МОМ-БАТЛ!
что выберешь ты?

В этой рубрике мы рассказываем о противоположных методиках и способах воспитания, отдыха, ухода и пр.
В этом номере говорим о семейном образовании - за и против

Автор: Ксения Анциферова @boginyaandtreisy
СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ЗА И ПРОТИВ

Спроси меня: какой период моей жизни был для меня самым счастливым, и я, не задумываясь, отвечу – школьные годы.
Помню, моя первая учительница вызвала родителей в школу и пожаловалась, что не знает, что со мной делать! Мол, если сажает меня назад, постоянно видит затылки и слышит ржач по классу, всё внимание ТАМ. Если сажает на первую парту, сама не может вести урок, ибо распирает от смеха. Бедная Людмила Гавриловна, я её обожала, и она называла меня исключительно «Ксюшечка».
Да, смеялась я в школьные годы, как мне кажется, 25 часов в сутки. При этом я умудрялась иметь одни пятёрки в начальной школе.

Перейдя в гимназию в 5-ом классе, я уже была хорошисткой, но количество друзей и единомышленников по хохоту "нон-стоп" увеличилось в разы. И конечно, часть школьного материала, наверняка бы, осела в моей голове качественнее, если бы не «вечный праздник», но была бы я такой счастливой? Зато помню многих изгоев, над которыми смеялись, издевались. Этим бедолагам однозначно семейное образование принесло бы гораздо больше пользы в плане знаний и психологического равновесия. Хотя есть ещё слово «социализация», но, мне кажется, в универе уже нету такого количества злых детей, которые гнобят «ботанов» и «белых ворон».

Давайте же разберёмся, какие мнения есть среди мамочек и, конечно, пообщаемся с профессионалами в данной области.
МНЕНИЕ МАМ
За
Валерия Чистякова
Сын - Петр, 8 лет
блогер

Что же такого есть в семейном образовании, что заставляет людей отказываться от школ?
Какие основные плюсы могли бы выделить?


Мне кажется, самое главное, что есть в семейном образовании – это свобода.

Свобода в выборе времени и места занятий, свобода в выражении своего мнения, свобода в получении информации и море свободного времени на то, что нравится, а не на то, что надо.

А школа - это рамки, шаблон, правила (которые не всегда справедливы и адекватны), оценки, домашнее задание, четкое расписание и отсутствие достаточного свободного времени. Наверное, так...

Для меня плюсы семейного обучения – это:

  1. Прежде всего, возможность ребенку изучать информацию в своем ритме, не оглядываясь на остальные 27 человек в классе. Часть предметов, которые Петру даются легко, мы сдаем быстрее, раньше графика, а некоторые предметы, которые требуют большего внимания, мы разбираем дольше.
  2. Плюс в том, что мы не привязаны к месту и времени обучения. Иногда я вижу, что ребенок готов работать с утра, и мы завтракаем, включаем лекции и погружаемся в учебу. Но бывают дни, когда работоспособность «просыпается» ближе к вечеру, а иногда и вовсе нерабочее настроение весь день.
  3. Выбор методов изучения информации. Сейчас есть множество ресурсов, которые очень увлекательно расскажут школьную программу, помогут выучить таблицу умножения и научат ребенка говорить на иностранных языках. Мы не зубрим школьный курс, а вместе ищем пути, чтобы необходимые знания «остались в голове». Можно бесконечно писать прописи и тренажеры, чтобы отработать почерк, и не факт, что у ребенка будут получаться те самые заветные для учителей идеальные закорючки. А можно писать пером книги и получать удовольствие от процесса, одновременно с этим прививать любовь к письму.
Наверное, это самые основные ЗА, которые стали фундаментом для принятия решения уйти из школьной системы и учиться по своему графику на семейном образовании.
Как же мамам и папам проконтролировать своё чадо, если они всё время на работе? Или такой вид обучения показан только детям, чьи родители имеют гибкий график работы?
Все зависит от самого чада (смеётся). Есть дети, которые сами по себе с высоким показателем ответственности. Но надеяться, что ребенок-дошкольник, не имеющий навыков учиться и получать знания, будет сам находить информацию и слушать лекции, это немного неразумно. Для того, чтобы чадо само училось, сначала надо немного помогать ему. Мне кажется, что мамы и папы, которые целыми днями на работе, могут перевести ребенка на семейное образование лишь в старших классах, если сам он этого захочет. Тем более во многих онлайн школах есть специальные кураторы, которые помогают контролировать успеваемость ребенка и с готовностью отвечают на любые вопросы как родителей, так и самих детей.

