаны лишь друг к другу. Бабушка по материнской линии, Руби, – увешанная золотом женщина с кучей причуд. А характер бабушки по отцовской линии, Ивонн, как нельзя лучше описывает другая цитата:

– Мне кажется, или у тебя вода течёт? – спросила мать.
– Просто наливаю воды в вазу для цветов, – снова соврал Брайан.
– Цветов! Везёт же вам, можете позволить себе цветы.
– Это цветы из сада, мама. Ева их из семян выращивает.
– Везёт же вам, есть место для сада, – нашлась Ивонн.

Ну и наконец, главная героиня книги, Ева, – пятидесятилетняя женщина, которая на протяжении почти двух десятилетий совмещает роли служащей библиотеки, жены, матери и домохозяйки.

В день, когда Ева отправляет близнецов на учёбу в университет, она, несмотря на бардак, оставшийся после проводов, поднимается к себе в спальню, чтобы прилечь, и понимает, что не сможет встать с кровати как минимум год. И стоило Еве снять с себя все обязанности, как тут же становится ясно, что она – это тот самый гвоздь, на котором годами висело всем своим грузом «семейное благополучие». Проходит ещё немного времени, и становится ясно, каково у близких истинное отношение к Еве.
"Она – это тот самый гвоздь, на котором годами висело всем своим грузом «семейное благополучие»."
И всё-таки ей всё равно. Она прячется в постели и не встаёт даже под страхом голодной смерти, только бы думать и думать, переосмысливая свою жизнь с самого детства. Юношеские мечты, ошибки молодости, годы замужества и тяготы материнства – впервые в жизни Ева даёт себе время, чтобы над всем этим поразмыслить. А всё почему? Просто потому, что последние два десятка лет она была безропотным и безотказным персоналом по обслуживанию мужа, далеко не принца на белом коне, и не самых лёгких детей.

С литературной точки зрения, книга более чем спорная. Это даже, скорее, не книга, а сборник карикатур, нарисованных словом. В ней много абсурда, абсолютно нереалистичных событий и персонажей. Разочаровало и развитие сюжета: Ева обещает себе (и читателю) переосмысление и новое рождение из белых простынь, в которые она кутается, словно бабочка в коконе. Только это оказалось погребенно под ворохом абсурдных сюжетных линий и, в конце концов, так и не состоялось.
Но книгу же можно оценивать не только по шкале литературной ценности, но и по степени влияния на чьи-то конкретные жизни. Например, жизни многих-премногих женщин, которые не щадят себя в попытках быть хорошими матерями, жёнами, хозяйками, сотрудницами. Если они, прочтя этот «нешедевр», начнут чаще к себе прислушиваться и беречь себя до того, как упасть в постель на год, значит, книга эта была написана не зря.

Со мной, кстати говоря, так и случилось. Я впервые за долгое время просто пошла и прилегла в обед. А неубранные игрушки, недоделанные уроки и недоеденные обеды были оставлены to whom it may concern. И мир не остановился. Спасибо, Ева.
Подпишись!
Перепечатка материалов из прочих разделов сайта запрещена без письменного согласия ИП Жидкова. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Все права защищены © 2020, Liberty magazine.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-77608 от 29 января 2020 г.
Используя сайт, вы даете согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с условиями и политикой обработки.
Made on
Tilda