Автор: Мария Мосиевских @maria_mosievskih
Многие из вас читали книгу Роберта Кийосаки «Богатый папа. Бедный папа». Красной нитью на протяжении всей книги идёт главная мысль: для того, чтобы ребёнок вырос и стал богатым человеком, недостаточно окончить школу с хорошими оценками, важно иметь мышление богатого человека. Что такое «мышление богатого человека»? Почему оно так важно и важно ли вообще?
Как часто в детстве в ответ на просьбу купить игрушку вы слышали от родителей: «денег нет» или «мы не можем сейчас себе это позволить»! С одной стороны, обычные фразы, но с другой — они не так безобидны, как могут показаться на первый взгляд.
А как вам ещё более распространённое высказывание, которое, я уверена, слышали очень многие: «не жили богато, нечего и начинать»?
Перед написанием этой статьи я обратилась к подписчикам своего блога в Instagram для того, чтобы они вспомнили выражения их родителей о деньгах. Фразы «денег нет» и «не жили богато, нечего и начинать» оказались самыми частыми.
Как часто в детстве в ответ на вашу просьбу о покупке игрушки вы слышали от родителей: «денег нет» или «мы не можем сейчас себе это позволить». С одной стороны, обычные фразы, но с другой — они не так безобидны, как могут показаться на первый взгляд.
Что происходит с ребёнком, когда он постоянно слышит от родителей эти фразы? У него возникает убеждение, что деньги — это что-то недосягаемое, доступное только ограниченному кругу лиц. Что денег в мире мало.
И одних детей это мотивирует в будущем добиваться больших высот, а других, наоборот, останавливает от смелых действий: зачем я буду стараться, если итог будет таким же, как у моих родителей?
Я не призываю покупать ребёнку всё, что он пожелает. Можно придумать правила, связанные с покупками. Например, покупать один раз в месяц игрушку стоимостью не более определённой суммы.
Также детям можно объяснять, что у семьи есть ежемесячные траты на продукты, квартплату и т.д., и что в семейном бюджете можно запланировать покупку игрушек, развлечения, поход в кафе. Важно донести до ребёнка, что это делается не из-за нехватки, а для грамотного управления деньгами семьи.
У россиян в связи с историческими особенностями очень сильны негативные установки о том, что большие деньги невозможно заработать честным трудом. Какие мысли рождает такая установка у ребёнка? Если у человека мало денег, значит он хороший, а богатым быть плохо, потому что все богатые — бандиты и преступники. Ну что тут скажешь?

Что происходит с ребёнком, когда он постоянно слышит от родителей, что денег нет? У него возникает убеждение, что деньги — это что-то недосягаемое, доступное только ограниченному кругу лиц. Что денег в мире мало.
Ещё одно распростанённое выражение — «это дорого». Если вы применяете эту формулировку в жизни, то стоит задуматься. «Дорого» — на самом деле очень условное понятие. Дорого относительно другого аналогичного товара? Или дорого относительно вашего дохода? Если второе, то самое время рассмотреть возможность его увеличения.
Наш мозг устроен удивительным образом: он постоянно решает задачи, которые ставит перед нами жизнь. И решает он их, используя весь тот опыт и знания, которые мы накопили к определённому моменту времени.
Если мы хотим купить что-то дорогостоящее, то у нас есть три варианта:
- Отказаться от покупки, сказав: «я не могу сейчас себе это позволить». Что делает в этот момент мозг? Он прекращает решать задачу, потому что её нет, можно расслабиться.
- Совершить покупку, воспользовавшись кредитными деньгами. Тоже так себе решение и пример для наших детей. Это детская позиция — брать где-то деньги для удовлетворения своих потребностей. Только «дети» берут деньги у кого-то, взрослый человек их зарабатывает.
- Самый интересный вариант — поставить мозгу задачу, сказав: «Как я могу себе это позволить?». Вот здесь мозг начинает генерить идеи, искать варианты, как увеличить доход, чтобы получить желаемое.
Дети считывают ваше поведение моментально и копируют его в своей взрослой жизни: осознанно или неосознанно. Какой из трёх вариантов вы бы предпочли для своего ребёнка в будущем?
Дети считывают ваше поведение моментально, и копируют его в своей взрослой жизни: осознанно или неосознанно.
В наших силах говорить со своими детьми осознанно, показывая им своим примером, что деньги — это хорошо, что быть богатым не стыдно, что деньги можно зарабатывать честными способами, что денег в нашем мире много и заработать их может каждый.
А ещё, что ими можно и нужно управлять, и при грамотном управлении деньги будут приносить деньги! Это уже финансовая грамотность. Но изначально отношения с деньгами у ребёнка закладываются на примере родителей. Так что давайте будем подавать им достойный пример.
Фото предоставлены @zlata_belianina