Продюсер Евгений Орлов об изнанке детского шоу-бизнеса

автор Наталья Ковалева

В каждом номере мы разбираем одну актуальную тему с точки зрениях трёх разных экспертов.

Автор: Юлия Мандрыченко @mademoiselle.ima

Дети в шоу-бизнесе – довольно противоречивая и неоднозначная тема. С одной стороны, многие считают, что ребёнка не стоит вовлекать во взрослый мир эстрады. Других, наоборот, привлекают популярность и карьера в шоу-бизнесе, и это становится заветной целью многих родителей, в том числе тех, у кого одарённые дети. И они часто задаются вопросом: «Как вырастить звезду?» Но что кроется за кулисами эстрады и детской популярности? Какие подводные камни лежат на пути к успеху? И место ли детям в шоу-бизнесе? Возможно ли вырастить звезду с раннего возраста, не погубив при этом хрупкую детскую психику и не украв детство? Об этом и о многом другом мы поговорим со специальными гостями рубрики «Эксперт+» – семьёй Орловых, которая, как никто другой, близка к миру шоу-бизнеса.

журнал для мам Либерти

 Музыкальный продюсер проектов, которые не нуждаются в представлении: «Отпетые Мошенники», «Сливки», «Гости из будущего», Мистер Малой, дуэт Smash!!, конкурс «Новая волна», конкурс «Детская новая волна», «Фабрика звёзд – 4», «Голос», «Голос.Дети», «Главная сцена», «Победитель», «Всё по-взрослому», «Школа музыки». Автор многочисленных хитов, в том числе: «Люби меня, люби», «Молитва», «Мир без войны». Преподаватель университета RMA. Автор уникальной методики по развитию талантов у детей и подростков. Президент фестивалей «Поколение NEXT» и «Территория успеха». Руководитель центров творческого развития «Республика KIDS» (Москва) и «Территория» (Санкт-Петербург).

Многие считают, что шоу-бизнес – не место для детей. Что вы думаете по этому поводу?

Я думаю ровно так же. Шоу-бизнес для меня – понятие довольно мутное, особенно в России. В нём много несправедливости и ложных иллюзий. Поэтому я бы не хотел «окунать» в него неподготовленную психику. А дети, как правило, не готовы к этой деятельности. И не должны быть, наверное. По этой причине вы, скорее всего, не сможете назвать успешных подростков без сломанных судеб. И большинство из них, к моему большому сожалению, где начали взлёт карьеры, там же её и закончили. За редким исключением мы можем наблюдать обратное. И это заслуга, прежде всего, педагогов, близкого окружения и родителей, которые навязывают правильные установки и ориентиры, в том числе и на успех.

Вы много работаете со звёздами, в том числе и с детьми. Чем отличается работа с ребёнком от работы со взрослыми? И чем отличается продюсирование ребёнка от продюсирования взрослого? 

Я не могу продюсировать ребёнка. Я могу выполнять функции продюсирования: умение разглядеть в человеке яркие, индивидуальные способности и развить их, сделав достоянием миллионов. И с детьми у меня это получается гораздо проще. Ведь главная задача работы с ними – как раз развивать способности, не концентрируясь на предъявлении их множеству людей, то есть на популярности. Ведь многие из детей в успехе в общем-то и не нуждаются – это, скорее, потребность их родителей. Они об этом не думают, им просто должно быть интересно развиваться. И мне с ними работать гораздо легче, потому что по мере взросления человек обрастает комплексами, стереотипами и сам себя загоняет в рамки. Взрослого гораздо сложнее растормошить и уговорить его попробовать поэкспериментировать с поиском чего-то нового. Дети более податливые, открытые. И более благодарные.

“Если ребёнок с музыкальными способностями, то живые концерты – хорошие, реальные примеры успеха. Успеха яркого, не однодневного, без жертв. Успеха не любой ценой. Детям нужно ставить это в пример в качестве долгосрочной мотивации.”

Продюсер Евгений Орлов об изнанке детского шоу-бизнеса

Шоу-бизнес – тяжёлая ежедневная работа, требующая большой отдачи. Как мотивировать ребёнка? Как бороться с выгоранием у детей?

