Начальная школа в Мексике, Японии и Германии

автор Наталья Ковалева

Накануне учебного года мы решили посвятить статью особенностям начальной школы. Сколько учатся дети в младших классах за рубежом, чему их там учат, как в процесс вовлечены родители и сильно ли заграничное образование отличается от российского? 

Автор: Ольга Подколзина @agentprovocat

Как поступить в государственную школу, и всех ли берут в частные? С какого возраста начинается школьное обучение, и можно ли не учиться? Как выставляют оценки детям? Где проводят открытые уроки? Безопасно ли в школе, где все дети разные? Ответы на эти и многие другие вопросы мы получили от мам из Мексики, Японии и Германии.

Ольга Лаврёнова @lavolgas, Канкун (Мексика). Почти 2 года живёт в Мексике и воспитывает 4 детей: Лавр – 8 лет, Марк – 6 лет, двойняшки Мия и Ян – 1,5 года.

Начальная школа в Мексике, Японии и Германии

В Канкуне очень много частных школ на любой кошелёк. Семья Ольги долго выбирала для старших детей удобную по расположению частную школу, с бассейном и адекватной ценой. Государственные семья не рассматривала, потому что на поступление в них огромные очереди, и по отзывам уровень образования, безопасности и внимания к детям в них ниже, чем в частных.

Стоимость обучения в частной школе Мексики начинается от 100$ в месяц и доходит до 700$ в месяц, в зависимости от города и района, а также от территории школы и наличия разнообразных спортивных секций. Конечно, по меркам Европы даже такой ценник невелик. «Мы платим 150$ в месяц за каждого ребёнка и очень довольны нашим учебным заведением. В Мексике любой ребёнок может поступить в частную начальную школу, без знания испанского или английского языка», – рассказывает Ольга. Это объясняется тем, что частные школы многонациональны: в них учатся дети, чьи семьи приехали в Канкун из Америки или Европы. Детское образование в Мексике начинается с 3 лет. Kinderia, это как наш детский сад, рассчитаны на обучение детей с 3 до 6 лет. В них малыши уже сидят за партами, делают задания, играют, занимаются творчеством, спортом. Занятия у них идут с 8 до 13 часов, и на весь день детей не оставляют. Для поступления в kinderia нужно просто выбрать ту, что вам понравится, и подать документы. Малышу в 3 года не нужно ничего знать, нет никаких конкурсов или тестов.

Начальная школа в Мексике, Японии и Германии

Primaria – это начальная (младшая) школа для детей от 6 лет. В них занятия проводятся с 7:30 до 14:30. Для поступления ребёнка в данное учебное заведение родители предоставляют документы о том, где он учился раньше, и тогда его определяют в класс согласно его знаниям по итогам тестирования. «В нашем случае мы оказались в Мексике, когда Лавру было 7, до этого он не посещал никакие учебные заведения, не знал иностранные языки, но это не помешало ему поступить в 1 класс», – поясняет Ольга. Родителям разрешили присутствовать на занятиях, помогали переводить всю информацию на русский язык. В частных школах Мексики часто идут навстречу родственникам ради удобства ребёнка и снижения его стресса, что в итоге очень помогает в учёбе.

«Образовательный процесс в нашей школе полностью соответствует всем требованиям программы, при этом здесь нет большой учебной нагрузки с первых классов и тонны домашних заданий», – рассказывает Ольга.  

В большинстве начальных школ (primaria) есть возможность оставить ребёнка на дополнительные занятия после основных, например на уроки по танцам или тхэквондо, на музыку, футбол или плавание. Там же дети остаются на обед. Многие родители забирают детей уже в конце рабочего дня, в 16-17 часов. 

В Канкуне все частные школы – билингвистические. Половину предметов ведут на испанском, половину – на английском. Испанского больше, потому что вся среда – испаноговорящая: на переменах все общаются на этом языке, и все кружки после занятий ведутся на нём же. Если учебный процесс длится 6 часов, то первые 3 часа уроки ведутся на испанском, потом наступает большая перемена, и следующие 3 часа дети учатся на английском.

