Как правильно интегрировать детей-инвалидов в социум?

автор Лилия Мурашова

Вопросы интеграции очень важны для каждой мамы ребёнка с особенностями. На что важно обращать внимание при выборе детского сада и школы? Какие возможны способы интеграции для детей с ОВЗ?

Интеграция как путь к личной свободе

Елена воспитывает 13-летнюю дочь Сашу с диагнозом ДЦП, который был поставлен, когда девочке было чуть больше года. Она родилась недоношенной, на 30 неделе. Как правило, в возрасте 6-7 месяцев дети начинают садиться, но Саша не смогла этого сделать. Мама девочки была немного обеспокоена, но врачи убеждали её в том, что причина небольшой задержки развития в недоношенности, и с возрастом ребёнок догонит сверстников. Однако этого не произошло ни в 9, ни в 11 месяцев. Тогда Елена забила тревогу и начала обследовать дочь. Саше поставили ЗПР (задержку психического развития).

Как правильно интегрировать детей-инвалидов в социум?
Дочь Елены

Девочке исполнился год. Прошёл один, второй, третий месяц… Она так и не села. Волнение женщины нарастало, и в конце концов Саше был поставлен диагноз ДЦП.

«Самая большая трудность особенного материнства — поиск хорошего специалиста. На это уходит несколько лет, и теряется время, которое можно потратить на более своевременную помощь ребёнку. Пока росла Саша, я в основном всё узнавала от других мамочек. Это всё очень сложно. В поликлиниках (когда ставят диагноз) такой информации не дают: куда идти, что смотреть, что делать дальше», — говорит Елена.

«Сначала у меня было отрицание диагноза. Я думала, что до 3 лет в декрете с ней позанимаюсь и подниму на ноги. Я прошла все 5 стадий его принятия (отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие). Потом пришло осознание, что у Саши не самый худший вариант ДЦП: она разговаривает, всё понимает, поэтому будет развиваться так, как сможет», – поделилась Елена.

Как правильно интегрировать детей-инвалидов в социум?
Саша, дочь Елены

«Саша взрослеет, сейчас она подросток и ей хочется большей свободы и самостоятельности. Для этого с помощью благотворительной помощи недавно ей смогли приобрести активную коляску. Девочка хочет общаться с друзьями не через социальные сети, а гулять с ними и делать это без присутствия мамы. Поэтому современное средство для передвижение ей было необходимо. ей хочется большей свободы от меня: не просто общаться в скайпе или ВКонтакте с друзьями, а ходить с ними гулять без моего присутствия».

Пока Саша была маленькой, Елена не задумывалась об интеграции. В этом не было необходимости: девочка ходила в специализированный детский сад, в котором она посещала физиокабинет, массаж, занималась с инструкторами по ЛФК и плаванию.

К наступлению школьного возраста Саши все учреждения (детские сады, школы, поликлиники) были объединены в филиалы. Это слияние повлияло на статус школы, в которую пошла дочь Елены: она была специализированной, а стала общеобразовательной. Однако в ней сохранились условия для учеников с ограниченными возможностями здоровья (пандусы, лифты, небольшие кабинеты) и остался прежний педагогический состав, который имел значительный опыт воспитания детей-инвалидов.

Как правильно интегрировать детей-инвалидов в социум?
Саша, дочь Елены

Елена планировала продолжить обучение дочери в инклюзии. Однако в 8-летнем возрасте Саше потребовалась операция из-за невыносимой боли в нижних конечностях. Последствием хирургического вмешательства стал откат физического развития девочки. После этого ей стали необходимы регулярные реабилитации. Это послужило причиной для перевода Саши на домашнее обучение. Сейчас она учится по-прежнему по стандартной программе, по возможности общается с друзьями и одноклассниками, учителя приходят к ней домой и проводят индивидуальные занятия. Елена планирует до окончания школы оставить девочку на такой форме обучения: «Саше будет тяжело вернуться в школу, потому что она медленно пишет и не сможет успевать за учителем».

