Эксперт +

Девочки – налево,
мальчики – направо.


В каждом номере мы разбираем одну актуальную тему с точки зрения 4 разных экспертов.

Автор: Копытова Виктория @tory_insta_story
Стереотипы о мужчинах и женщинах мы приобретаем ещё в детстве. Их прививают родители дома, воспитатели в детском саду, учителя в школе и преподаватели в кружках и секциях. Мы видим их в мультфильмах, книгах, играх, фильмах и других визуальных источниках. И конечно же, как итог – примеряем на себя те роли, которые нам отвели, стараясь соответствовать идеальному образу. Мальчиков растят сильными, смелыми и решительными, девочек – хрупкими, нежными и обаятельными (не всегда, но об этом чуть позже). Со временем меняются и методы воспитания, и сами стереотипы. Сегодня мы поговорим о гендерном воспитании с четырьмя экспертами в этой области.
Наталья Кошелева
@flernuar
Мама двойняшек Ромы и Ильи (3,5 года). 4 года в браке и 4 месяца как в разводе. Не захотела отдавать детей в садик и выходить на работу. Совместила! Открыла свой частный детский сад.
Анастасия Бондарева
@nassy61
Учитель начальных классов с девятилетним стажем. Педагог по подготовке к школе в частном детском саду. Замужем в промежутке между работой с детьми.
Лилия Евплова
@lilu.dali
Четырежды мама! Дети: Игорь (10 лет), Маша (7 лет), Федя (4,5 года) и Даша (2 года). Ведёт блог о буднях мамы, делится простыми и быстрыми рецептами приготовления пищи и домашними рецептами красоты.
Лидия Пархитько
@mamam.tut
Психотерапевт с девятилетним стажем. Ведёт блог о детской психологии, рассказывает как мягко и правильно воспитывать детей и развивать эмоциональную сферу ребёнка.
На ваш взгляд, какие самые главные качества нужно воспитывать в мальчиках, а какие – в девочках?
Наталья
Я считаю, что мальчики и девочки равны по своим обязанностям, правам и т. д. Но у нас существуют стереотипы: что девочка — это слабенькое существо, которое сидит и ждёт спасителя, а мальчик — это мужественный принц, который эту девочку спасает. Я считаю своим долгом уравновесить эти качества. Если конкретнее, то мальчиков нужно учить принимать, воспринимать и выражать свои чувства. Как минимум необходимо дать им понять, что если им сейчас грустно – это нормально. Не следует закрывать чувства в себе, а нужно признать и принять их.

Девочек же нужно учить любить себя. Если посмотреть, у нас девочки просто не знают, что о них должны заботиться, что их должны уважать, потому что очень многих взращивают в сфере так сказать «служения мужчине». На самом же деле, девушка имеет право быть любимой, любить и чувствовать уважение и заботу.
Анастасия
На мой взгляд, сильного отличия в качествах нет, потому что никто не отменял человечность. Есть лишь несколько различий. В мальчиках следует воспитывать такие качества, как целеустремлённость, честность и чувствительность (ведь часто этого не позволяют мальчикам, и в итоге вырастают бесчувственные люди). В девочках же нужно воспитывать мягкость, женственность, нежность. Наблюдаю, что всё больше девочек становятся "пацанками", грубыми и в итоге неуверенными в себе. Так или иначе, общество потом немножко изменит детей. Лично для меня, понятие «мужественность» очень абстрактное. Сколько людей не спросить, столько и будет ответов.
Лилия
В детях любого пола нужно воспитывать самостоятельность, ответственность, честолюбие, умение говорить и делать, трудолюбие, милосердие – это поможет им во взрослой жизни, да даже в школе будет учиться намного легче! А если делить по половому признаку... В мальчике нужно обязательно развивать уверенность в себе, ответственность за себя и более слабых, помогать становится ему сильнее физически и морально! Для девочек тоже очень важна уверенность в себе, и все перечисленные выше качества. Акцент в воспитании старшей дочери мы сделали на творчестве, аккуратности и помощи в быту.
Лидия
Я за то, что различия между мужчинами и женщинами есть, так же как и между мальчиками и девочками. И у каждого народа они совершенно разные. В некоторых традиционных культурах проводились исследования этнографами, и было выявлено, что девочки там были сдержанны, а мальчики позволяли себе плакать.