Начальная школа в Мексике, Японии и Германии

В младшей школе на испанском преподают арифметику и сам испанский язык: грамматику и чтение. На английском языке дети проходят окружающий мир, грамматику английского языка и чтение. Из творческих занятий есть ИЗО, танцы, физкультура. Интересно, что у детей 2 спортивных дня в неделю: один из них – это зарядка и спортивные командные игры, такие как футбол, а второй день – плавание, если в школе есть бассейн. Во многих школах на уроках музыки дети учатся играть на флейте. У каждого ребёнка свой инструмент, и на открытых уроках они выступают перед родителями. «В классах постарше ребята учатся играть на других инструментах и изучают ноты. Также у них есть уроки театра, где учат выражать свои эмоции мимикой и жестами, делают постановки. Это тоже очень полезно! В мексиканских школах есть даже специальное занятие «iPad», где дети учатся взаимодействовать с айпадом, играть на нём в развивающие игры, открывать приложения и в принципе работать с техникой. Это очень важно в современном мире», – делится Ольга.

Оценки ставят по 10-бальной шкале, начиная с начальной школы, хотя по сути она 5-бальная, потому что ниже 5 обычно не ставят. Дневники есть, но оценки туда не выставляются – он нужен только для записи домашнего задания. 

Ольга поделилась, что в их школе очень интересные открытые уроки – они всегда тематические, проводятся утром и длятся около часа. Практически к каждому ребёнку на такие уроки приходят по 2 родителя, а иногда даже бабушки и дедушки. Обычно мама и папа могут легко отпроситься с работы на открытый урок в школу к ребёнку, это очень уважительная причина, и родителей всегда отпускают.

В частных школах Канкуна очень высокий уровень безопасности, родители приводят детей буквально к школьным дверям и отдают в руки учителей. Ворота школы закрываются ровно в 7:30: если не успел – никто уже не пустит в главный вход, поэтому здесь никто не опаздывает. Конечно, можно завести ребёнка через администрацию здания, но тогда будет штраф. «В начале учебного года каждому ребёнку выдают 1 пропуск на опоздание, но мы не пользовались им: здесь строго с опозданиями, и проверять, что будет, как-то не хочется», – заявляет Ольга.

Начальная школа в Мексике, Японии и Германии

После занятий ребёнка забирают из школы по специальной карточке, где написаны его имя и класс. Эту карточку родитель отдаёт на входе в школу, охранник передаёт её воспитателю, а он, в свою очередь, находит ребёнка. В это время по громкой связи объявляют имя школьника и говорят, кто за ним пришёл. Затем карточку отдают ребёнку в руки, и он бежит к родителю. Такие меры безопасности в школах очень эффективны, потому что никто чужой не может забрать ребёнка, а дети не могут сами покинуть территорию школы.

«В мексиканских школах очень хорошо относятся ко всем детям! И это не показуха. Учителя очень искренние и дружелюбные, в школах царит добрая комфортная атмосфера. Дети рады учителям, они открыты, ведут себя естественно, не зажато, они не перегружены и не запуганы, они доверяют и дружат с учителями, – рассказывает Ольга. – Если дети видят учителей в то время, как их забирают родители, или в городе, или в магазине, то они им радостно машут, бегут обниматься. Если ребёнок обращается к учителю, тот ласково называет его «mi amor», «mi corazón» (моя любовь, моё сердце). Это очень трогательно и здорово, это прививает любовь к школе и к учебному процессу».

Ольга поделилась с нами, как сильно её детям нравится учиться в мексиканской школе, и больше всего её радует тот факт, что в младших классах детей не перегружают учёбой, но при этом органично совмещают школьную программу и творческие, а также спортивные занятия. И всё это проходит в очень дружественной, открытой форме. Так дети адаптируются не только к новой языковой среде, но и к урокам и учебному процессу в целом, они учатся взаимодействовать с другими детьми и с удовольствием погружаются в образовательный процесс.

Ольга Беспалова @olenkajp, префектура Фукуока, город Иидзука (Япония). Ольга живёт в Японии уже 13 лет и воспитывает 2 дочек: Мария – 14 лет, Леона – 7 лет.

Начальная школа в Мексике, Японии и Германии

Для начального обучения детей в Японии можно выбрать государственную или частную школу. В государственную может поступить любой ребёнок, даже без знания японского языка. Обычно в такой школе вместе со всеми учатся дети с особенностями развития, потому что большинство государственных школ – общие, хотя есть и специализированные с коррекционной программой. Таким образом, в Японии у всех детей есть возможность получать бесплатное образование вплоть до старшей школы.

«В своё время мы наткнулись на серьёзный отбор в одну из частных школ, и главными критериями были: место работы родителей, социальный статус семьи и уровень зарплаты. Эта школа обошлась бы нам в 300$ в месяц за каждого ребёнка. Из-за всех этих причин мы отдали дочек в государственную школу», – поясняет Ольга. 