А что насчёт пресловутой социализации? Как восполнить этот пробел без школы?
Самый часто задаваемый вопрос, который я слышу от людей, узнавших, что мой ребёнок не ходит в школу. Почему-то большинство из нас уверены, что раз школы нет, то и общения не будет. Но это совершенно не так, ведь социализация окружает ребенка везде: дома, в секциях, во дворе, на детской площадке, в магазине. Все зависит от того, что именно человек вкладывает в понятие «социализация». Общение со сверстниками? Его легко найти в секциях, кружках, на детских площадках и в любых местах, где есть дети. Умение находить компромиссы и выходить из конфликтных ситуаций? Все те же детские дворы, где есть друзья, а их мнение и желания не всегда совпадают с твоими. Поверьте, дворовая жизнь тоже полна уроков для ребенка. И да, мы не сидим в четырех стенах, «грызя гранит науки», скорее наоборот. С того момента, как мы перешли на семейное образование, появилось намного больше времени на общение, игры, поездки, друзей.

Как человек, который использует семейное образование для своего ребёнка, что бы Вы посоветовали родителям, которые только собираются перевести на него своих детей?

Изначально оценить свои силы. Ведь первое время, в любом случае, ребенку понадобится помощь взрослого. Изучить и принять решение, каким образом ваш ребенок будет сдавать аттестации и к какой школе он будет прикреплен. Слушать и слышать своего ребенка. Остальное все совершенно не страшно и очень интересно. Я многому сама учусь у Петра, заново вспоминаю то, что забыла, а иногда узнаю много нового вместе с ним.

Как Вы считаете, если бы во времена Вашего детства родители перевели Вас на семейное образование, судьба сложилась бы по-другому, или ничего бы не изменилось?

Во времена моего детства не было такого доступа к информации, да и не принято было это (улыбается). Но высшее образование я получала уже заочно. Я одновременно училась и на очном, и на заочном. Поэтому мне знакомо, что такое получать знания самой (смеётся). Будь я сейчас школьницей, то я бы обязательно попросила родителей перевести меня на семейное образование.
Можно предположить, что семейное образование требует от родителей больших ресурсов (в плане времени и сил).
А как обстоят дела с финансовыми вливаниями: это дорого или плюс-минус те же деньги, что за год набегают на ремонт класса, занавески, школьную форму и обеды? С какими трудностями вы столкнулись?


Если честно, то совершенно не задумывалась про финансовую сторону этого вопроса. На первый взгляд, мне кажется, что то на то и выходит. Но опять же, смотря какие кружки, секции, дополнительные ресурсы выбирают родители. Все настолько индивидуально, например, взяли вы занятия английский языком с носителем - это одна стоимость. А если вы свободно владеете им сами и способны передать свой опыт ребенку самостоятельно, то это совершенно другая история.

Трудности? Единственное, с чем я столкнулась за время нашего опыта семейного образования – это переломный момент, когда мы ушли из школы. Пока наладили расписание, пока поняли, как все работает, пока подстроили лекции под свой режим дня. Все это было новым и немного волнительным. Мне казалось, что я не справлюсь. Но все встало на свои места, когда ребенок понял, что от него хотят, а я поняла, что семейное образование - это свобода и для меня, и для него.
Против
Жукова Ирина,
Сын - Тимофей 4 г.
профориентатор подростков,
карьерный коуч,
hr-специалист

Почему Вы так категорично «против» семейного образования?
Какие основные минусы делают его неприемлемым на ваш взгляд?


Сейчас, в связи с тем, что столько возможностей "взбунтоваться" и стать "не такими как все", в головах современных родителей получился полный бардак.
Для начала необходимо осознать, что семейное, дистанционное и домашнее обучение - это абсолютно разные виды образования! Я принимаю возможность дистанционного и домашнего обучения, если на то есть причины.

Если речь идет именно о семейном, то я категорически против!