Главное качество, которое, на мой взгляд, нужно воспитывать в мальчиках — это ответственность, потому что в условиях нашего общества и нашего менталитета, мужчина берет на себя больше ответственности за обеспечение семьи. И я сейчас говорю не только про финансовое обеспечение, я говорю про безопасность, принятие решений, направление «лодки» семейного быта.

Второе качество, которое, на мой взгляд, нужно прививать мальчикам — это уважение к людям, причём как к равным по положению, так и к людям, которые слабее в силу каких-то обстоятельств.

Третье качество — дисциплина. И я сейчас не говорю про военную муштру, а имею в виду дисциплину-инициативу, которая позволяет строго следовать своим планам.

Если говорить о девочках, то она должна быть, наверное, принимающей. Я не имею в виду то, что она должна всё терпеть! Девушка должна знать и понимать себя в разных своих состояниях – так она сможет принимать мужчину в разных его состояниях. То есть она должна быть чуткой к разному спектру эмоций. Естественно, она должна отличать, что такое хорошо, а что такое плохо. Поэтому здесь слово «принимать» с оговоркой. Мне кажется естественным, что доброта, ласка и умение создать уют априори лежат на женщине. Потому что, сколько бы мы ни говорили, что женщина может много работать и иметь свой бизнес, но эти три качества – действительно её стихия. Это её королевство!
Как вы считаете, в нашем обществе много мужчин и женщин, которые подходят под когда-то актуальные ролевые модели, где мужчины – сильные, смелые и решительные, девочки – хрупкие, нежные и обаятельные?
Наталья
Таких мужчин и женщин в нашем обществе нет, потому что адекватным и счастливым может быть только свободный человек. Человек без стереотипов: мужчина, который может лишний раз прогнуться, расстроиться и попросить прощения; женщина, которая в состоянии лишний раз включить командный голос, сделать первый шаг, а также заплатить за себя в кафе и взять на себя ответственность. Фразы «мужики уже не такие», «всем женщинам нужно только одно» и подобные появляются из-за того, что человек не видит в своём глазу бревно, ему проще сказать, что все остальные не соответствуют данной картине. Если бы мужчина встретил вот такую идеальную, принимающую женщину, далеко не факт, что его бы всё устроило. Людей интересует не покладистость, а индивидуальность, честность, открытость и принятие себя и своих близких.
Анастасия
Сейчас всё больше стирается граница между мальчиками и девочками. К сожалению, на мой взгляд, это связано с большим количеством неблагополучных, неполных семей. Когда сына воспитывает мама, в итоге получается такой мальчик-девочка — плаксивый, неуверенный в себе. И в этих же условиях вырастают девочки, которые пытаются взять на себя всё! Взять на себя дом и быт.