Обычно с 3 до 6 лет дети в Японии посещают садики. Они также бывают государственными и частными. В хороших детских садах малышей учат писать и читать, там они начинают носить форму и в первый класс идут уже подготовленными. Но в государственных школах Японии в первом классе дети снова проходят всё с самого начала: письмо, чтение и арифметику. Поэтому требований к детям при поступлении нет. А вот школьная форма остаётся обязательной.

В японскую начальную школу дети идут с 6 лет, а сам учебный год начинается в апреле, когда зацветает сакура. Обучение шестидневное (в некоторых школах – пятидневное), при этом два раза в месяц суббота обязательно должна быть выходным днём. Школьная программа зависит от конкретного учебного заведения, однако везде учат по стандартам, разработанным государством. Учебный год в Японии поделён не на четверти, как в России, а на триместры. «Из-за этого летние каникулы начинаются 20 июля и длятся только до конца августа, всего 40 дней. Японцы очень много учатся и работают, и так всю жизнь. Например, в этом году из-за пандемии будет лишь 2 недели каникул в японских школах. Думаю, они не успевают полноценно отдохнуть», – жалуется Ольга.

«Сейчас моя старшая дочь заканчивает среднюю школу, а младшая – учится во втором классе. Я почти не вижу их, так как они обе прилежно учатся и делают много уроков после школы», – говорит Ольга. Занятия в 1 классе проводятся с 8:20 до 15:15, а с 6 класса, когда начинается средняя школа, дети учатся уже до 16:20. Также со средней школы начинаются дополнительные занятия, клубы, спортивные секции, музыкальные уроки. Хоть они и не обязательны, но посещение таких кружков является большом плюсом для поступления в хорошую старшую школу, от которой во многом зависит будущее ребёнка, в том числе возможность получить хорошую профессию в Японии.

дочь оля япония

В государственных школах всё обучение ведётся на японском языке. Английский в начальных классах очень слабый, преподаётся в игровой форме. Полноценно обучать данному языку начинают со средней школы, и преподаёт его, как правило, носитель английского, предметы на нём не ведутся. Другие иностранные языки более распространены в частных школах, а в государственных дети могут изучать их на факультативах после основных занятий. В интернациональных школах (которые тоже частные) большая часть предметов ведётся на английском языке, и в итоге дети лучше знают его, чем японский. 

Начальная школа длится 6 лет, в ней дети изучают математику, японский язык, естественные науки (да, химия и физика тут с младших классов!), общественные науки (этикет, историю и этику), домашнее хозяйство, музыку, физическую культуру и изобразительное искусство. По итогам обучения школьники сдают экзамены на знание 1006 из 1945 государственных символов кандзи. Также в начальной школе есть тесты – проверочные работы после изучения каждой большой темы, они проводятся в середине триместра и по его окончанию. Оценки ставят с 1 класса по 3-бальной системе: удовлетворительно/хорошо/отлично. Детей не оставляют на второй год и не отчисляют.

В средней школе продолжается изучение тех же предметов, что и в начальной, но дополнительно прибавляются английский язык и специальные дисциплины по выбору. В этот учебный период самыми сложными предметами считаются японский и английский язык, а также математика. Средняя школа длится 3 года, оценки ставят по 5-бальной системе, детей не оставляют на второй год и не отчисляют. Проверочные работы проводятся минимум дважды в триместр в виде тестирования по 100-бальной системе.

Особняком стоят Дзюку – так называемые «репетиторские школы». Они востребованы ближе к окончанию средних классов, причём каждый ученик записывается на те курсы, которые ему подходят. Занятия проходят два-три раза в неделю, в вечернее время. Учителя в этих школах дополняют материал, изучаемый в средних классах, и помогают детям освоить школьную программу для успешной сдачи экзаменов в старшую школу. Все курсы в Дзюку платные.

оля япония муж дети

Программа обучения в старших школах мало чем отличается от предыдущих ступеней. Тем не менее ученики могут большее количество времени посвящать изучению материала определённой специализации. Старшая школа длится 3 года. В ней детей могут оставить на второй год, могут отчислить за неуспеваемость. Здесь начинается очень серьёзная подготовка к поступлению в высшее учебное заведение. В Японии нет бесплатных старших школ или ВУЗов, но учреждения государственной собственности (которых очень мало) могут обучать по более низким ценам.