Во-первых, не нужно, чтобы ребёнок знал, что он участвует в каком-то шоу-бизнесе. Не нужно его лишать детства. Даже если есть успех, и вы монетизируете его деятельность, всё равно всё должно происходить через некую игру. Должна присутствовать лёгкость, и это должно нравиться самому ребёнку. Важно также часто переключать детей на различные занятия, чтобы они не уставали, и, конечно же, мотивировать их. Мотивация начинается у детей с мультиков, ведь они все про какое-то преодоление, про любовь, дружбу. Маленького ребёнка через них легко мотивировать. Потом можно подсаживать его на книги и фильмы. 

Если ребёнок с музыкальными способностями, то живые концерты – хорошие, реальные примеры успеха. Успеха яркого, не однодневного, без жертв. Успеха не любой ценой. Детям нужно ставить это в пример в качестве долгосрочной мотивации. Ведь есть мотивация короткая: я исправила оценку, чтобы мама не ругала. А есть мотивация долгосрочная: зачем мне заниматься фортепиано? А чтобы потом блистать как Бейонсе, например. Ситуация с мотивацией у подростков на сегодняшний день сложна: у них перед глазами примеры тиктокеров, которые быстро стали успешными, но ненадолго. Такой успех им понятен и близок. И как раз противопоставить другие примеры успеха сегодня довольно сложно.

Ответственность и дети в шоу-бизнесе – вещи совместимые? Ребёнок ответственно относится к своей работе?

Ребёнок будет относиться к работе ответственно ровно настолько, насколько вы ему эту отвественность привьёте. И опять же, точно не нужно повышать значимость того, что он делает, давя на него фразами: «Твоё будущее решается этим кастингом», «Если не пройдёшь конкурс, то опозоришь семью» и т. д. Он для вас всегда любим и уникален. К сожалению, я много раз видел, когда у ребёнка отбивалось всяческое желание заниматься творчеством, потому что он боялся ошибиться, потому что знал, что его наругают. Всё нужно делать через лёгкость и некую игру. Работа с детьми – каждодневная, долгосрочная и ювелирная работа. Шоу-бизнес – самый короткий и прямой путь к психологически нездоровому ребёнку. Этого можно избежать, но всё зависит от кропотливой работы педагогов и родителей. И конечно же, важно объяснять через примеры, что путь к успеху прокладывается через неудачи.

База хорошей методики основана на одном важном тезисе: «С большим уважением к маленьким личностям». И если мы будем с уважением относиться к этим маленьким личностям, то, я думаю, они будут отвечать взаимностью и вы не потеряете с ними связь, а, наоборот, укрепите её.

Мы знаем десятки примеров, когда ранний успех в шоу-бизнесе и кинематографе губил дальнейшую судьбу и карьеру ребёнка. Есть ли какие-то выводы, полученные на чужом горьком опыте: как сделать так, чтобы ранний успех не привёл к зависимостям, депрессиям, инфантильности, эгоцентричности и прочему?

Я практически ответил на этот вопрос выше. Зачастую все перечисленные вещи происходят тогда, когда желание быть в шоу-бизнесе исходит от родителей, а не от ребёнка. И родительский эгоизм провоцирует возникновение всех психологических проблем. Поэтому, когда вы находите взаимопонимание с ребёнком и видите, что у него горят глаза, вероятность того, что он вырастет эгоистичным, будет шагать к своей цели, расталкивая всех локтями, гораздо меньше. Прививайте детям умение радоваться за других, радуйтесь вместе с ними. То есть подавайте пример, как нужно себя вести, ведь вы для них авторитет.

Продюсер Евгений Орлов об изнанке детского шоу-бизнеса

“Шоу-бизнес – самый короткий и прямой путь к психологически нездоровому ребёнку. Этого можно избежать, но всё зависит от кропотливой работы педагогов и родителей.”

Вы были продюсером самого известного в России детского шоу – «Голос.Дети». Чему вас научил этот опыт?

