Перейти к верхней панели

Ведение бухгалтерского учёта для ИП и самозанятых

автор Анастасия Князева

Автор: Анна Ким @anna_vad_kim

Предприниматель с 11-летним стажем

Владелец собственного бренда товаров для детского спорта INTRINO
 и франшизы детских спортивных школ Bike Me

Ведение бухгалтерского учёта для ИП и самозанятых

Как бизнесменам вести бухгалтерский учёт так, чтобы не возникло проблем? Получится ли самостоятельно решить эту задачу, или лучше привлечь профессионала?  С такими вопросами сталкивается каждый новичок, и, порой, чтобы решить их, нужно «набить шишек». Мы постарались помочь вам разобраться в теме и сделать ваш предпринимательский путь легче.

С точки зрения бухгалтерской и налоговой отчётности для малого бизнеса самыми простыми и удобными считаются ИП на упрощённой системе налогообложения (УСН) и предприниматели на специальном налоговом режиме (самозанятые).

Что представляет из себя бухгалтерский учёт?

Большинство людей привыкло называть ведением бухгалтерии все операции, связанные с отчётностью. На самом деле выделяют 2 разновидности: бухучёт и налоговый учёт. Этими двумя вопросами могут заниматься как сам предприниматель, так и бухгалтер. Разница лишь в том, что:

  • цель бухучёта предоставление информации о финансовом состоянии компании;
  • цель налогового учёта — отслеживание государством правильных начислений и уплаты налогов. 

Для простоты будем называть всю отчётность бухгалтерским учётом и рассмотрим вопросы ведения отчётности для ИП и самозанятых.

Ведение бухгалтерского учёта для ИП и самозанятых

Ведение бухгалтерии для индивидуального предпринимателя:

Бухгалтерия для ИП на ОСНО (общей системе налогообложения)

Ведение бухгалтерии на общей системе налогообложения, скорее всего, потребует привлечения стороннего бухгалтера. Это более сложная схема по сравнению с ИП на «упрощёнке».

Вам придётся подавать декларацию 3-НДФЛ по итогам года и ежеквартальную по НДС, а также администрировать налог на добавленную стоимость — НДС. 

Ведение бухгалтерии ИП на УСН (упрощённой системе налогообложения)

Бухгалтерия для ИП на «упрощёнке», без наёмных работников, как мы привыкли её называть, значительно проще: необходимо сдать всего одну налоговую декларацию за год.

 

Вести бухгалтерию ИП при УСН «Доходы 6%» вполне можно самостоятельно. В этом случае учитываются только полученные доходы без учёта расходов, налоговая ставка будет равна 6%.

По итогам каждого квартала надо заплатить авансовый платёж, который учтут при расчёте единого налога по итогам года.

Кроме УСН 6% ИП также может вести деятельность на УСН 15% «Доходы минус расходы».

Основная сложность ведения бухгалтерии этого варианта — сбор документов, подтверждающих расходы:

для того, чтобы налоговая инспекция учла затраты, заявленные для уменьшения налоговой базы, важно правильно оформить бумаги. При этом все расходы должны быть экономически обоснованными и попадать в специальный перечень, указанный в статье 346.16 НК РФ.

Ведение бухгалтерии для самозанятых

С прошлого года стать самозанятыми могут предприниматели во всех регионах России, нужно лишь соответствовать списку критериев. Их мы подробно разбирали в одном из прошлых материалов. А в чём же специфика ведения бухгалтерского учёта для самозанятых? 

Эти бизнесмены платят 4% в отношении доходов, полученных от реализации товаров или услуг физлицам, и 6% — в отношении доходов, полученных от реализации товаров или услуг ИП и юрлицам.

Наёмный бухгалтер самозанятому не нужен. И декларацию предоставлять в органы также нет необходимости. Налоговая инспекция высылает уведомление о сумме налога, который нужно внести, вместе с реквизитами. Вы можете даже не идти в офис, а сделать всё через мобильное приложение «Мой налог».

Как ИП вести бухгалтерию самостоятельно?