И вот эти границы настолько стёрты, что сейчас как таковых сильных ролевых моделей мужчины и женщины не существует. Хотя это очень грустно, потому что даже работая в школе, наблюдая за детьми, я вижу, как они берут, на мой взгляд, неправильные модели от своих собственных родителей.
Лилия
В нашем регионе (среднее Поволжье, не буду говорить за другие) очень часто роли мужчины и женщины меняются. Но такое происходит уже очень давно. Ведь и в СССР женщины работали наравне с мужчинами, только если мужчины просто работали, то женщины к тому же занималась детьми и бытом! Ничего особо не поменялось. В восточных семьях традиционные ролевые модели сохранились лучше.
Лидия
Честно говоря, я не знаю общества, где девочки должны быть хрупкими, нежными и обаятельными. Это какой-то фантом, которому то все пытаются соответствовать, то начинают с этим бороться. Даже нет исторического периода в России, когда женщина могла бы себе позволить быть хрупкой, нежной и обаятельной. По-моему — это всё миф. Все трудятся, все работают. И совершенно точно, что девочки могут быть сильными, смелыми и решительными, а мужчины – слабыми и безвольными. И тут смотри пункт первый: очень многое зависит от воспитания и собственного развития. В ролях мужчины и женщины сейчас выбраны не те градации и категории, такого просто никогда не предполагалось, и это невозможно осуществить в нашем обществе.
"У нас девочки просто не знают, что о них должны заботиться, что их должны уважать, потому что очень многих взращивают в сфере так сказать «cлужения мужчине»."
- Наталья Кошелева.
Читала, что психологи советуют хвалить девочку часто и просто так – за то, что она такая, какая есть. А мальчиков хвалить только за конкретные поступки. Не просто "какой ты у меня молодец/красавец/умница", а "как далеко ты кидаешь мяч", "как хорошо ты катаешься на велосипеде".
Вы согласны с этим?
Наталья
Единственная любовь к детям, которая может и должна существовать — это безусловная любовь и принятие. Соответственно, никаких «я тебя люблю за то, что ты такой» или «потому что ты это сделал» быть не должно. Любовь материнская, да и любого близкого человека, должна иметь формат «я тебя люблю, потому что ты — это ты», «потому что ты есть».
Анастасия
Скорее всего я согласна с этим мнением, но это связано не с эмоциональной стороной вопроса. Это больше связано с устройством мозга мальчиков и девочек. Всем известно, что мужчины мыслят логически, более конкретно, нежели женщины. Девочке, в принципе, достаточно каких-то общих понятий: «умная», «хорошая», «нежная», а мальчишкам нужно конкретно указывать на то, что же они сделали правильно, иначе эта похвала не проникнет в их сердце и до них «не дойдёт». Поэтому лучше всего, действительно, мальчишек хвалить конкретными словами, конкретными действиями: «ты такой молодец, потому что ты сделал ...», «у тебя всё получится, потому что ...» и т. д. Именно это придаёт им уверенности и мотивации.
Лилия
Я не читаю психологов, но знаю, что «доброе слово и собаке приятно». Похвала, она окрыляет! По полу я бы тут делить не стала, за поступки хвалить нужно всех! И не только детей! Но и похвала просто так, думаю, тоже никого не испортит, но это должно быть дозировано!
Лидия
Считаю, что всех надо хвалить за конкретные поступки. Любим мы просто так. «Я люблю тебя просто потому, что ты есть!» – не важно, говорим мы это мальчику или девочке. А вот хвалить действительно лучше за какие-то конкретные вещи. Потому что и девочкам, и мальчикам важна реализация в равной степени: они должны адекватно тестировать и понимать свои возможности. Хвалим конкретно: «Ты классно катаешься на велосипеде!», «Ты прекрасно можешь танцевать». И эта похвала одинаково касается и мальчиков, и девочек.
Как объяснить ребенку своё разное отношение к одним и тем же вещам, произошедшим с мальчиком и с девочкой?
Наталья
Я против разного отношения к мальчику и девочке. В сложной ситуации обоих надо обнять, успокоить, поддержать. В приятной — поздравить, похвалить. И обнять. Обнимать вообще нужно чаще! Я считаю, что других вариантов быть не должно. Но в нашем обществе они есть, к сожалению. До сих пор есть такие советские высказывания, типа: «Чего ты плачешь, как девчонка?» или «Чего ты нюни распустил?», «Соберись, ты же мужик!». Но мы сейчас двигаемся к тому, что все равны, все имеют право радоваться, имеют право огорчаться, плакать, смеяться, делать что-то или не делать. Можно, конечно, сказать, что исторически так сложилось, но общество развивается, и наши дети будут жить в социуме, в котором не будет существовать границ.
Анастасия
Очень часто родители боятся говорить о разнице между мальчиком и девочкой. И сейчас я говорю не о половой принадлежности, в плане физиологии, а именно о психологической. Для того, чтобы понять, почему с девочкой поступили как с хрупкой, слабой и принимающей особой, можно привести в пример разных сказочных принцесс, которые все нежные и ласковые, сидят в заточении и ждут своего принца.

Кроме того, детям стоит объяснить, что у мальчиков и девочек разные функции в принципе. Девочки чаще всего у нас отвечают за быт, за хозяйство, а мальчишки – это защитники, рыцари. Когда они принимают на себя такую роль, они ни в коем случае не обижаются. Мальчик не расстроится, если ему скажут: «Что же ты расплакался, ты же мальчик?». Но главное – этим не злоупотреблять, потому что мальчики, которые не плачут в детстве, во взрослом возрасте никогда ни перед кем не откроются и будут как чёрствые сухари.
Лилия
У меня две девочки и два мальчика. И объясняю я им не в соответствии с их половыми признаками, а учитывая их характер. Кому-то нужно всё объяснить и разжевать, кого-то достаточно просто пожалеть. Каждая ситуация индивидуальна, сложно ответить на этот вопрос. Если бы описали конкретный случай, я бы ответила. А так рассуждать...