На самом деле, до проекта «Голос.Дети» я много работал над другими проектами, связанными с детским творчеством: «Детская Новая волна», «Школа Музыки» и т. д. Мне очень нравится тенденция, что детей приучают к живому звуку, мне нравится, что стираются географические границы и что всем известный стереотип «всё доступно только столичным детям» уходит в прошлое. Существование проектов, где есть возможность показать детей из разных городов и даже стран, тому пример. Ещё прекрасно, что сейчас есть возможность продемонстрировать различные таланты детей разных возрастов. 

Не могу сказать, что именно «Голос.Дети» открыл для меня что-то новое, что я не знал до этого. Я просто радовался тому, что такой проект наконец появился на нашем телевидении. И тому, что он сделал первый шаг, пускай даже робкий, к мотивации на участие в нём детей из отдалённых, провинциальных городов. Проект показал, что можно открывать что-то новое и интересное, экспериментируя со звуком, исполнением старых песен и т. д. А ещё там были представлены дети с уникальными способностями, которых 20 лет назад люди бы посчитали сенсацией мирового значения. Сейчас мы, к сожалению, к сенсациям начали привыкать, и это даже обидно, потому что дети сегодня растут уникальными. То, что они могут в 2020 году, 20 лет назад дети не могли совершенно точно.

Вы очень давно в шоу-бизнесе и много работали именно с молодыми исполнителями. Как изменилась творческая молодёжь за последнее десятилетие?

Совершенно верно. Так получилось, что и Мистер Малой, и «Отпетые Мошенники», и «Гости из будущего», и «Сливки», и дуэт Smash!! – это всё артисты, которым на момент начала нашего сотрудничество не было и 20 лет, а кому-то и ещё меньше. С молодёжью у меня больше складывается работа. Мне нравится открывать в юных артистах те способности, о существовании которых они сами и не подозревают.

Чем отличается нынешняя творческая молодёжь? Мне кажется, путь к славе у них короче благодаря интернету. И сегодня уже не так востребована профессия продюсера в том понимании, в котором она была раньше. Современная молодёжь довольно свободна, и она всё раньше, уже без нашей помощи, начинает отличать хорошее от плохого. Задача успеть заложить правильные смыслы ребёнку отпадает. К тем рассуждениям, которые у нас возникали в 18-20 лет, современные дети приходят уже к 12-15 годам. Сейчас они гораздо быстрее взрослеют. Но при этом нужно помнить, что в душе они всё равно дети и у них есть детские, скажем так, потребности. 

Да, однозначно, молодёжь стала свободнее. И я любуюсь этим фактом. Например, подростки стали ухоженней. Раньше, когда от наших артистов пахло парфюмом, это вызывало непонимание, и сразу всплывали различные клише о таких парнях. Сегодня же считается нормальным, когда артист за собой следит, и это никого не смущает. Также, к слову о свободе, сейчас есть всякие технические новшества в виде приложений, где можно самим снимать ролики, комбинировать музыку даже без знания нотной грамоты.

В последние годы, в связи с ростом популярности соцсетей и стриминговых площадок, кардинально меняется модель медиапотребления. Особенно когда речь идёт о молодёжи. В этом контексте в чём вы видите будущее шоу-бизнеса?

Шоу-бизнес сегодня – собственно и есть эти стриминговые площадки. Они и диктуют главные тренды для молодёжи. С другой стороны, есть вещи, которые основаны на ностальгической популярности, такие как телевидение, радио и т. д. Они в другой плоскости. Сегодня всё очень сегментировано. То, что потребляет молодёжь, однозначно находится в ином поле потребления. Поэтому нельзя объединять эти вещи. 

Мне кажется, что наше телевидение упустило возможность соответствовать трендам и сегодня пытается очень неуклюже нагнать их. Подростки не смотрят телевизор, они всё находят на ютубе: хорошее и не очень хорошее, к сожалению. И тут уже мы должны приложить усилия, объясняя и обсуждая, не превращая запретные темы в табу. 

Продюсер Евгений Орлов об изнанке детского шоу-бизнеса

Жена музыкального продюсера Евгения Орлова. Мама Орловой Стефании (8 лет) и Орлова Мартина (4 года). Популярный блогер.

