Волшебная сила сказки

автор Наталья Ковалева

Каким вы хотите видеть вашего ребёнка? Счастливым или послушным? А как насчёт того, чтобы реализовать оба варианта? Простые рекомендации детского психолога, которые помогут сохранить лучшие качества детской натуры и вырастить ребёнка гармоничным человеком.

Автор: Психолог и педагог Ирина Козлова @irina_kozlova_teachersdiary

Сказкотерапия – сравнительно новое направление в психологии. Тем не менее это не мешает быть ей одним из эффективных и действенных методов в работе с детьми (и не только!). Сказки довольно успешно используются психологами для диагностики и коррекции различных нюансов поведения и настроения у пациентов. А совсем недавно терапевтические сказки вышли за пределы профессионального круга и стали набирать популярность среди широкой публики. Теперь их можно легко найти на полках магазинов, и, конечно, родители проявляют к ним активный интерес. Поэтому предлагаю поговорить сегодня о том, какие есть сказки, как они могут влиять на мировосприятие наших детей и как их правильно читать.

Сказки – это то, что доступно пониманию ребёнка. Это тот язык, который взрослые использовали с давних времен, чтобы из поколения в поколение передавать детям культурные ценности, обучать их нормам и правилам поведения, закладывать основы морали. Через сказки родители доносили до детей народные мудрости, помогали им увидеть жизненные ситуации с разных сторон и анализировать их. Сказки давали (и дают) детям веру в лучшее, ведь в них зло всегда наказывается добром. В них взрослые прописывали готовые сценарии, которые ребёнок мог использовать в схожих ситуациях до того, как наберётся своего личного опыта. 

Сейчас сказки используются ещё и для развития эмоционального интеллекта детей. Ими можно «вылечить», а можно узнать то, о чём ребёнок ещё не в состоянии рассказать. Сказки даже используются в логопедии и для развития речи детей: для обогащения их словарного запаса и построения красивого изложения мыслей. В общем, возможностей для применения сказок очень много. И не удивительно, что родители проявляют к ним такой интерес. Ведь сказка – это, без преувеличения, ключ к ребёнку.

Photo by Annie Spratt on Unsplash3

Для детей применяют в основном три категории сказок: 

  1. фольклорные, народные и художественные сказки; 
  2. авторские сказки (они могут быть как разработаны специалистом, так и придуманы самим родителем для использования в быту); 
  3. сказки, сочинённые самим ребёнком. 

Для каждой возрастной группы сказки выполняют определённые задачи. 

Сказки для детей до 2-3 лет знакомят ребёнка с окружающим миром, формируют у него первичное представление о базовых эмоциях, расширяют его словарный запас, через них он запоминает речевые обороты. Через них же можно помочь малышу справиться с первыми страхами (например, со страхом разлучения с мамой), а также подготовить его к определённым жизненным событиям (например, детский сад, переезд и т. д.).

3-4 года – это период эмоциональной саморегуляции и новый этап в социальной жизни ребёнка. Поэтому здесь наиболее актуальными станут сказки, которые будут знакомить ребёнка с внутренним миром людей, в том числе и с его собственным (чувства, эмоции, переживания, настроения, мотивы поступков и т. д.). Через такие сказки ребёнок сможет лучше понимать себя и окружающих его людей. Кроме того, сюжеты можно подбирать таким образом, чтобы они обучали ребёнка правилам общения и взаимодействия с социумом, прописывали готовые сценарии (например, как можно решать конфликтные ситуации, договариваться со сверстниками и т. д.). В этом же возрасте дети способны сопереживать героям, у них развивается чувство эмпатии.

5-6 лет – это период нравственной регуляции, т. е. дети учатся выстраивать своё поведение так, чтобы оно соответствовало общепринятым нормам морали. Кроме того, этот период часто характеризуется появлением страхов, поэтому на данном этапе сказки могут быть направлены на помощь ребёнку в преодолении этих страхов, а также на формирование нравственных сценариев поведения.

Кроме вышеперечисленного, сказки могут быть использованы для помощи в выборе решений, для борьбы с комплексами и расстройствами, для коррекции агрессивного и девиантного поведения, для формирования правильных ценностей, развития творческих способностей, также они могут способствовать закреплению веры в лучшее и оказывать множество других положительных эффектов. В рамках одной статьи всего не перечислить.

