Капризы и истерики ребёнка – непростое испытание для родителей. В этой статье разберёмся, являются ли истерики нормальным явлением, отчего они возникают и как себя вести, чтобы пройти через истерику максимально бережно и для ребёнка, и для себя.
Каприз или истерика?
Для начала давайте разбереёмся, как различить детские капризы и истерики.
Капризы — это сознательное поведение ребёнка, когда он проявляет упрямство, чтобы добиться своей цели. Причиной могут быть желание получить или сделать что-то, что ему не разрешают, потребность во внимании или проверка границ дозволенного. Капризничая, ребёнок сохраняет контроль над собой и наблюдает за реакцией взрослых.
Истерики — это эмоциональные вспышки, которые возникают, когда ребёнок не способен справиться с сильными чувствами. Во время истерик ребёнок может кричать, падать на пол, терять контроль над своими эмоциями. Отвлечь ребёнка в момент истерики крайне сложно, как и быстро успокоить.
В случае с капризами родителю важно оставаться твёрдым и спокойно объяснять причины отказа: ребёнок в этот момент прекрасно осознает происходящее и способен воспринимать разумные доводы. Если ситуация позволяет, можно искать компромиссы. Главная стратегия родителя при капризах ребёнка — демонстрация, что такое поведение не ведёт к желаемому результату, установление чётких границ и создание договорённостей, которые устраивают обе стороны.
Истерики — эмоционально затратный и истощающий процесс и для ребёнка, и для родителя. Их причины, механика и способы реагирования сложнее, давайте поговорим о них подробнее.
Почему происходят истерики?
Чаще всего истерики провоцируют следующие ситуации:
– Неспособность выразить чувства или желания словами, перегруженность эмоциями,
– Желание привлечь внимание,
– Потребность в независимости, выражение протеста,
– Конфликт интересов родителя и ребёнка (например, родитель прерывает игру или не дает ребенку желаемого),
– Неврологические расстройства,
– Физический дискомфорт .
Истерики может спровоцировать и поведение родителей (например, непоследовательность наказаний и поощрений, чрезмерная строгость или гиперопека).
Это вообще нормально?
В определённые периоды развития возникновение истерик совершенно объяснимо.
От 1 до 3 лет: Так называемый «кризис трёх лет», когда ребёнок начинает осознавать себя как отдельную личность («Я сам!»). Способы самовыражения ещё ограничены, навыки общения не развиты полностью, что часто приводит к недовольству. Это время считается нормальным пиком детских истерик.
От 4 до 6 лет: В этом периоде истерики должны стать реже, но они по-прежнему возможны, особенно в ситуациях стресса или перемен.
После 6 лет: Дети уже имеют более развитые навыки общения и саморегуляции, поэтому истерики в этом возрасте должны стать поводом для беспокойства. Частые истерики могут указывать на трудности в эмоциональном развитии, стрессовые ситуации или другие проблемы, которые стоит обсудить с психологом или педагогом.
Независимо от возраста: если истерики часто повторяются, имеют интенсивный характер или сопровождаются агрессивным поведением, лучше обратиться к детскому психологу.
Если истерика случилась: как реагировать
Детская истерика — стрессовая ситуация, в том числе и для родителей. Поэтому советую заранее запомнить пошаговый алгоритм реагирования на истерики:
1. Прежде всего, сами оставайтесь спокойными. Ваше спокойствие и уверенность помогают создать безопасную атмосферу, в которой ребёнок может выразить свои чувства.
2. Определите причину. Истерика возникает, когда ребёнок сам не осознаёт и не может выразить свои чувства. Попробуйте понять, что он сейчас чувствует.
3. Установите контакт. При глубокой истерике это может быть сложно, но попробуйте привлечь внимание ребёнка, спустившись на его уровень и установив зрительный контакт.
4. Помогите ребёнку понять свои чувства, назовите их понятными словами. Покажите, что в его чувствах нет ничего плохого, что они совершенно естественны. Например: «Ты плачешь, потому что не хочешь идти домой. Я тебя так понимаю – на площадке так весело, и ты не хочешь заканчивать игру. На твоём месте любой бы расстроился».
5. Если есть возможность, предложите выбор. Иногда небольшой выбор может помочь ребёнку почувствовать контроль над ситуацией. Например, немного задержаться на игровой площадке, но сократить время просмотра мультфильмов, или уйти прямо сейчас.
6. Ограничьте поведение, но не эмоции. Установите границы для неприемлемого поведения, но не накладывайте запрет на эмоции, в том числе на негативные. Объясните, что чувствовать злость, гнев, обиду, зависть и так далее — можно, в этом нет ничего плохого, а вот вести себя разрушительно нельзя. Важно подчеркнуть, что вы любите ребёнка, какие бы эмоции он ни испытывал в этот момент.
Помогая ребёнку понять и принять собственные эмоции, «легализуя» их, вы значительно снизите силу их проявления.
Как предотвратить истерики: советы родителям
Есть несколько универсальных советов, которые помогут вовсе избежать истерик или снизить их частоту:
1. Если у ребёнка есть склонность к истерикам, избегайте ситуаций физического дискомфорта (ребёнок устал, хочет спать или есть, ему жарко и пр.). Такие состояния требуют дополнительных ресурсов организма, что снижает способность справляться с эмоциями.
2. Установите границы. Важно, чтобы ребёнок понимал, что существуют ограничения и правила. Обсудите, как можно и нельзя себя вести — с вами, с другими людьми, с предметами. Границы должны быть чёткими, понятными и неизменными в любых ситуациях.
3. Помогайте ребёнку осознавать свои чувства и проживать их. Существует много упражнений для развития эмоционального интеллекта: он поможет ребёнку понимать свои эмоции и управлять ими. Это является главным фактором в регулировании капризов и истерик у детей.
Истерики и капризы — это всего лишь этап в развитии. Важный и необходимый этап, который учит пониманию границ, принятию эмоций и саморегуляции. Да, это большой стресс для родителей, но наша задача — проявлять собственную саморегуляцию, сохранять спокойствие и научить ребёнка пониманию его эмоций. Не забывайте рассказывать о собственных чувствах и делиться своими эмоциями: ваше принятие и эмпатия помогут не только справиться со сложными ситуациями, но и создать близкие и доверительные отношения.