Как совмещать обычную жизнь ребёнка (школу, досуг, кружки и хобби) с работой в шоу-бизнесе? Чем отличается детство таких детей?

«Работа в шоу-бизнесе» звучит слишком пафосно, при этом не сильно привлекательно. У нас нет стремления, чтобы наши дети были в среде шоу-бизнеса. Мы просто наблюдаем за тем, что им интересно, и стараемся это поддерживать. Вот, например, Стефания была с рождения очень музыкальным ребёнком. Она постоянно танцевала и пела и уже с пелёнок находилась за кулисами музыкальных проектов мужа. Она выросла в «Республике KIDS», с 4 лет уже начала там полноценно заниматься. Мы знаем, что это лучшее место для творческого развития детей, поэтому, конечно же, счастливы, что Стефания растёт в этой среде, и очень радуемся её успехам. И, несмотря на то, что её отец – Евгений Орлов, это не даёт ей никаких привилегий. Может даже отчасти требований к ней ещё больше. Её отец даже слишком строгий в вопросах подготовки и создания концертных номеров.

Совмещать с другими занятиями, конечно же, непросто. Здесь важнейшую роль играет чёткое планирование. Но скажу так: времени для мультиков у нас немного. Школьные уроки мы делаем в перерыве между репетициями.

А детство таких детей, разве что, веселей, пожалуй.

Чем, на ваш взгляд, воспитание ребёнка, который знаменит, отличается от воспитания обычного ребёнка?

Я думаю, что здесь важнейшую роль играет чёткое понимание у ребёнка, что популярность – временное явление. Сегодня на тебя все смотрят, подходят фотографироваться, хотят с тобой дружить. Но вполне возможно, что завтра этого не будет. И здесь может случиться психологическая травма. Задача родителей – правильно относиться к популярности своего чада. Чтобы она воспринималась не как цель, а лишь как следствие. Следствие большой работы. Ну и, конечно, любому популярному человеку, не только ребёнку, важно помнить, что он является объектом для подражания, а это большая ответственность.

Каково это – быть женой одного из самых известных музыкальных продюсеров в стране?

Это, безусловно, приятно, и я бесконечно горжусь им. Не только как невероятно талантливым человеком, но и как настоящим мужчиной. Меня часто спрашивают, как же я не переживаю, ведь вокруг него всегда полно красивых девушек, мечтающих о сцене и готовых ради этого на что угодно. Но мне даже смешно от таких вопросов. Не потому, что я настолько уверена в себе, а потому, что я настолько уверена в нём! Он дарит мне спокойствие и уверенность во всём, а не это ли главное качество в мужчине?

“Сохранить тёплые отношения просто, если у вас общие ценности. Для нас самое главное – наша семья, наши дети.”

Продюсер Евгений Орлов об изнанке детского шоу-бизнеса

Судя по количеству проектов, ваша семья живёт на максимальных скоростях. Что помогает вам сохранять тёплые отношения, уют и позволяет не выгореть эмоционально?

Да, это правда! Мы всё время куда-то бежим, летим и спешим. Каждый день происходит так много интересного, и совсем не хочется сидеть на месте. Это наш уже привычный образ жизни, который, как мне кажется, генетически передался нашим детям.

А отдых? Мы очень любим путешествовать, и смена обстановки для нас важна. В поездках, даже если они активные и насыщенные, мы перезагружаемся, вдоволь общаемся и строим планы. Это и есть наш отдых, который для нас жизненно необходим.

Сохранить тёплые отношения просто, если у вас общие ценности. Для нас самое главное – наша семья, наши дети.

Что бы вы посоветовали родителям тех детей, которые с раннего возраста работают в шоу-бизнесе?

Внимательнее относиться к ребёнку и думать о его истинных желаниях и чувствах, не концентрируясь на своих нереализованных детских амбициях!

Продюсер Евгений Орлов об изнанке детского шоу-бизнеса

“Ну и, конечно, любому популярному человеку, не только ребёнку, важно помнить, что он является объектом для подражания, а это большая ответственность.”

0

Похожие статьи

Этот веб-сайт использует файлы cookie для более комфортной работы пользователя. Мы предполагаем, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принять Подробнее