Маше поставили "два" и Игорю "два" – отношение одинаковое у меня будет. Машу ударил мальчик и Игоря мальчик – Игорю скажу, что надо было дать сдачу, Маше, кстати, так же могу сказать, она – каратистка. Но, скорее всего, скажу Игорю её защищать, и если такое повторится, чтобы он дал сдачи за Машу. Кстати, в школах и садах сотрудники против таких методов, но они самые рабочие.
Лидия
Исходя из логики. У нас есть одно существенное отличие – мальчик сильнее, чем девочка, и это правда. Поэтому мальчику можно лезть на это высокое дерево, а вот девочке нужно быть чуть осторожнее. Ещё есть эмоциональное восприятие, и родителям нужно помогать разнополым детям оценивать ситуацию по-разному. Девочка больше понимает оттенки эмоций, больше разбирается в чувствах, она намного внимательнее относится к потребностям другого человека, так как в неё изначально заложена функция материнства. Но это не значит, что у мальчика эмоциональности меньше. У него восприятие просто чуть более конкретное и категорийное. И ему нужно помогать познавать эмоциональный, бытовой, умственный мир с учётом особенностей его восприятия.
"Мне кажется естественным, что доброта, ласка и умение создать уют априори лежат на женщине. Потому что, сколько бы мы ни говорили, что женщина может много работать и иметь свой бизнес, эти три качества — действительно её стихия. Это её королевство!"
- Лидия Пархитько.
В каком возрасте стоит заводить разговор с детьми
о гендерных особенностях мальчиков и девочек?
Наталья
Заводить разговор следует в том возрасте, в котором ребёнок сталкивается с установками и стереотипами внешнего общества. Если он не ходит в детский сад, то я бы сказала, что перед школой. Если же ребёнок с 1,5-2 лет начинает посещать детские дошкольные учреждения, то я считаю целесообразным, начать разговор уже в этом возрасте. Потому что в детском садике, тот же мальчик услышит, например, что девочек бить нельзя, и у него возникнет закономерный вопрос: "А мальчиков можно?" Соответственно, здесь нужно мягко уравновешивать ребёнка. Важно не говорить принципиально обратные вещи, а просто рассказывать свою картину мира.
Анастасия
Это вообще очень деликатный вопрос, и в первую очередь он зависит от того, насколько открыто родители готовы разговаривать со своими детьми на любые темы. Я очень часто сталкиваюсь с тем, что родители с детьми вообще не говорят о произошедшем в течении дня, о каких-то успехах и переживаниях. Если вы со своим ребёнком близки, стоит начинать говорить ему о гендерных различиях в возрасте 2-3 лет, когда дети начинают впервые интересоваться своей половой принадлежностью.

Сейчас огромное количество замечательных детских книг, пособий, которые наглядно расскажут ребёнку о его половой принадлежности и о различиях с другими детьми. В этом возрасте достаточно просто рассказать и показать, как что выглядит. В 5-6 лет советуют уже более подробно поговорить с детьми, потому что дальше уже начинается школьная жизнь, и там они узнают значительно больше.
Лилия
У нас не было таких серьезных разговоров про гендерные различия, возможно потому, что дети и так видели их на примере своих младших братьев и сестёр. Дети у нас могут ходить без штанов до четырёх лет и купаются вместе (дочке почти два года, сыну – 4). Старшие дети их не стесняются, они воспринимают их как малышей, но прекрасно видят различия. Мы преподносим это как факт, не говорим: «Фу, это стыдно». Старшие дети (7 и 10 лет) купаются отдельно, они друг друга стесняются, но не стесняются младших детей. Как-то у нас всё это происходит естественным образом.
Лидия
С самого начала. Когда мы трогаем ребёнка, когда мы общаемся с ним, мы проговариваем части тела, говорим о принадлежности к полу — это происходит интуитивно. А заводить с ребёнком конкретный разговор можно тогда, когда у него появится интерес к этому вопросу. Например, когда дочь приходит из садика и спрашивает: «Почему у Васи там что-то есть, а у меня нет?» Обычно эти вопросы возникают в 3-4 года. Тут да, стоит объяснить ребёнку разницу.
Как учить вести себя в конфликтных ситуациях мальчика? Девочку?
Наталья
Сложный вопрос. Здесь дело опыта и темперамента, нужно работать с этим. Я не буду оригинальна, если скажу, что я за равноценное обучение мальчиков и девочек. Вопрос открытый, потому что сказать «не бей» я не могу, так как нужно уметь постоять за себя. И сказать «бей» я не могу, потому что не нужно растить машину, которая будет убивать всё на своём пути.

