Богатый папа, бедный папа. Как давать ребёнку правильные финансовые установки

Автор: Мария Мосиевских @maria_mosievskih

Многие из вас читали книгу Роберта Кийосаки «Богатый папа. Бедный папа». Красной нитью на протяжении всей книги идёт главная мысль: для того, чтобы ребёнок вырос и стал богатым человеком, недостаточно окончить школу с хорошими оценками, важно иметь мышление богатого человека. Что такое «мышление богатого человека»? Почему оно так важно и важно ли вообще?

Как часто в детстве в ответ на просьбу купить игрушку вы слышали от родителей: «денег нет» или «мы не можем сейчас себе это позволить»! С одной стороны, обычные фразы, но с другой они не так безобидны, как могут показаться на первый взгляд.

А как вам ещё более распространённое высказывание, которое, я уверена, слышали очень многие: «не жили богато, нечего и начинать»? 

Перед написанием этой статьи я обратилась к подписчикам своего блога в Instagram для того, чтобы они вспомнили выражения их родителей о деньгах. Фразы «денег нет» и «не жили богато, нечего и начинать» оказались самыми частыми.

Как часто в детстве в ответ на вашу просьбу о покупке игрушки вы слышали от родителей: «денег нет» или «мы не можем сейчас себе это позволить». С одной стороны, обычные фразы, но с другой — они не так безобидны, как могут показаться на первый взгляд.

Что происходит с ребёнком, когда он постоянно слышит от родителей эти фразы? У него возникает убеждение, что деньги это что-то недосягаемое, доступное только ограниченному кругу лиц. Что денег в мире мало. 

И одних детей это мотивирует в будущем добиваться больших высот, а других, наоборот, останавливает от смелых действий: зачем я буду стараться, если итог будет таким же, как у моих родителей?

Я не призываю покупать ребёнку всё, что он пожелает. Можно придумать правила, связанные с покупками. Например, покупать один раз в месяц игрушку стоимостью не более определённой суммы. 

Также детям можно объяснять, что у семьи есть ежемесячные траты на продукты, квартплату и т.д., и что в семейном бюджете можно запланировать покупку игрушек, развлечения, поход в кафе. Важно донести до ребёнка, что это делается не из-за нехватки, а для грамотного управления деньгами семьи. 

У россиян в связи с историческими особенностями очень сильны негативные установки о том, что большие деньги невозможно заработать честным трудом. Какие мысли рождает такая установка у ребёнка? Если у человека мало денег, значит он хороший, а богатым быть плохо, потому что все богатые бандиты и преступники. Ну что тут скажешь? 

Богатый папа, бедный папа. Как давать ребёнку правильные финансовые установки

Что происходит с ребёнком, когда он постоянно слышит от родителей, что денег нет? У него возникает убеждение, что деньги — это что-то недосягаемое, доступное только ограниченному кругу лиц. Что денег в мире мало.

Ещё одно распростанённое выражение «это дорого». Если вы применяете эту формулировку в жизни, то стоит задуматься. «Дорого» на самом деле очень условное понятие. Дорого относительно другого аналогичного товара? Или дорого относительно вашего дохода? Если второе, то самое время рассмотреть возможность его увеличения.

Наш мозг устроен удивительным образом: он постоянно решает задачи, которые ставит перед нами жизнь. И решает он их, используя весь тот опыт и знания, которые мы накопили к определённому моменту времени. 

Если мы хотим купить что-то дорогостоящее, то у нас есть три варианта: 

  1. Отказаться от покупки, сказав: «я не могу сейчас себе это позволить». Что делает в этот момент мозг? Он прекращает решать задачу, потому что её нет, можно расслабиться.
  2. Совершить покупку, воспользовавшись кредитными деньгами. Тоже так себе решение и пример для наших детей. Это детская позиция — брать где-то деньги для удовлетворения своих потребностей. Только «дети» берут деньги у кого-то, взрослый человек их зарабатывает. 
  3. Самый интересный вариант поставить мозгу задачу, сказав: «Как я могу себе это позволить?». Вот здесь мозг начинает генерить идеи, искать варианты, как увеличить доход, чтобы получить желаемое.

Дети считывают ваше поведение моментально и копируют его в своей взрослой жизни: осознанно или неосознанно. Какой из трёх вариантов вы бы предпочли для своего ребёнка в будущем?

 

Дети считывают ваше поведение моментально, и копируют его в своей взрослой жизни: осознанно или неосознанно.

В наших силах говорить со своими детьми осознанно, показывая им своим примером, что деньги это хорошо, что быть богатым не стыдно, что деньги можно зарабатывать честными способами, что денег в нашем мире много и заработать их может каждый. 

А ещё, что ими можно и нужно управлять, и при грамотном управлении деньги будут приносить деньги! Это уже финансовая грамотность. Но изначально отношения с деньгами у ребёнка закладываются на примере родителей. Так что давайте будем подавать им достойный пример. 

Фото предоставлены @zlata_belianina

1

Похожие статьи

Этот веб-сайт использует файлы cookie для более комфортной работы пользователя. Мы предполагаем, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принять Подробнее