В этой статье мы расскажем, как помочь ребёнку преодолеть страхи и пробудить в нём интерес к учёбе и желание учиться.
Начало нового учебного года — важнейший рубеж, через который проходит каждый ребёнок. Вне зависимости от того, впервые ребёнок идёт в школу или продолжает обучение, это всегда стресс от выдергивания ребёнка из состояния свободы и безмятежности, и он часто сопровождается тревогой, страхом и даже паникой от предстоящих событий. Почему так случается?
Если взрослых людей спросить, хотят ли они после отпуска выходить на работу, редко кто ответит «да». Так почему ребёнок должен хотеть идти на учёбу после долгого отдыха?
У предыдущих поколений было больше оффлайн-развлечений: прогулки с друзьями, активные игры на улице, именно в связи с этим со школой было больше положительных ассоциаций, ведь это долгожданная встреча с друзьями. Сейчас же дети большое количество времени проводят в онлайне, и именно там получают положительные эмоции от общения с друзьями. Поэтому и выходить из дома и идти в школу мотивации нет.
Дети сами по себе активны и инициативны, когда у них есть неподдельный интерес. Активный протест ребёнка, саботаж школы зачастую виден сразу. Но бывает и так, что сигналы не очевидны: сонливость, избегание разговоров о школе, болезни в начале учебного года, отсутствие интереса к выбору школьных принадлежностей — важно наблюдать за ребёнком, обратить на это внимание и предпринять меры.
Как мягко повернуть интерес ребёнка в сторону учёбы?
Поделиться личным опытом: рассказать о своих детских и школьных переживаниях.
Здорово, если своим опытом поделится авторитетный для ребёнка человек, например, кто-то из родителей, и расскажет о волнении в этот непростой период. Ребёнок должен понимать, что он не один, что чувства, которые он испытывает, знакомы и другим, что взрослые знают, что это такое, и поддерживают его. А главное — родители тоже нервничали и боялись, но их опыт доказывает, что волноваться и бояться — это нормально и естественно, и на самом деле ничего страшного обычно не случается.
Любовь и ещё раз любовь
Безусловная любовь и крепкий тыл дают невероятную опору ребёнку вне зависимости от его успехов или неудач. Даже если им недоволен учитель, даже если у него неуспеваемость по нескольким предметам сразу, очень важно, чтобы ребёнок ощущал и слышал, что его любят. Конечно, это не должно означать, что ребёнок может ничего не делать и не прикладывать никаких усилий.
Подчеркнуть положительные моменты
Какие уж тут плюсы, если каникулы закончились?! Да, в учебный год включиться не так уж просто не только школьникам, но и родителям (если они контролируют учебный процесс). Говорите ребёнку о том, что учебный год — это не только уроки, контрольные и домашние задания, делайте упор на общение с одноклассниками, говорите с вдохновением о том, сколько всего нового ребёнка ждёт в этом году, как это увлекательно.
Настроение и фокус внимания
Нужно направить усилия ребёнка не на оценки, а на то новое и интересное, что он узнает в процессе обучения, на развитие самостоятельности и других полезных навыков. Не столько важен результат, сколько сам процесс!
Поощряйте самостоятельность
Стимулируйте интерес ученика всё делать самому — пусть криво и неумело, пусть с ошибками, зато это он сам! Хвалить надо не только за «пятёрки», но и за самостоятельность. После этого воодушевлённый ученик начнёт прикладывать усилия, и когда появится удовольствие от процесса, результаты начнут улучшаться как будто сами собой.
Что может затормозить вхождение ребёнка в учебный процесс?
1. Излишнее давление и запугивание «плохими» оценками: «Ты хуже всех, станешь дворником» — подобные фразы снижают ценность учебного процесса.
2. Выполнение домашних заданий родителями. Ребёнок привыкает, что за него всё сделают, и мотивация, разумеется, пропадает.
3. Хаотичный распорядок дня. У детей должно быть время на полноценный обед и отдых после занятий, не стоит забывать и про прогулки на свежем воздухе и здоровый сон.
4. Обесценивание переживаний ребёнка. Будьте на стороне ребёнка, старайтесь понять, что он чувствует. Если школьник говорит, что ему некомфортно, у него нет сил, ему тяжело — обратите внимание на его состояние. Детям необходимо доверие родителей.
Нежелание учиться — это индикатор, сигнал для родителей, что в жизни детей есть факторы, которые им мешают.