За время взросления Саши Елена сталкивалась с нетактичностью, в основном от старшего поколения: «Бывает, мы гуляем, на улице сидят бабушки и начинают охать и выражать сожаление. Скорее всего, это связано с тем, что раньше, в Советском Союзе, инвалидов было не видно. Такие люди встречались крайне редко. Сейчас инвалиды стали больше социализироваться, выходить из дома, у них появилась возможность реализовывать себя не только в какой-то работе, но также иметь хобби, увлечения».

Читайте также:  Каково быть мамой ребёнка с особенностями развития: «Их нужно любить, а не стесняться»

На сегодняшний день о людях с особенностями развития рассказывают в СМИ. В них не только выделяют тех, кто обладает какими-то выдающимися способностями (будто с помощью диагноза), но и повествуют о жизни рядовых инвалидов с целью воспитания толерантности и терпимости в обществе.

«Дети тоже проявляют особый интерес, но это связано с их возрастом. Они такое видят впервые, им это непонятно, поэтому свойственно выражать удивление, расспрашивать своих родителей об увиденном, — рассуждает Елена. — Тут зависит от взрослых. Одни родители скажут, что такой ребёнок заразен и запретят к нему подходить, а другие правильно объяснят, что он особенный и такое бывает».

Как правильно интегрировать детей-инвалидов в социум?
Дочь Елены

Уже не первый год Елену волнуют вопросы интеграции, поэтому когда ей позвонили из социального центра и предложили для её дочери занятия танцами для колясочников, она без раздумий согласилась. Сейчас Саша их посещает с большим удовольствием.

После окончания школы девочка планирует учёбу в высшем учебном заведении, но пока не выбрала конкретное место. «Моя дочь сейчас в таком возрасте, что особо со мной не делится. Саше нравится тонкая, кропотливая работа. Она делает украшения своими руками. Может, потом пойдёт учиться на ювелира», – говорит Елена.

Женщина предлагает ввести в школах такой предмет, на котором будут рассказывать о социуме и, в том числе, о людях с особенностями: «Не только о таких, как моя Саша, но и о других, к примеру, о людях с аутизмом и синдромом Дауна, о слабовидящих и слабослышащих. И чтобы на этом предмете объясняли, что такие дети не заразны, не опасны, что с ними можно играть, общаться, учиться. Некоторые родители не говорят об этом и, возможно, сами не обладают нужными знаниями. Поэтому стоит и взрослым это как-то объяснять».

Что делать после 18?

У сына Ольги аутизм с умственной отсталостью, сейчас ему 15 лет. С его 1,5 лет Ольга с мужем стали подозревать, что с ним что-то не так, но о точном диагнозе узнали, когда сыну было 3,5 года.

Как правильно интегрировать детей-инвалидов в социум?
Ольга с сыном Антоном

«Меня всегда волновали и волнуют вопросы интеграции. Вначале Антон ходил в обычный, не специализированный детский сад. Это было связано с тем, что ни психиатр, ни невролог не обратили внимания, что у ребёнка есть значительные нарушения (на тот момент Антону было 2,5 года). Врачи ставили диагноз «Задержка психического развития» и убеждали меня, что наоборот, когда Антон окажется в социуме среди других детей, все эти проблемы решатся сами по себе, он будет общаться с другими детьми и ЗПР исчезнет», — рассказывает Ольга. Антон пошёл в детский сад вместе с нормотипичными детьми, но, к сожалению, проблемы никуда не делись, а, наоборот, усугубились.

Спустя время, уже будучи мамой особенного ребёнка, женщина поняла, что её сыну было тяжело и ему был нужен специализированный подход. Позже Антона перевели в другую группу, где были такие же дети с особенностями развития. В ней ребёнок чувствовал себя психологически комфортнее, потому что там было мало детей и к нему находили индивидуальный подход, с ним занимались (психолог и логопед).

«Сейчас Антон учится в коррекционной, специализированной школе. Кроме того, наша семья является членом общественного объединения семей, воспитывающих детей-инвалидов города Таганрога («Преодоление»). Мы с родителями сами организуем различные мероприятия, праздники. К примеру, недавно мы отмечали «1 июня», выезжали на пикник на базу отдыха, к нам приезжали волонтёры-аниматоры, которые устроили детям представление, конкурсы. Внутри этой организации в основном дети-ментальники (ДЦП, аутизм и синдром Дауна с умственной отсталостью)», — поделилась мама мальчика.