Первым и основным фактором на это влияющим - не может 1 человек (мама или папа) быть экспертом по всем школьным предметам! Ни за что не поверю, что мама отдельно взятого ребенка, будет со знанием эксперта, с одинаковым упоением, преподавать ему литературу, физику, химию, физкультуру и ОБЖ.

Вторым фактором является полное отсутствие социализации ребенка. Он становится полностью закрыт и замкнут внутри семьи. Походы в музеи, путешествия и посещение экскурсий не дают ребенку возможности адаптироваться к разным, постоянно изменяющимся, условиям социума. После среднего образования (не важно, классического или современно-модного), ему необходимо будет получать высшее. Тут мама или папа вряд ли возьмут на себя лямку учить будущего юриста, инженера, филолога. И хочется им того или нет, но он придет в коллектив, и ему придется общаться со сверстниками, причем абсолютно разными! Тут, конечно, есть еще один путь отступления - очно-заочная форма обучения. Пришел, экзамены сдал и свободен. Окей, принимаем, а что дальше? Многие говорят: "А зачем ему общаться со злыми и плохими, он общается только с нами, видит только позитивный аспект общения, и это прекрасно". Но расскажите тогда, как этот человек будет работать во взрослом коллективе? С самодуром начальником? Со склочными коллегами? Будучи взрослым 30-летним человеком, он потеряется в этом социуме, так же, как, поначалу, теряются 7-летние дети, которые идут в школу и начинают свой путь адаптации.

Третий фактор достаточно прост: а как же научиться в стрессовых ситуациях находить выход? Банальные контрольные в школе, зачеты и сессии в институте - это же кладезь умений мобилизоваться в стрессовых ситуациях!
Такой позиции относительно семейного образования вы придерживаетесь при любом раскладе? Ведь многие считают, что детям, которые занимаются профессиональным спортом, или много болеют, или из-за работы родителей постоянно переезжают, показан такой вид обучения.

Еще раз скажу, я категорически против именно семейного обучения, независимо от того, кого при этом обучают. Я допускаю возможность дистанционного, при профессиональных занятиях спортом или при необходимости постоянных переездов. Но, к сожалению, зная такие случаи - обучение ведется очень посредственно и однобоко, т.к. родители и ребенок уже все решили - он спортсмен! Но реалии таковы, что спортсменом он может не стать, тогда придётся искать и выбирать, а знаний по предметам, чтобы поступить в ВУЗ и получить новую профессию, будет уже недостаточно.

Есть очень яркий пример из жизни, когда мой одноклассник был великолепным футболистом, который уже в 12 лет был записан "нарасхват" во все юношеские клубы Москвы, и, естественно, был на формальном дистанционном обучении, т.к. были постоянные сборы, и оценки ему ставились "просто так". К сожалению, в 11-ом классе он получает травму ноги, которая навсегда поставила на нем крест, как на спортсмене, и он понял, что ничего кроме футбола он не знает и не умеет.

А что с теми детьми, которые "не такие как все"? Над которыми в школе издеваются, бьют их? Не лучше ли для них перейти на семейное образование?

Семейное образование - нет. Домашнее - возможно. Да, наше современное общество не до конца готово принимать людей с разными ограниченными возможностями. Здесь должна проводится более масштабная работа как с самим обществом, так и с семьями, в которых есть такие дети. Т.к. им самим будет сложно жить в социуме, если их закрыть в стенах семейного обучения. Считаю, что необходимо начинать с домашнего образования с приходящими педагогами, чтобы ребенок учился общаться с чужими людьми, учился адаптироваться. В дальнейшем, желательно, выводить ребенка в общество, с которым у него одна цель - получение образования. Это вопрос непростой и важный, но я полностью убеждена, что никого нельзя закрывать в рамках семейного обучения.

Границ обучения и отдыха нет совсем,
а соответственно,
и нет умения
распоряжаться
временем
Конец ознакомительного фрагмента
Полную версию статьи вы можете прочитать в новом номере журнала Liberty
Click to order
Cart
Total: 
Your Name
Your Email
Your Phone
Поделитесь статьей
Подпишись!
Перепечатка материалов из прочих разделов сайта запрещена без письменного согласия ИП Павелко и авторов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Все права защищены © 2019, Liberty magazine.
Используя сайт, вы даете согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с условиями и политикой обработки.
Made on
Tilda