В японских школах у каждого класса есть классный руководитель, он меняется каждый год, а также здесь ежегодно переформировывают сами классы. Кроме того, в школе есть родительский совет, который регулярно взаимодействует с сотрудниками учебного заведения по вопросам успеваемости, обучения и нужд школы. «Родители и школа – это отдельная большая тема, которая объединяет родителей по 2 причинам. Во-первых, открытые уроки, – рассказывает Ольга. – Здесь нет привычных нам родительских собраний (что-то подобное проводится лишь раз в год в начальной школе), но организуются дни открытых уроков, где родители собираются для общения и чтобы посмотреть выступления детей. Вторая причина – уборка школы. У школ довольно большая территория, многие из них очень старые и страшненькие, но при этом деньги на ремонт с родителей не собирают, а у властей выделение средств на школы, видимо, не на первом месте. Но главное то, что в школах нет уборщиц! Вся уборка здания и территории полностью ложится на детей, чем они и занимаются в специальное время после занятий и на переменах, а также на родителей – для этого школой организуются общие мероприятия. Поэтому я не вполне довольна нашей школой, хотя она и устраивает меня в плане образования».

оля япония 2 муж и дочь

В обычных японских школах дети никак не пересекаются с религией, атмосфера в них спокойная, фокус только на образовательный процесс. А вот по поводу детей эмигрантов и отношения к ним в обществе ситуация не однозначная. Ольга поделилась, что многое зависит от семьи и её места жительства. Дети-иностранцы, как правило, пользуются популярностью среди сверстников: они интересные, они выделяются. Иным бывает отношение к детям из смешанных семей, где один родитель – японец, а второй – нет. «Наши дети – метисы. Здесь их ещё называют “дети-хафы” (от слова “half” или “половина” на английском), – говорит Ольга. – Я лично знаю много случаев, когда в больших городах к таким детям относились плохо, были конфликты, они подвергались насмешкам, ведь в японской культуре очень важно, кто ты и какая твоя семья. Хорошо, что в Японии, с ростом числа таких детей, а также с ростом количества иностранцев, это сходит на нет. Мы живём в деревне, где все знают друг друга, и мои дети здесь достаточно популярны, у них добрые отношения с окружающими, чему я очень рада».

Ксения Хляпова @xenia_hl, Кёльн (Германия). Живёт в Германии уже 17 лет и воспитывает 3 детей: Никита – 8 лет, Дмитрий – 6 лет, Валерия – 2 года.

Ксения Германия

В Германии государственное бесплатное образование находится на очень высоком уровне и доступно абсолютно всем. Здесь ребёнок, достигший школьного возраста, обязан идти в школу. Нет варианта отдать его в учебное заведение позже или обучать дома. Возраст зачисления в начальную школу зависит от распоряжения определённого земства. «У нас, в Северном Рейн Вестфалене, если ребёнку исполняется 6 лет до 30 сентября, то в этот год он идёт в школу, а если 6 лет исполняется после 30 сентября, тогда он идёт в школу на следующий год. Но если родителям очень хочется отдать его в школу уже в этом году, даже если день рождения ребёнка после 30 сентября, его могут принять после специальных вступительных тестов», – рассказывает Ксения. В школах Германии есть дни открытых дверей для будущих учеников и их родителей, которые устраиваются раз в год. Обычно родители выбирают 2 школы, которые им нравятся, и подают туда документы. При наличии мест, ребёнка возьмут, не важно, как далеко от дома эта школа. Если мест нет, его обязательно зачислят в ближайшее учебное заведение по месту жительства.

По желанию можно отдать ребёнка в частную школу, например, только для девочек или только для мальчиков, но они очень дорогие. «Мы не планировали отдавать ребёнка в частную школу, поэтому этот вопрос я подробно не изучала. И в целом они в Германии не пользуются массовой популярностью. Наверное, из-за своей стоимости, ведь чтобы ваша дочь посещала школу для девочек, нужно платить 15 000 евро в год», – поясняет Ксения.

Весь образовательный процесс в государственных школах проходит только на немецком языке, хотя принять могут и без знания языка. Дети очень быстро адаптируются, учатся у других, начинают понимать немецкий и повторять. В среднем в младшей школе проводятся по 4 урока в день и 2 раза в неделю – по 5-6 уроков. Каждый урок рассчитан на 45 минут, занятие по одному предмету длится 2 урока, между ними – перемена. Это похоже на пары в российских вузах, но здесь эта система практикуется с 1 класса. 