Читайте также:  Как мама-фотограф воспитывает особенного ребёнка и снимает особенные семьи
Как правильно интегрировать детей-инвалидов в социум?
Антон, сын Ольги

Антон в свои 15 лет полностью невербален, он не разговаривает. Для него возможна инклюзия не на уровне образования, а, к примеру, на каких-то общественных мероприятиях, в которых принимают участие нормотипичные дети, молодые люди и с особенностями. Также это возможно в каких-то кружках творческой или спортивной направленности: рисование, танцы, театр, музыка, конный спорт, плавание, дзюдо.

 «Но всё зависит от способностей конкретного человека с особенностями и сохранности его интеллекта. Большинство из них нуждаются в поддержке другого взрослого человека, ментально сохранного. К сожалению, в большинстве своём они остаются взрослыми детьми. У меня сейчас Антон занимается в секции с элементами дзюдо и джиу-джитсу», — говорит Ольга.

Поднимая вопрос интеграции, нельзя не сказать о терпимости со стороны общества. Ольга воспитывает особенного ребёнка более 10 лет и считает, что общество стало толерантнее. Женщина поделилась своим наблюдением из личного опыта: «Раньше я могла услышать и грубые, и обидные замечания: “Он маугли, он невоспитанный, его надо держать на цепи. Зачем вы с ним выходите в общество, вы только пугаете других людей, детей своим ребёнком, такого надо скрывать от общества, чтобы не пугать других”. Это было очень обидно, я много плакала, много переживала. Но, к счастью, общество не статично. Сегодня выходит множество передач, статей, документальных фильмов о людях с особенностями. Также многие медийные личности открываются и рассказывают о воспитании таких детей. К примеру, Эвелина Блёденс, воспитывая сына с синдромом Дауна, внесла большой вклад в отношение к людям с особенностями. Она давала много интервью, не боялась об этом говорить».

Как правильно интегрировать детей-инвалидов в социум?
Антон

Ольга отмечает изменения в обществе в положительную сторону и говорит, что в последние лет пять, с развитием социума, поменялось и отношение к её ребёнку: «Сейчас многие догадываются о том, что у Антона аутизм, или спрашивают: “А что с ним? А что такое аутизм?” Наше общество достаточно информировано в этих вопросах».

После наступления совершеннолетия со стороны государства для инвалидов остаются только социальные пособия, а какие-либо занятия организуются общественными объединениями или самими родителями без помощи властей.

«Мне бы хотелось, чтобы шла какая-то поддержка от государства, потому что когда физически человеку исполняется 18 лет, ментально он остаётся ребёнком, который не может обходиться без помощи взрослых. Таким людям нужна помощь пожизненно», — делится Ольга.

Большинство людей с инвалидностью не имеют возможности продолжать своё образование, пойти получить профессию и в дальнейшем отправиться работать. Поэтому им необходимы такие организации, чтобы продолжать жить в социуме и взаимодействовать с ним всеми возможными способами. Ольга отмечает, что подобного рода организации есть в крупных городах, однако отсутствуют в большинстве регионов, в том числе в Таганроге, где она проживает со своей семьёй.

Мнение психолога

Елена Михайлина, психолог, специалист по инклюзивному творчеству

Как правильно интегрировать детей-инвалидов в социум?
Елена Михайлина

Причина закрытия и переоборудования большинства специализированных детских образовательных учреждений в том, что был принят ряд законодательных и подзаконных актов, в которых говорилось о том, что дети с инвалидностью должны быть максимально внедрены в совместное обучение с обычными детьми, то есть инклюзивное.

В связи с этим сокращалось количество специализированных школ, дети переводились в обычные, и в них создавались инклюзивные классы. Дети перемешивались по случайному признаку. Сейчас это называется ресурсными классами (объединение детей по определённой нозологии, к примеру, с аутизмом). Дети учатся по своей адаптированной программе. На данный момент вся система детских образовательных учреждений деформирована таким образом.

