Пошаговая инструкция для родителей: что делать, чтобы ребёнок понял, что такое деньги.
Шаг 1. Начните окружать ребёнка «денежными предметами» с раннего возраста, с 2–3 лет.
Поставьте на полку рядом со сказками книгу о деньгах, например «Первая книга о деньгах» — ребёнок будет рассматривать иллюстрации, открывать окошки, это вызовет интерес к теме.
Купите копилку и давайте складывать в неё монеты — это будет развивать мелкую моторику и окружать его атрибутами денег, что тоже будет вызывать интерес к теме.
Отдайте ребёнку свою банковскую карту, у которой уже истёк срок годности.
Купите игрушечную кассу или счёты.
Не нужно заставлять ребёнка читать данные книги или играть в игрушки, наша задача — просто окружить малышей этими предметами, чтобы они были вокруг ребёнка. Цель — вызвать интерес ребёнка к теме «Деньги».
Шаг 2. Изучите историю возникновения денег вместе с ребёнком.
Посмотрите видео или мультфильм по теме, например «Фиксики — История вещей — деньги», или почитайте книгу, например «Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей в сказках».
Главная цель — чтобы ребёнок понял, что деньги создали для того, чтобы было удобно обмениваться друг с другом товарами и услугами.
Шаг 3. На практике показывайте ребёнку, зачем нужны деньги.
Когда приходите в магазин, обратите внимание ребёнка на ценники, объясните, что здесь указана цена за товар, а если бы денег не было, мы бы не понимали, что сколько стоит. Это первая функция денег — «мера стоимости».
Запаситесь наличными деньгами и подходите к кассе, когда покупаете товары, это поможет наглядно показать ребёнку, что деньги мы обмениваем на товар. Нам товар — кассиру деньги за товар. Это вторая функция денег — «средство обмена».
Складывайте деньги в копилку и объясняйте, что таким образом деньги можно копить, а потом купить на них то, что захочется. Это третья функция денег — «средство накопления».
Цель — чтобы ребёнок наглядно увидел и понял, как люди используют деньги в реальной жизни.
Шаг 4. Расскажите ребёнку откуда берутся деньги дома, на банковской карте.
Дома. Родители ходят на работу или занимаются бизнесом, тратят своё время, отдают свои знания, за это они получают деньги. Деньги можно получать либо наличными (это монеты и купюры), либо электронным переводом на банковскую карту.
На банковской карте. Чаще всего работодатели переводят деньги за работу на банковскую карту. Банковской картой можно оплачивать покупки в магазине. Если вам нужны наличные деньги, их можно снять в банкомате. Практическое действие: сходите с ребёнком к банкомату, попросите снять с него 100 рублей (например) и положить 100 рублей обратно на карту.
Примечание. Сами наличные деньги (монеты и купюры) производятся на специальном производственном предприятии под названием «монетный двор».
Шаг 5. Объясните ребёнку, куда люди тратят деньги.
Для того, чтобы человек жил хорошо и счастливо, должны быть удовлетворены его потребности и желания. Потребности — это то, что необходимо человеку, без чего он не может прожить. Желания — это то, что человек хочет, но он может жить без этого или может подождать какое-то время, пока его желание исполнится.
Рассмотрите пирамиду Маслоу.
Параллельно задавая ребёнку вопросы.
1 категория потребностей — физиологические, то, что нужно человеку на уровне тела. Как ты думаешь, без чело наше тело не сможет прожить долгое время? Без еды, воды, сна, гигиены, воздуха.
2 категория потребностей — безопасность. Как ты думаешь, что нужно человеку для того, чтобы он чувствовал себя в безопасности?
Крыша над головой, т. е. дом, одежда, комфорт, уют.
3 категория потребностей — социальные. Это дружба, любовь, поддержка, общение с другими людьми.
4 категория потребностей — признание. Нам хочется, чтобы мы сами и другие люди признавали, что мы хороши в каком-то деле, выступлении. Например, когда ты читаешь стихотворение на утреннике и тебе аплодируют — это приятно, значит люди признают, что ты старался и сделал это хорошо, выучил стихотворение и выступил.
5 категория потребностей — духовные. Это когда мы задумываемся о внутреннем мире, ищем для себя ответы на вопросы «кто я на самом деле, что хорошего я могу сделать для мира и т. д.»
Цель: понять, что потребности — это то, на что родители тратят деньги в первую очередь, а потом уже деньги тратятся на желаемое.
Поиграйте с ребёнком в игру «Необходимое-желаемое».
Эта игра по формату очень похожа на игру «съедобное/несъедобное».
Для игры вам понадобятся родители и мяч (если мячика нет, можно взять мягкую игрушку или другой предмет, который можно ронять на пол).
Правила игры:
Если играете вдвоём или небольшой компанией, нужно встать в круг и кидать друг другу мячик, называя те вещи/услуги, на которые тратятся деньги (например: хлеб/проездной/бензин/конфеты/электричество/конструктор лего/ботинки/поход в кино/поход к стоматологу/и так далее).
Если названное слово означает что-то НЕОБХОДИМОЕ (без чего мы не можем жить и на что тратим деньги) — игрок, которому кинули мячик, должен его поймать.
Если названный предмет относится к ЖЕЛАЕМОМУ (без чего мы можем прожить в данный момент, что можно запланировать и купить позже), то мячик нужно оттолкнуть.
Если названо ЖЕЛАЕМОЕ и мяч пойман, то тот, кто поймал мяч, становится водящим.
Если кидали НЕОБХОДИМОЕ, а игрок оттолкнул или не поймал мяч, он становится водящим.
Цель игры: определить что, конкретно, для вашей семьи считается необходимым, а что — желаемым.
Пройдите с ребёнком по этим 5 шагам, и он точно поймёт, что такое деньги, со всех сторон.