Обычно родители отвозят младших детей в школу на автомобиле, а старшие дети добираются на велосипедах. Также многие школы предоставляют автобус, чтобы забирать учеников из дальних районов и отвозить их домой после учебы.

В школу ребёнка обязательно примут даже с минимальными знаниями: к началу обучения он должен знать буквы, цвета, уметь считать до 10, рисовать и делать поделки. Можно самостоятельно подготовить будущего ученика к школе, а можно посещать немецкий садик.

семья Ксения Германия

В первом классе в Германии преподают чтение и письмо, арифметику, все базовые предметы. «Интересно, что у немцев нет правописания – дети учатся так, как слышат, а уже в старших классах их переучивают. Так ребёнок учится самостоятельно понимать учителя и развивать свои навыки. Оценки до 3 класса не ставят, вместо них используют смайлики и галочки, а аттестаты выдаются в письменной форме, где подробно расписана успеваемость ученика. Есть проверочные задания, но их очень мало, всё проводится в игровой форме в виде тестов и диалога. Потом в 4 классе (это выпускной класс), детям говорят, что дальше учёба будет серьёзнее. Также в школе постоянно делают творческие поделки, ученики собирают папки с различной информацией и потом используют её для плакатов или проектов», – делится Ксения. 

Отличительная особенность Германии заключается в уважении к религии. Она присутствует даже в школах. Для детей-католиков проводятся католические уроки, для евреев – евангельские, также в школах организованы уроки социального развития, туда могут ходить все дети, которые не принадлежат ни к первому, ни ко второму религиозному течению. «Мой ребёнок православный, и он не посещает уроки религии, потому что у меня как родителя есть выбор, и я могу отказаться», – дополняет Ксения. 

К детям эмигрантов в Германии относятся отлично – это очень толерантная страна, все школы здесь мультикультурные. «В нашем классе немецких детей можно пересчитать по пальцам, в основном учатся дети-метисы, чьи родители из абсолютно разных культур», – говорит Ксения. Некоторые немецкие школы в качестве факультатива предлагают уроки русского и турецкого языков. Именно эти иностранные языки – самые востребованные в стране после английского.

В немецких школах проводятся и выездные образовательные уроки в музеи и зоопарки. В начальной школе, особенно в первом классе, преподаватель часто гуляет с учениками на детской площадке, играет и занимается с ними на открытом воздухе. Это делается для того, чтобы дети, только покинувшие детский сад, не сидели долго за партами, а могли побегать и поиграть, выплеснуть свою энергию. «Очень хорошо, что в Германии делается акцент на социальное и моральное развитие детей. Воспитатели следят, чтобы ученики были спокойными и довольными, а только потом – получали знания. Немцы очень толерантные, творческие, они внимательны к детям и их нуждам», – рассказывает Ксения.

дети Ксения Германия

Несколько слов про безопасность. Вне зависимости от размера школы и её территории уровень безопасности у ответственных немцев всегда на высоте. Начальные школы обычно небольшие: в них расположены классы, учительская, актовый зал, столовая и детская площадка. 2-3 учителя всегда следят за детьми на переменах. В школах проходит очень много проверок на безопасность здания и всех его систем, детей учат эвакуироваться и правильно реагировать на любую опасность.

«Моему ребёнку очень нравится учиться в школе, и я тоже ей довольна. В следующем учебном году наша школа переезжает в новое здание, всё внутри будет совершенно новым, а само здание будет прямо рядом с домом: мои сыновья смогут ходить туда пешком. Правительство выделило деньги на строительство, и теперь мы ждем, когда здание пройдёт аккредитацию. Здесь подобные вещи тщательно контролируются и перепроверяются, поэтому переезд не бывает быстрым», – говорит Ксения. 

Начальная школа в Мексике, Японии и Германии

В начальной школе закладываются социальные навыки и привычки, во многом определяющие развитие ребёнка и его склонность к учёбе в будущем. В некоторых школах требовательные учителя с первого класса посадят малыша за гору учебников, а в некоторых – ещё несколько лет будут играть и веселиться вместе с ним. Очень важно в качестве начального образования выбрать ту золотую середину, которая будет отвечать потребностям ребёнка и развивать его сильные стороны. Начальная школа должна быть такой, чтобы дети учились в ней с увлечением и интересом, с удовольствием получали новые знания и хорошие отметки за них.

0

Похожие статьи

Этот веб-сайт использует файлы cookie для более комфортной работы пользователя. Мы предполагаем, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принять Подробнее