На самом деле девочки довольно хорошо умеют постоять за себя, пока им в голову не вложат информацию о том, что девочка должна быть всегда слабенькая, плачущая и невинная. Соответственно, я за невмешательство. Можно просто обозначить основные правила: первым не бить, игрушки не отбирать, помнить, что ты хороший и я тебя люблю. До последнего стараться договориться. Если не получается – зови маму! Но если моего ребёнка бьют, я учу давать сдачи и сама вмешиваюсь: устраиваю взбучку маме драчуна. Это модель поведения для обоих полов, если что. Я умею за себя постоять и чувствую себя уверенно.
Анастасия
По моему мнению, у мальчиков и девочек не должно быть разницы в поведении в конфликтных ситуациях. Потому что мы в первую очередь воспитываем не мальчика и девочку, а человека. Личность! Не стоит усугублять и показывать сильные отличия. Я иногда слышу, как мальчишки говорят: «Мне папа сказал, что если меня обидят — сразу бей!» В дальнейшей жизни это ему совершенно не пригодится, и он не сможет справляться со своей агрессией, не умея общаться и обсуждать проблему. И точно так же девочки, которые при первой же возможности начинают плакать и отходить в уголочек – это проблему не решает.

Я думаю, что не стоит акцентировать внимание на половом различии, нужно просто учить ребёнка тому, что в любой ситуации следует постараться договориться. Если этого не получается, то рядом всегда есть взрослый, к которому можно подойти и рассказать.
Лилия
Мальчика я учу сначала оценить силы и адекватность противника, сможет ли он что-то понять словами. Если можно избежать конфликта, лучше сделать это. Сначала поговорить, а если на тебя нападают и ты сможешь дать сдачу – дай. Если на тебя нападает толпа – беги и проси помощи у взрослых. Девочку я учу следующему – если можно избежать конфликта, постарайся его избежать, не провоцировать себя и оппонента, попробовать объяснить словами. Но если это мальчик, который скорее всего сильнее тебя – нужно обратится к взрослому, уйти, убежать, кричать, привлечь внимание окружающих, чтобы тебе помогли!
Лидия
Очень провокационные вопросы, достаточно сложные для ответа. Мы не разделяем детей. Учим договариваться, поменяться, уточнить, если не помогает, то обратиться за помощью к взрослому. Если взрослого нет, то ответить сдачей, если тебя бьют.

Как правило, детям до 7-8 лет попадает одинаково. Что мальчишки дерутся, что девчонки. Да, мальчики к этому более склонны, но никакого акцента мы на этом не делаем. Они более предрасположены к дракам, у них чуть больше потребность в физическом действии, поэтому они чаще будут использовать тело для того, чтобы решить конфликт. Но какую-то особенную позицию в воспитании по этому поводу мы не занимаем.
Сейчас некоторые частные школы практикуют
раздельное обучение мальчиков и девочек, и считается,
что с точки зрения качественного образования такой подход более эффективен.
В чём, по вашему мнению, плюсы и минусы такого формата?
Наталья
Я не считаю школы действенным инструментом обучения и не планирую отдавать туда детей. Будем откровенны — такой формат существует для того, чтобы родителям было куда сдавать детей, пока они сами работают. Соответственно нужно понимать, что школа — не равно "обучение". И если хочется качественного образования, то это скорее будет что-то в индивидуальном порядке, какие-то мини-классы.

