Эта статья поможет вам разобраться, как и когда начинать обучение финансовой грамотности, а также какие важные понятия о деньгах и обращении с ними необходимо донести до детей в зависимости от их возраста. Финансовая грамотность — это одно из ключевых умений, которые помогут детям стать успешными взрослыми.
Автор: Виктория Келасова
Младший возраст (2–5 лет)
На этом этапе жизни важно формировать у ребёнка базовые представления о деньгах. Вот несколько способов сделать это.
Игры с деньгами. Используйте игрушечные деньги в ролевых играх. Это поможет ребёнку понять, что деньги используются для покупки товаров и услуг. Отлично подойдут игрушечная касса и игра в магазин.
Обсуждение покупок. Обсуждайте с ребёнком, что вы покупаете и почему. Например, расскажите, что сегодня вы хотите приготовить куриные отбивные с гречневой кашей на гарнир, поэтому в супермаркете берёте куриную грудку и гречневую крупу.
Ценность денег. Важно начать говорить о ценности денег уже в раннем возрасте. Объясняйте, что деньги — это результат работы, и чтобы что-то купить, нужно сначала заработать. Можно показывать купюры, приходя с работы. Так у ребёнка сложится причинно-следственная связь — родители работают и в доме появляются деньги, которые можно потратить на покупки.
Дошкольный возраст (5–7 лет)
Первый опыт с деньгами. В этом возрасте дети начинают осознавать, что деньги можно зарабатывать и тратить. Некоторые дети уже получают подарки в виде купюр на Новый год и День рождения и даже с помощью родителей тратят их на заветные игрушки.
Старые монеты или банкноты. Дайте детям возможность распоряжаться реальными деньгами под вашим контролем, чтобы они могли увидеть, как они выглядят и как работают. Например, попросите передать оплату водителю маршрутки, предупредив, что нужно дождаться сдачи.
Простые определения. Знакомьте ребёнка с понятиями «дороже» и «дешевле», а также «покупка» и «продажа» через простые примеры. Например, попросите в магазине сравнить стоимость конфет в ассортименте. Можно подытожить наблюдение: карамельные конфеты дешевле шоколадных.
Создание сбережений. Введите в жизнь ребёнка копилку, куда он сможет складывать свои мелкие деньги. Объясните, что это способ накопить на что-то желаемое.
Начальная школа (8–10 лет)
Понимание бюджета. В этом возрасте дети способны осознать более сложные финансовые термины. Они уже в состоянии понять, что бюджет — это соотношение доходов и расходов. И что нужно стремиться, чтобы расходы не превышали доходов.
Дайте карманные деньги. Начните давать детям карманные деньги и обсуждите, как они могут их использовать. Помогите составить простой бюджет, объясняя, что часть денег можно потратить, а часть — сохранить. Банки дают возможность открыть детские банковские карты, карманные деньги можно переводить на них. Так дети почувствуют себя взрослыми, это поможет серьёзнее подходить к своему бюджету.
Цели сбережений. Поддержите детей в установлении финансовых целей. Например, накопить на новую игрушку или игру. Можно договориться, что если ребёнок сможет накопить к лету половину стоимости велосипеда, оставшуюся сумму вы добавите. Очень важно, чтобы он мог прочувствовать результат своих усилий, а процесс не затянулся на несколько лет. Ведь долгое ожидание в этом возрасте лишает интереса и воли хранить накопленное.
Финансовые игры. Используйте настольные игры, такие как «Монополия», чтобы объяснить базовые принципы экономики и инвестиций.
4. Подростковый возраст (11–17 лет)
С подростками нужно говорить о финансах более серьёзно. Некоторые дети к моменту окончания школы уже имеют опыт подработки, инвестируют в простые финансовые инструменты.
Бюджетирование. Помогите составить подробный бюджет, включающий доходы (карманные деньги, заработок) и расходы. Объясните, как учитывать разные статьи расходов.
Сбережения и инвестиции. Обсуждайте, что такое сбережения и как работают инвестиции. Можете рассмотреть возможность открытия сберегательного счёта.
Частичная финансовая независимость. Если возможно, пусть подросток начнёт зарабатывать деньги. Это даст возможность применить на практике все знания об управлении финансами.
Кредит и долги. Обсуждайте, что такое кредиты, как работают проценты и почему важно избегать долгов. Покажите с помощью кредитного калькулятора, сколько придётся переплатить банку за пользование кредитом.
Финансовая грамотность — это не просто знание о деньгах, это умение принимать обоснованные финансовые решения. Начинать обучение следует с раннего возраста, постепенно усложняя темы и вводя новые концепции. Помните, что важно не просто обучать детей, но и давать им возможность применять эти знания на практике. В конечном итоге, формирование финансовой грамотности поможет вашим детям стать успешными и независимыми взрослыми.