“Сейчас сказки используются ещё и для развития эмоционального интеллекта детей. Ими можно «вылечить», а можно узнать то, о чём ребёнок ещё не в состоянии рассказать.”

Волшебная сила сказки

Теперь поговорим с вами о том, как правильно читать сказки в рамках сказкотерапии для детей. Выбираемый вами способ подачи сюжета будет напрямую зависеть от поставленных целей. Рассмотрим самые распространённые из них: заложить ценности, познакомить ребёнка с миром и что-либо скорректировать, прописать жизненный сценарий, узнать у ребёнка о его переживаниях, которые он может не осознавать.

Начнём с конца. Часто маленькие дети не могут рассказать родителям о своих переживаниях, потому что у них не получается их идентифицировать. Поэтому на вопросы взрослых, например, о том, как у ребёнка обстоят дела в саду, он часто ничего вразумительного ответить не может. Тогда родители для того, чтобы узнать, как ребёнок чувствует себя в садике, обижают ли его там, как он воспринимает воспитателей и т. д., могут предложить ему придумать сказку про какую-нибудь зверюшку в детском саду или поиграть с ним на эту тематику. Через игру или сказку ребёнок сможет «рассказать» то, что пока не может выразить словами. При этом здесь важно внимательно следить за тем, каких героев он выбирает себе для сказки, как они взаимодействуют друг с другом, с какими животными ребёнок ассоциирует воспитателей и себя (здесь уместно будет узнать, почему в качестве главного героя он выбрал, например, зайчика, а для воспитателя – серого волка). Важно также говорить о том, какие чувства испытывают герои сказки. То есть родителям нужно выстраивать беседу с ребёнком по ходу его игры или в процессе прочтения сказки, задавать вопросы, уточнять.

Волшебная сила сказки

Когда же целями сказки являются коррекция поведения, страхов, помощь в выборе решения или сценария, формирование ценностей, то структура построения беседы может быть следующей:

  1. Взрослому нужно выбрать главного героя сказки, который будет близок ребёнку по возрасту, характеру, полу.
  2. Родитель должен описать жизнь этого героя, его внешность, привычки, поведение таким образом, чтобы ребёнок провёл аналогии и увидел свою схожесть с главным героем.
  3. Протагонист сказки должен столкнуться с похожей жизненной ситуацией и испытать те же чувства, что и ребёнок.
  4. Герой должен попытаться решить проблему и найти выход из сложившейся ситуации. Здесь ему могут помочь близкие люди или значимое лицо. В этот момент родители могут «подключить» ребёнка к сказке, чтобы вместе помочь главному герою найти выход из затруднительного положения.
  5. Наконец, заключительный этап – подведение итогов, осознание героем произошедшего, своих ошибок (если они есть). В заключение нужно направить героя на путь изменений.

ВАЖНО! В процессе сказкотерапии с дошкольниками очень важна опора на зрительный образ! Поэтому всё, что вы читаете или рассказываете, должно подкрепляться картинками или игрушками.

Данный процесс можно разнообразить: слепить с ребёнком сказку из пластилина, поставить спектакль в кукольном театре, нарисовать сказку, сделать аппликацию к ней и т. д. В общем, можно добавлять всё, что пожелаете, чтобы сделать процесс ещё более увлекательным и интересным.

Подводя итоги, можно сказать, что сказки – прекрасный инструмент, который взрослые могут использовать в процессе воспитания и развития своих детей. Кроме того, они способствуют сближению и укреплению отношений между детьми и родителями, снижению напряжения, чувства тревоги и неопределённости. Ведь через сказки родители могут лучше узнать и понять своих детей, а последние, в свою очередь, будут чувствовать свою значимость для взрослых. 

Важно помнить, что именно обсуждение сюжета сказки определяет эффективность всего процесса. С детьми мало просто читать. С ними крайне важно обсуждать прочитанное и «примерять» это на реальность. Тогда сказки действительно способны творить чудеса.

“Сказки – это то, что доступно пониманию ребёнка. Это тот язык, который взрослые использовали с давних времен, чтобы из поколения в поколение передавать детям культурные ценности, обучать их нормам и правилам поведения, закладывать основы морали.”

0

Похожие статьи

Этот веб-сайт использует файлы cookie для более комфортной работы пользователя. Мы предполагаем, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принять Подробнее