Единственная, на мой взгляд, ценность школы – это социум. Это действительно то место, где дети учатся коммуницировать и общаться друг с другом. Место, где у них возникают первые отношения, первые драки, признания, ревность, обиды, первые свидания и т. д. А тут всего этого лишают, как так? Если школа отнимает у мальчиков и девочек возможность познавать противоположный пол, то я уверена, что такие дети оказываются на несколько шагов позади тех, кто учился в совместном классе. Если школа не может заинтересовать детей и сделать так, чтобы они держали своё внимание на занятиях — это значит, что у неё проблемы с образовательным процессом. И позиция "сделать школу настолько скучной, чтобы дети учились, отобрав у них общение с противоположным полом" – это какая-то утопия. На выходе – ни качественных знаний, ни умения общаться.
Анастасия
Раздельное обучение было развито всегда. Ещё в первых гимназиях на Руси мальчики учились отдельно от девочек: считалось, что они друг друга смущают, друг другу мешают, мысли заняты другим. До сих пор во многих религиях, в том же самом мусульманстве, иудействе, нельзя молиться вместе. Мужчины и женщины находятся в отдельных помещениях, потому что они разные, в первую очередь не по внешности, а по мировосприятию, по душевности.

Раньше раздельное образование мальчиков и девочек было удобно. Но тогда был другой мир, другое время, когда из мальчиков воспитывали воинов, которые исключительно защищают своё отечество, а из девочек — мам, которые занимаются воспитанием детей. Сейчас же всё поменялось, и раздельное обучение, на мой взгляд, даёт в основном минусы. Дети, выходя в обычный мир, всё равно контактируют с другими людьми, а умение общаться с противоположным полом — это один из основных навыков, который пригодится любому человеку. Да, по статистике, дети, которые учатся в школе с раздельным обучением, имеют более высокую успеваемость, потому что в определённый период их взросления голова не забита гормональными всплесками. Но при всём этом эмоционально они более узко мыслят, и им может быть сложнее общаться с разными людьми.
Лилия
Я к этому отношусь положительно: дети точно усвоят материал лучше. Не думаю, что это скажется плохо на их воспитании, или будет ощущение, что их обделили (если такое разделение будет только в рамках учёбы). У меня муж учился в мужском коллективе, я в практически женском, правда это было не в школе, а уже в обучении по специальности. Но думаю, такой подход более эффективен с точки зрения качества образования, хотя я абсолютно не против смешанного. Вообще, материал усваивается лучше всего, если заниматься один на один с учителем.
Лидия
Не соглашусь. Совместное воспитание быстрее развивает социальные навыки, влияет на эмоциональное развитие. А дальше важно грамотно всё это оформить, подобрать программы, методики, нагрузку, внеурочную и проектную деятельность, выездные мероприятия. И здесь разный пол и командность будут помогать развитию, а ни в коем случае не мешать ему.
"Девочке в принципе достаточно каких-то абстрактных понятий, таких как «умная», «хорошая», «нежная», а мальчишкам нужно конкретно указывать на то, что же они сделали правильно, иначе эта похвала не проникнет в их сердце и до них «не дойдёт»."
- Анастасия Бондарева.
Ваш главный совет родителям, воспитывающих и мальчика, и девочку.
Наталья
Я бы посоветовала идти от противного. В нашем обществе существуют некоторые стереотипы воспитания, и в каждой семье они абсолютно разные. Некоторые семьи растят «бой-бабу», некоторые – «принцессу» и т. д. Мне кажется, что в первую очередь стоит посмотреть на себя и задать вопрос: «Что мне мешало в жизни стать счастливой?» (то же и с мужчиной). Как показывает практика, обычно это стереотипы, установки и ожидания. Соответственно, если женщина не смогла стать счастливой в личной жизни, значит ей нужно разрешить своей дочери быть счастливой! Если причина в чём-то другом, например, мама, наоборот, была карьеристкой и считала, что должна зарабатывать, ей нужно показать своей дочке, как бывает по-другому. Но, опять же, очень важно делать это без перекосов. В детях нельзя взращивать свои неудавшиеся ожидания.

Что касается ребёнка противоположного пола, просто посмотрите на своих близких людей. На мужа, на отца, на брата, на друзей. Что, на ваш взгляд, мешает им жить? Если вы не будете стараться, ваш сын будет похож на мужчину в вашей семье, а девочка – на женщину в вашей семье. Так вот, постройте собирательный образ мужчины и женщины, подумайте, что именно вы хотите скорректировать, и работайте в эту сторону.
Анастасия
Не делить детей на мальчиков и девочек. Самое главное – любить своего ребёнка. Я очень часто замечаю, что девочек, в плане проявления чувств, любят больше, чем мальчиков. Считают, что мальчиков нельзя обнимать, целовать, прижимать, радовать и хвалить, потому что из них можно вырастить нюню. Это совершенно не так. Вы растите человека. Поэтому самое главное – любить своих детей, несмотря ни на что, но не залюбливать!
Лилия
Не важно, какого пола у вас ребёнок и как вы будете его воспитывать, он все равно возьмёт пример с вас! Поэтому воспитывать прежде всего нужно себя и показывать хороший пример здоровых гармоничных отношений в семье!

