Бабушки и дедушки бывают разные: модели взаимодействия старшего поколения с детьми

автор Наталья Ковалева

Каким вы хотите видеть вашего ребёнка? Счастливым или послушным? А как насчёт того, чтобы реализовать оба варианта? Простые рекомендации детского психолога, которые помогут сохранить лучшие качества детской натуры и вырастить ребёнка гармоничным человеком.

Автор: Елена Друма – психолог международного уровня @lenadruma

Практически каждого из нас возили в детстве к бабушкам и дедушкам в деревню. Воздух, ягоды, присмотр, общение с близкими – вокруг были одни плюсы. Однако сейчас ситуация меняется почти на противоположную: часть родителей и экспертов приходят к выводу, что бабушкино воспитание плохо воздействует на ребёнка, что влияние старшего поколения лучше ограничивать и так далее. В связи с этим появились разные модели отношений между бабушками, дедушками и внуками.

Давайте разберёмся вместе.

Бабушки и дедушки могут играть разные роли и оказывать различное влияние на семейную систему.

По типу контакта с детьми можно выделить три основные категории бабушек и дедушек:

  1. Активно участвующие в жизни внуков.
  2. Принимающие участие изредка (функциональное участие).
  3. Дистантные – не принимающие участия.

У каждой из названных категорий есть свои особенности. Рассмотрим подробнее.

Бабушки и дедушки, активно участвующие в жизни и воспитании внуков

Если старшее поколение не просто функционально участвует, а подбирает личностный подход, видит ребёнка и его родителей, ищет способы выстраивать коммуникацию, то в этом есть много пользы:

Бабушки и дедушки бывают разные: модели взаимодействия старшего поколения с детьми

“Чем лучше выстроены связи внутри семьи, тем более позитивное влияние на развитие ребёнка это может оказывать.”

Что же в этом плохого?

Бывают бабушки и дедушки, которые активно принимают участие в воспитании внуков, при этом конкурируя с родителями и предъявляя свой опыт как более значимый и ценный. Это может иметь негативное влияние – ребёнок оказывается в расщеплении, когда значимые взрослые «перетягивают» его, как канат. Он любит всех и тяжело переживает подобное рассогласование значимых фигур. Здесь важно, чтобы родители установили границы: дали понять, что именно они являются теми, кто формирует систему воспитания своего ребёнка.

Также вместе с семейными историями бабушками и дедушками могут передаваться негативные установки, например: «большие деньги есть только у мошенников», «секс – это грязно», «ты должен всем делиться», «всегда слушайся взрослых» и так далее.

Иногда сюда вплетается тема вкладов в развитие ребёнка – бабушки и дедушки могут считать, что их дети должны им что-то за воспитание внуков. Раньше огромная помощь старшего поколения в воспитании считалась нормой, сейчас эта норма трансформируется. Поэтому в каждой семье устанавливаются индивидуальные договоренности насчёт того, необходимо ли компенсировать бабушкам и дедушкам их вклад в ребёнка и в чём эта компенсация может выражаться.

Бабушки и дедушки, принимающие участие в воспитании изредка (функциональное участие)

Функциональное участие – это те бабушки и дедушки, которые сами не умеют эмоционально сближаться, создавать тёплый контакт, поэтому они делают это через функцию: накормить, «прогулять» ребёнка, отвести к врачу и т. п.

Формальный контакт высвобождает время для родителей, удовлетворяет физиологические потребности ребёнка, однако потребность в близости у него остаётся неудовлетворенной или удовлетворённой частично.

Количество времени, проведённое вместе, не равно качеству этого времени. Часто такие бабушки и дедушки не очень чувствительны даже к физиологическим потребностям ребёнка – они делают для него то, что представляется им полезным, не учитывая его мнение и желания. Это может сформировать у ребёнка аналогичную нечувствительность к себе. 

Если границы часто нарушаются (кормить ребёнка котлетами, когда он не голоден – это нарушение границ), то в будущем это может привести к тому, что другие люди также смогут нарушать границы этого человека, и он сам будет это делать, именно в силу сформированной нечувствительности.

Вместе с семейными историями бабушками и дедушками могут передаваться негативные установки, например: «большие деньги есть только у мошенников», «секс – это грязно», «ты должен всем делиться», «всегда слушайся взрослых» и так далее.

Дистантные бабушки и дедушки

Бабушки и дедушки бывают разные: модели взаимодействия старшего поколения с детьми

И наконец, дистантные бабушки и дедушки – те, которые избегают контактов с внуками, формализуют их. Например, они могут передать подарок на день рождения и всё. В некотором роде такие отношения, как дырка вместо зуба – пустота. 

Если умершие родственники воспринимаются как целостный образ (был человек и умер), то по поводу исчезающих из контакта может быть много недоумения – человек есть, а отношений нет. Это может ослаблять связь с семейной системой. Условно говоря, ребёнок может задаться вопросом: «Я не понимаю, почему эти люди меня отвергают, ведь у нас есть кровная связь». В таком случае родителям нужно правдиво и в хорошей форме донести до ребёнка мысль о том, что не со всеми людьми получается устанавливать дружеские отношения. То есть не «бабушка и дедушка нас не любят, поэтому с нами не говорят», а «по-видимому, у бабушки и дедушки есть свои причины, чтобы не общаться с нами и с тобой, но это не значит, что с нашей семьёй что-то не так».

Степень и качество влияния бабушек и дедушек на внуков и на семейную систему зависит не только от их возраста, образования, личного опыта, но и от социальных, личностных норм в их жизни. А также от качества связей внутри семейной системы – насколько людям разных поколений удаётся слышать и быть услышанными друг другом. Чем лучше выстроены связи внутри семьи, тем более позитивное влияние на развитие ребёнка это может оказывать.

А как будет у вас – решать только вам. В любом случае, общение с любящими людьми будет идти ребёнку только на пользу.

0

Похожие статьи

Этот веб-сайт использует файлы cookie для более комфортной работы пользователя. Мы предполагаем, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принять Подробнее