Автор: Анна Ким @anna_vad_kim
Предприниматель с 11-летним стажем
Владелец собственного бренда товаров для детского спорта INTRINO
и франшизы детских спортивных школ Bike Me
Как бизнесменам вести бухгалтерский учёт так, чтобы не возникло проблем? Получится ли самостоятельно решить эту задачу, или лучше привлечь профессионала? С такими вопросами сталкивается каждый новичок, и, порой, чтобы решить их, нужно «набить шишек». Мы постарались помочь вам разобраться в теме и сделать ваш предпринимательский путь легче.
С точки зрения бухгалтерской и налоговой отчётности для малого бизнеса самыми простыми и удобными считаются ИП на упрощённой системе налогообложения (УСН) и предприниматели на специальном налоговом режиме (самозанятые).
Что представляет из себя бухгалтерский учёт?
Большинство людей привыкло называть ведением бухгалтерии все операции, связанные с отчётностью. На самом деле выделяют 2 разновидности: бухучёт и налоговый учёт. Этими двумя вопросами могут заниматься как сам предприниматель, так и бухгалтер. Разница лишь в том, что:
Для простоты будем называть всю отчётность бухгалтерским учётом и рассмотрим вопросы ведения отчётности для ИП и самозанятых.
Бухгалтерия для ИП на ОСНО (общей системе налогообложения)
Ведение бухгалтерии на общей системе налогообложения, скорее всего, потребует привлечения стороннего бухгалтера. Это более сложная схема по сравнению с ИП на «упрощёнке».
Вам придётся подавать декларацию 3-НДФЛ по итогам года и ежеквартальную по НДС, а также администрировать налог на добавленную стоимость — НДС.
Ведение бухгалтерии ИП на УСН (упрощённой системе налогообложения)
Бухгалтерия для ИП на «упрощёнке», без наёмных работников, как мы привыкли её называть, значительно проще: необходимо сдать всего одну налоговую декларацию за год.
Вести бухгалтерию ИП при УСН «Доходы 6%» вполне можно самостоятельно. В этом случае учитываются только полученные доходы без учёта расходов, налоговая ставка будет равна 6%.
По итогам каждого квартала надо заплатить авансовый платёж, который учтут при расчёте единого налога по итогам года.
Кроме УСН 6% ИП также может вести деятельность на УСН 15% «Доходы минус расходы».
Основная сложность ведения бухгалтерии этого варианта — сбор документов, подтверждающих расходы:
для того, чтобы налоговая инспекция учла затраты, заявленные для уменьшения налоговой базы, важно правильно оформить бумаги. При этом все расходы должны быть экономически обоснованными и попадать в специальный перечень, указанный в статье 346.16 НК РФ.
С прошлого года стать самозанятыми могут предприниматели во всех регионах России, нужно лишь соответствовать списку критериев. Их мы подробно разбирали в одном из прошлых материалов. А в чём же специфика ведения бухгалтерского учёта для самозанятых?
Эти бизнесмены платят 4% в отношении доходов, полученных от реализации товаров или услуг физлицам, и 6% — в отношении доходов, полученных от реализации товаров или услуг ИП и юрлицам.
Наёмный бухгалтер самозанятому не нужен. И декларацию предоставлять в органы также нет необходимости. Налоговая инспекция высылает уведомление о сумме налога, который нужно внести, вместе с реквизитами. Вы можете даже не идти в офис, а сделать всё через мобильное приложение «Мой налог».
Если у вас нет возможности привлекать бухгалтера в штат или отдавать бухучёт на аутсорсинг, воспользуйтесь онлайн-сервисами. В наше время существует множество программ и онлайн-сервисов для ведения бухгалтерии.
Основные критерии отбора онлайн-сервисов:
Моё дело. Интуитивно понятный интерфейс, есть функционал для расчёта зарплаты, кадрового учёта. Минимальная стоимость доступа к интернет-бухгалтерии — 833₽ в месяц. Есть трёхдневный тестовый период.
Контур.Бухгалтерия. Хороший вариант для ИП с небольшим количеством сотрудников и ИП на ОСНО. Функционал ограничен по сравнению с предыдущим сервисом. Цена обслуживания — от 1 325₽ в месяц.
Эльба (СКБ «Контур»). Этот сервис подойдёт только для небольших ИП на УСН и ЕНВД (единый налог на вменённый доход), функционал и количество партнёрских банков ограничены по сравнению с сервисом «Моё дело». Оплата только по годовым тарифам.
нет тарифа для ОСНО.
1С БизнесСтарт. Программный продукт от серьёзного разработчика с огромным ассортиментом услуг, постоянно проходят акции со скидками для новых клиентов.
Услуги онлайн-бухгалтерии предоставляет большинство крупных банков, так они привлекают клиентов на постоянное обслуживание. Это удобно, если у вас ИП на 6%, нет валютных счетов и вы не ведёте внешнеэкономическую деятельность (ВЭД).
А такие банки, как Альфа-банк и Тинькофф, предоставляют эту услугу бесплатно при условии открытии счёта. У Сбербанка, ВТБ и Модульбанка есть разные тарифы для ИП и ООО в зависимости от срока и функционала.
Если у Вас ИП на УСН, то привлекать бухгалтера в принципе нет необходимости, при желании можно справиться самим, но если бюджет позволяет и есть другие важные задачи, то лучше довериться профессионалам. Умение делегировать — ещё одно важное качество бизнесмена.