Наши дети с детства понимают, что девочка станет в будущем женой и мамой, а мальчик – защитником и кормильцем семьи. Они не в курсе, что где-то живут мальчики с мальчиками или девочки с девочками, что некоторые мальчики хотят стать девочками и наоборот. Мы не скрываем этого, просто в нашем окружении таких случаев нет. Главный совет: не стоит заострять тему полового различия, просто воспитывайте в детях уверенность и веру в себя, не унижайте, любите, хвалите, играйте с ними, станьте друзьями! И тогда у ваших детей всё сложится в жизни хорошо, не важно, какого они пола!
Лидия
Нужно любить и слушать своих сыновей и дочерей. Следовать всем правилам воспитания разнополых детей. Это значит, что как только старшему ребёнку исполняется 3 года, мы начинаем раздельное воспитание. Стараемся не оставлять детей одних, не купаем их вместе, не кладём спать в одну кроватку. В какой-то момент у них просыпается исследовательский интерес к телу и противоположному полу. Этот интерес может возникнуть с четырёх лет. И одно дело, когда это происходит безобидно и массово в детском саду, а совсем другое, если это происходит между братом и сестрой. Очень часто для девочек это становится травмой, что брат её трогал или приставал, или предлагал игры интимного характера. Поэтому важно соблюдать эти правила и создавать некую дистанцию между мальчиками и девочками в одной семье. Мой главный совет — будьте внимательны к своим детям.
"Наши дети с детства понимают, что девочка станет в будущем женой и мамой, а мальчик – защитником и кормильцем семьи. Они не в курсе, что где-то живут мальчики с мальчиками или девочки с девочками, что некоторые мальчики хотят стать девочками и наоборот."
- Лилия Евплова.

Бонусное интервью
с Оскаром Кучера
Воспитание от "звёздного" папы.

Оскар Кучера – многодетный папа со стажем.

У Оскара 5 детей. Старший сын от второго брака уже взрослый, 15-летний молодой человек, который пошёл по стопам своего знаменитого папы и сейчас играет в российском государственном театре ДМТЮА.

Оскар со своей третьей женой, Юлией, растят троих сыновей: Александра (14 лет), Даниила (12 лет), Марка (полгода) и дочь Алисию (9 лет).

Воспитанием детей Оскар и Юля занимаются сами, не прибегая к помощи нянь.

Семья живёт очень дружно. И мы решили узнать у «звёздного» папы, как проходит воспитание детей в его семье.
Как вы воспитываете своих детей? Есть ли разница между воспитанием мальчиков и девочки?
Воспитываю я их по-разному. Абсолютно точно. Девочке, конечно, позволяется больше. Иногда я говорю: «Это, к сожалению, по той причине, что порой с девочкой просто не совладать». И я прекрасно знаю, что отец не имеет права кричать на неё. И не имеет права повышать голос в принципе. Поэтому мне с Алисой приходится достаточно тяжело: она частенько пользуется тем, что она девочка, и, играя в принцессу, юмором и лаской пытается свести на нет все конфликтные ситуации и при этом остаться при своём. Если я говорю, что надо надеть вот это, а дочка хочет надеть другое, то она пойдёт исключительно в том, что хочет надеть она. И никто с ней справиться не может.

С пацанами в этом плане проще: сказал, хлопнул по столу кулаком, всё – вопрос решён. Ну, и мальчикам какие-то вещи мне объяснить намного проще: у них есть такое понятие, как «должен». А у девочки мне бы не хотелось воспитывать представление о жизни в формате «должна».
Вы наказываете детей за проступки и шалости? Какие обычно меры наказания применяете в своей семье к детям?
Наказания, безусловно, есть. За шалости нет, конечно, а за проступки – да. Я всегда говорю детям, что любые действия приводят к последствиям. И если сейчас, условно говоря, вы эти последствия испытываете от своих родителей, то в дальнейшем жизнь вам будет подкидывать их от кого угодно. И вы должны понимать, что вам нужно отвечать за то, что вы делаете. Наказания бывают разными. В основном, в нашей семье наказание заключается в лишении всевозможных гаджетов. Например, замена смартфона на кнопочный телефон.