Психолог Елена Михайлина также считает, что говоря о детях с РАС (расстройством аутистического спектра), нельзя смотреть однозначно на их интеграцию в общество. Не все люди с аутизмом имеют умственную отсталость. Некоторые из них обладают сохранным интеллектом, благодаря чему, при определённых подходах, могут быть  полностью интегрированы в общество. Но если брать детей с аутизмом и умственной отсталостью, то для них, действительно, требуются специальные педагогические, образовательные условия, потому что они не могут освоить ту образовательную программу, которая существует для нормотипичных детей.

Читайте также:  Как мама-фотограф воспитывает особенного ребёнка и снимает особенные семьи

«Инклюзия детей-инвалидов в общество больше связана с психологией и готовностью встречаться общества и самих детей с ОВЗ, потому что провозгласить термин инклюзии и сказать: “У нас теперь всё хорошо, у нас теперь все вместе и вообще общество полностью толерантно по отношению к людям с инвалидностью”, — это очень легко, но на деле существует масса проблем», — говорит психолог.

Многие люди, которые работают с инвалидами, в том числе с детьми, имеют опыт общения с такими людьми, так называемую «прививку» с детства. В социуме большинство людей могли никогда не сталкиваться с такими людьми в детском возрасте, поэтому первая встреча имеет для нормотипичных людей шоковый эффект. А про людей с инвалидностью остаётся такой миф, что общество их отвергает, поэтому им лучше не высовываться из дома. Из-за этого бывает сложно наладить контакт.

Выходом из данной ситуации может стать широкая просветительская деятельность, направленная на объяснение, что есть люди с такими особенности. Также необходимо максимально масштабировать эту деятельность и проводить совместные мероприятия для особенных и нормотипичных людей. После этого общество будет готово к интегрированию инвалидов по мере их возможностей.

Говоря об инклюзии, интеграции людей с ОВЗ, Елена Михайлина отметила, что речь идёт о социализации, а не о системе образования. В ней, помимо воспитательных и социальных аспектов, в первую очередь, осуществляется образовательная деятельность. Поэтому учёт особенностей таких детей необходим. «Допустим, если дети с синдромом Дауна научатся хорошо координировать, считать и медленно читать — это будет прекрасно. Это говорит о том, что у всех очень разная планка достижений. Поэтому и образовательные процессы должны быть разными», — говорит психолог.

При инклюзии детей в общеобразовательные школы необходимо исходить из индивидуальных особенностей каждого отдельного ребёнка.

Важно понимать, прежде всего, как будет лучше ему, потому что можно отдать такого ребёнка в обычную школу и создать для него дополнительные проблемы. «В моей практике была одна мама, у которой девочка с атипичным аутизмом, то есть с сохранным интеллектом. Она ходила в обычную школу, ушла после 9 класса и потом год восстанавливалась с клиническим психологом, потому что у девочки был очень сильный нервный срыв из-за отсутствия рядом с ней человека, который бы поддерживал и помогал, потому что учитель, видимо, не очень понимала, как ей себя вести с ней, потому что она просто учитель, а не специальный педагог. В данном случае получилось только хуже для ребёнка. Чтобы подобного не было, надо понимать, что можно сделать, в первую очередь в интересах ребёнка, чтобы ему не навредить», — рассказывает Елена Михайлина.

В некоторых случаях, делая выбор, родители должны понимать: либо они выбирают образование в нужные сроки и в нужном количестве, либо социализацию. Ребёнок с особенностями может получить образование на одном уровне с нормотипичным, но абсолютно не обладать умением взаимодействия с обществом. Тогда смысл такого образования теряется.

Социализация, интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья за пределами образовательного процесса возможна на максимальном уровне. Это могут быть и посещения праздничных мероприятий, и занятия в различных секциях творческой или спортивной направленности.

0

Похожие статьи

Этот веб-сайт использует файлы cookie для более комфортной работы пользователя. Мы предполагаем, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принять Подробнее

Adblock
detector