Если у вас нет возможности привлекать бухгалтера в штат или отдавать бухучёт на аутсорсинг, воспользуйтесь онлайн-сервисами. В наше время существует множество программ и онлайн-сервисов для ведения бухгалтерии. 

Основные критерии отбора онлайн-сервисов:

  • функционал и скорость его освоения;
  • тарифы и стоимость услуг;
  • удобство работы;
  • скорость проведения операции, формирования и отправки документов;
  • возможность самостоятельного ведения бухучёта;
  • качество техподдержки;
  • наличие мобильного приложения;
  • отсутствие необходимости в установке дополнительных программ на ПК;
  • страхование финансового ущерба;
  • уровень защиты данных.

Преимущества и недостатки наиболее популярных сервисов

Моё дело. Интуитивно понятный интерфейс, есть функционал для расчёта зарплаты, кадрового учёта. Минимальная стоимость доступа к интернет-бухгалтерии — 833₽ в месяц. Есть трёхдневный тестовый период.

Плюсы:

  • большое количество интеграций с банками и другими сервисами;
  • защита данных пользователя;
  • страхование финансового ущерба;
  • удобный и понятный даже для новичков интерфейс.

Минусы:

  • относительно высокая цена (в которую входит стоимость сервиса проверки контрагентов и множество интеграций);
  • передача данных о зарегистрировавшихся ИП и ООО банкам-партнёрам.

Контур.Бухгалтерия. Хороший вариант для ИП с небольшим количеством сотрудников и ИП на ОСНО. Функционал ограничен по сравнению с предыдущим сервисом. Цена обслуживания — от 1 325₽ в месяц.

Плюсы:

  • сервис подходит для решения сложных задач;
  • доступ к сообществу бухгалтеров.

Минусы:

  • сравнительно сложный в освоении функционал;
  • перегруженный интерфейс.
Ведение бухгалтерского учёта для ИП и самозанятых

Эльба (СКБ «Контур»). Этот сервис подойдёт только для небольших ИП на УСН и ЕНВД (единый налог на вменённый доход), функционал и количество партнёрских банков ограничены по сравнению с сервисом «Моё дело». Оплата только по годовым тарифам.

Плюсы:

  • год бесплатного обслуживания на тарифе «Премиум» для ИП и ООО, которые ведут бизнес не более 3 месяцев;
  • низкая стоимость;
  • удобный интерфейс.

Минусы:

нет тарифа для ОСНО.

1С БизнесСтарт. Программный продукт от серьёзного разработчика с огромным ассортиментом услуг, постоянно проходят акции со скидками для новых клиентов.

Плюсы:

  • постоянная доработка программы в соответствии с запросами пользователей;
  • бесплатный доступ к обучающим материалам;
  • интеграция с локальными конфигурациями 1С, можете загружать и выгружать любые документы.

Минусы:

  • сложно привыкнуть к интерфейсу, если ранее не работали с программами 1С;
  • длительная выгрузка выписок из банков;
  • отсутствует возможность возврата денег, если вы решили отказаться от использования сервиса раньше срока.

Услуги бухучёта от банков

Услуги онлайн-бухгалтерии предоставляет большинство крупных банков, так они привлекают клиентов на постоянное обслуживание. Это удобно, если у вас ИП на 6%, нет валютных счетов и вы не ведёте внешнеэкономическую деятельность (ВЭД).

А такие банки, как Альфа-банк и Тинькофф, предоставляют эту услугу бесплатно при условии открытии счёта. У Сбербанка, ВТБ и Модульбанка есть разные тарифы для ИП и ООО в зависимости от срока и функционала. 

Выводы:

Если у Вас ИП на УСН, то привлекать бухгалтера в принципе нет необходимости, при желании можно справиться самим, но если бюджет позволяет и есть другие важные задачи, то лучше довериться профессионалам. Умение делегировать — ещё одно важное качество бизнесмена.

0

Похожие статьи

Этот веб-сайт использует файлы cookie для более комфортной работы пользователя. Мы предполагаем, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принять Подробнее

Политики конфиденциальности и файлов cookie