Наши дети посредством своей домашней и школьной работы получают небольшие деньги. Условно говоря, за пятёрки они зарабатывают, а, соответственно, за двойки к ним применяется система штрафов. То есть это премии и штрафы.
Если дети балуются, вы с ними одинаково строги?
Я вообще не строг с детьми, если они балуются. Я позволяю им это и считаю, что детство, оно на то и детство, чтобы баловаться. Потому что когда, как не в детстве? И я с радостью балуюсь вместе с ними. Но если баловство переходит какие-то границы, я не то что строг со своими детьми, но во всяком случае пытаюсь остановить их и навести на путь истинный.
"Если младшего целуешь 1 раз,
то старших по 20 раз,
пока они уже кричать не начнут,
что всё, хватит! "


Как ваши дети общаются между собой? Была ли ревность у старших после рождения младших детей? Если да, то как справлялись?
Когда они только росли, были ещё маленькими, то да, ревность, конечно, была. Сейчас у них есть соперничество. У мальчиков. С девочками нет, конечно. Наверное, среднему приходится тяжелее всех, по той причине, что у него есть старший брат, и нужно соответствовать и пытаться всё время доказывать, что он тоже не мелочь, потому что у него есть младшая сестра, и ей он должен доказывать, что он старший.

Братья между собой периодически дерутся, как и любые братья. Ну, так, мягко достаточно. У нас старший очень адекватный парень, и Саня не позволяет себе распускать руки. Хотя иногда и очень хочется. Бывает пообзываются, бывает повздорят, но в основном они дружат, конечно. Сестричку они обожают. А с рождением младшего, Марка, вообще как-то всё устаканилось, и стало намного проще, потому что они, во-первых, все очень-очень любят Марка, а во-вторых, дух соперничества с появлением младшего брата куда-то исчез. Сошёл на нет. И от этого стало хорошо.

А справлялись как? Вот старших всегда зацеловывали. То есть если, условно говоря, младшего целуешь 1 раз, то старших по 20 раз, пока они уже кричать не начнут, что всё, хватит! Залюбливать надо обязательно старших детей. Безусловно!
Бытует мнение, что мальчика больше должен воспитывать папа, а девочку – мама. А вы как считаете? И какие главные качества вы бы хотели видеть в своих сыновьях и дочери?
Ну, я не согласен с этим абсолютно. Воспитание — это подсказывание, как поступать в той или иной ситуации. И наказание — это тоже подсказывание своего рода. Поэтому я считаю, что должны воспитывать все члены семьи. Безусловно, и мама, и папа, и старший брат должен показывать пример младшим. То есть всё на своём примере. Если вы не хотите, чтобы ваши дети плевались на улице, не плюйте сами. Если хотите, чтобы они пристёгивались в машине, пристёгивайтесь сами. Всё начинается с себя. И потом, не надо «сходить с ума» по поводу того, что ваши дети чего-то сейчас не хотят слышать или у них чего-то не получается, потому что они просто дети. В конце концов вырастут, услышат. Не было ещё таких, кто не вырос. Ну то есть были, но мы не говорим сейчас про какие-то агрессивные патологии и прочее.

Я бы хотел, чтобы мои дети выросли приличными и порядочными людьми, уважающими чувства других и относящимися с уважением к себе. Любящими себя и, соответственно, любящими окружающих людей. Нашли бы своё дело, которое бы реально любили, и которое приносило бы им хороший доход. Такими я вижу своих детей.
"Если вы не хотите, чтобы ваши дети плевались на улице, не плюйте сами.
Если хотите, чтобы они пристёгивались в машине, пристёгивайтесь сами.
Всё начинается с себя."

Подпишись!
Перепечатка материалов из прочих разделов сайта запрещена без письменного согласия ИП Жидкова. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Все права защищены © 2020, Liberty magazine.
Используя сайт, вы даете согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с условиями и политикой обработки.
Made on
Tilda