Как быть мамой в современном мире, опираясь на народную культуру и внедряя в свою привычную жизнь практики и ритуалы. Женские архетипы русских сказок, и как они откликаются в нашей повседневности

В старославянском языке вместо «матери» употреблялось слово «мати», которое означало «основу, начало». Женщина стояла у истоков целого мира и сама же создавала новые жизни. Про беременную говорили, что она живёт между двух миров. А сами роды в традициях русской деревни до 1917 года считались походом матери в иной мир за душой младенца. То есть символически женщина умирала и возвращалась обратно с ребёнком.
Материнство — это не просто роль. Это — земля под ногами. Это голос, который поёт колыбельную в сердце. Это бесконечное отдавание и такая же бесконечная сила. В мире, где шум, спешка и неопределённость становятся нормой, всё больше женщин ищут опору. Не извне, а внутри. В корнях. В родной культуре. В образах, которые идут с нами с детства — из сказок, из песен, из бабушкиных рассказов.
В русских сказках материнские архетипы представлены в разнообразных и символичных образах, каждый из которых несёт глубокий культурный и психологический смысл. Вот основные из них:
- Баба-Яга — амбивалентная «мать»
Архетип «дикой матери», связанный с природой, мудростью и смертью. Хранительница рода и традиций. Она может быть и угрозой, и помощницей, требуя от героя уважения к её правилам. Её образ отражает двойственность жизни: разрушение и созидание.
- Добрая (но часто умершая) мать
Например, мать Василисы Прекрасной (оставляет дочери волшебную куклу-помощницу). Образ идеализированной материнской любви, которая продолжает защищать и направлять ребёнка даже после смерти. Это архетип вечной связи, жертвенности и духовной поддержки.
- Страдающая мать
Царица в «Сказке о царе Салтане» — это женщина, переносящая несправедливость и боль ради ребёнка. Её образ символизирует терпение, веру и жертвенность, что делает её воплощением христианских добродетелей.
Эти архетипы избегают одномерности, отражая многогранность материнства: оно может быть и источником света, и вызовом, и уроком.
Русская традиция — это энергия, которая может стать опорой для женщины, особенно когда она становится матерью. Мы находим силу в образе Берегини — хранительницы, защитницы, той, что даёт жизнь и оберегает. В русской культуре мать — не просто родительница, а «домашняя богиня», хранящая очаг. Её труд (воспитание детей, рукоделие, приготовление обрядовой еды) считался служением высшему смыслу. Это давало женщине внутреннюю силу и признание в обществе, даже если внешне её роль казалась «невидимой». В русской культуре мать передаёт ребёнку:
- чувство принадлежности роду в таких ритуалах, как крещение, народные колыбельные, сказки и обряды (например, при первом зубе и первых шагах);
- связь с природой. Традиционные обряды, связанные с материнством (например, повитухи, обереги для беременных), подчёркивали единство женщины с природными циклами;
- истории предков, рецепты, манеры;
- объединение через ритуалы. Совместное приготовление пирогов, блинов, куличей на Пасху, колядование, гадания на Святки.
Русская традиция даёт маме не строгие правила, а инструменты для создания своего уникального родительского стиля, где есть место и мудрости предков, и свободе современности.

Когда мы вспоминаем Мать Сыру Землю (в славянской мифологии воплощает плодородие, защиту и мудрость. К ней взывали в заговорах («Мать-Земля, прими мою боль!»), прося исцеления или совета), то этот архетип даёт не только образ, но и состояние. Устойчивое, тёплое, глубокое.
Например, ребёнок ещё не может управлять спектром своих чувств, и именно мама — тот человек, который помогает заземлиться, замедлиться, разместить в себе непростые эмоции, ведь «земля всё стерпит». Мать Земля ассоциируется с безусловной любовью, способностью «взращивать» жизнь и принимать смерть.
В колыбельных («Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…») мать выступает как хранительница границы между безопасным миром дома и враждебным внешним миром. Её голос — первый «оберег» ребёнка.
Также русские традиции могут помочь и нам, взрослым, своей «психологичностью». Пение песен выводит горе, снимает напряжение и позволяет проявить себя. Если вам когда-нибудь посчастливится услышать звучание фольклорных ансамблей, то обязательно запомните эти ощущения. Русские народные танцы находят контакт человека с телом, помогают сбросить агрессию и другие сложные чувства. А в старинных обрядах мы можем искать формы их воплощения в современном мире.
В повседневную современную жизнь можно забрать привычки и ритуалы, основанные на русских традициях:
- Устраивать «сказочные» вечера с переосмыслением. Читать русские сказки и после обязательно обсуждать действия героев.
- Передача «тайного знания». Старшее поколение женщин делится старинными рецептами.
- Обереги своими руками. Совсем не обязательно верить в магию, но можно верить в силу ритуала. Сделать вместе с детьми кукол из лоскутков и повесить на дверь или положить в спальню.
- Письма предкам. Чтобы дети чувствовали связь с родом, можно писать письма умершим родственникам (рисовать, клеить фото, делиться новостями).
- Походы за тишиной и связь с природой. Устраивать иногда дни без гаджетов — гулять в лесу, собирать гербарий, есть пироги из корзинки.
Возвращение к корням в воспитании детей сегодня становится не просто данью традициям, а жизненно важным ответом на вызовы современности. В мире, где доминируют глобальные тренды, дети рискуют вырасти без понимания собственной культуры. Традиции, язык, семейные истории создают «якорь» идентичности. Гаджеты и соцсети часто заменяют живое общение, а алгоритмы формируют клиповое мышление. Традиционные практики — совместные праздники, рукоделие, устные истории — возвращают детей в «аналоговый» мир, где ценятся эмоции, а не лайки. Знание истории своей семьи («прадед пережил войну», «бабушка сохранила дом в голодные годы») даёт ребёнку чувство, что он принадлежит к чему-то большему. Возвращение к корням — это не бегство в прошлое, а поиск опоры в условиях нестабильности.
Когда женщина вспоминает свою связь с традицией, она перестаёт чувствовать себя «одной». Она как будто входит в невидимый круг жён, матерей, прародительниц. И тогда бытовые заботы превращаются в ритуалы. Укачивание ребёнка — в танец любви. Варка каши — в заботу с тысячелетней историей. Слово «мама» начинает звучать с новой глубиной.
Современная мама может быть и бизнесвумен, и художницей, и учёной. Но если в её душе звучит фольклорная песня, если она умеет обратиться к мудрости рода — её внутренний стержень становится несгибаемым. И тогда ребёнок растёт в поле силы. В поле смысла. В поле, где есть корни, а значит — и будущее.