Смещаем фокус на пап. Интервью, где папы честно рассказывают об отцовстве и отвечают на вопросы вредного редактора.
Автор: Ксения Горбунова @gorbunova_ksu0511
Пожалуй, сказки – это одно из уникальных изобретений человечества. Они учат детей понятиям добра и зла, развивают их воображение, мышление, память, чувство прекрасного. Они помогают подрастающему поколению познать себя и мир, который их окружает. С помощью сказок дети учатся мечтать, верить в чудеса, в исполнение мечт и желаний. Они открывают перед читателем множество волшебных миров, в которые хочется погрузиться с головой и героям которых хочется подражать.
И эти удивительные миры поистине разнообразны. В одних заложена явная мораль, другие покоряют сердца красивой историей и прекрасным юмором, а третьи влюбляют в себя незаурядными героями и их уникальными судьбами. И на каждого человека найдётся своя любимая сказка!
Эта тема настолько многогранна, что мы не смогли обойти её стороной в данной рубрике. Нам интересно узнать, как относится к миру сказок и волшебства сильная половина человечества. Вам тоже, не так ли?
Итак, встречайте:

Евгений Русан, @rusan.evgeniy
31 год, Киев, предприниматель. Двое детей: Даниил – 5 лет, Ева – 3 года.

Александр Соловьев
29 лет, Москва, юрист.
Сын Артём – 3 года и 4 месяца.

Михаил Ахромкин
50 лет, Москва, администратор. Дочь Диана – 24 года.
Какая самая любимая и запоминающаяся сказка была у вас в детстве? Чем она вам нравилась? Она как-то повлияла на вас?

Евгений
В моём детстве сложилось так, что мне нечасто читали сказки. И всё, что я помню, – это элементарные истории про Колобка, курочку Рябу, про Красную Шапочку. Тогда это были просто сказки, и только сейчас я начал анализировать некоторые моменты, отражённые в них. Больше всего я любил рассказы мамы и папы. Возможно, они сами их выдумывали. Иногда мне бабушка рассказывала какие-то сказки на ночь. Я уже не помню их содержание, но мне нравилось, не наполнение рассказов, а сам процесс, само времяпровождение. Возможно, эти сказки повлияли на то, что у меня было красочное детство.

Александр
Не помню, чтобы мне читали сказки.

Михаил
Моя любимая сказка – «Садко». Там очень интересный сюжет, захватывающие персонажи, там добро побеждает зло. Былинные герои очень нравятся мальчикам. Любая сказка – это преодоление трудностей, а ребёнок питается сказками, поэтому она позитивно на меня повлияла.
В вашей жизни присутствовало много сказок и веры в сказочных существ: например, в Деда Мороза, в Бабу-Ягу? Как вы считаете, полезно ли верить в чудеса? И примерно во сколько вы перестали во всё это верить?

Евгений
В сказочных существ, кроме Деда Мороза, я не верил. В него я верил где-то до 5 лет. Я был свято убеждён в том, что это именно он приносит мне подарки. И когда дети во дворе рассказывали, что их дарят родители, я не верил им. Я доказывал: «Нет, это Дед Мороз, я же ему письма пишу!» Когда я узнал, что подарки дарят родители, у меня не было разочарования. В любом случае это классно, когда дети ждут праздника.
Сейчас у меня другие мысли по этому поводу, я уже детей по-другому учу. Но то, что я верил в Деда Мороза, – окей, нормально.
Я считаю, что полезно верить в чудеса, и они в нашей жизни случаются, порой даже очень часто. Но это никак не заслуга Деда Мороза, Бабы-Яги и других сказочных персонажей.

Александр
Никогда ни в кого не верил.

Михаил
В Бабу-Ягу я до сих пор верю (смеётся). Если Дед Мороз существует, я буду только рад этому. Я верил в Леших – страшненько было в лесу находиться. И верил в Кикимору на болотах, боялся, что она меня утащит. Я больше верил в злых сказочных существ, они сильнее запоминаются. Наверное, где-то после отрочества я перестал в них верить, но хотелось бы, конечно, чтобы сказочные персонажи существовали. Потому что сказка – это прекрасно.
Читаете ли вы любимые сказки из своего детства вашим деткам, показываете ли такие мультики? Как они их воспринимают? Нравится ли вам современная анимация?

Евгений
Я не читаю детям сказки из моего детства. Мне кажется, что они немного устарели. В них не очень нормальный сюжет, смысл, да и графика в старых сказках, если рассматривать их как мультики, – не очень.
Но есть один мультфильм, который я показываю детям. Когда я был маленьким, я очень любил анимационный сериал «Суперкнига». Он снят на основе Библии, и сейчас его выпустили в новой интерпретации, с новой графикой. Мои дети просто тащатся от него. Они уже выучили все библейские истории и смотрят этот мультик и на украинском, и на русском языках.
Моим малышам нравится современная анимация: когда всё круто нарисовано, классная озвучка. И я считаю, это здорово.

Александр
У меня не было любимых сказок и мультиков, поэтому мы смотрим с ребёнком современную анимацию. Она мне нравится.

Михаил
Честно, я не припомню конкретных сказок, но, конечно же, я показывал дочке сказки из своего детства. Они учат добру, и в каких-то ситуациях для ребёнка это очень важно, потому что только через сказку можно показать детям, как герой побеждает зло. В сказках всё должно заканчиваться хорошо. По-моему, и нет таких сказок, где бы восторжествовало зло.
Мне нравится современная анимация, в частности, японский мультик «Унесённая призраками». У меня дочь могла смотреть его чуть ли не каждый день. У неё до сих с этим мультиком связаны хорошие воспоминания, он завораживает детское воображение.
Как вы считаете, в современном обществе мультипликация вытесняет сказочную литературу? Вы как-то ограничиваете детей в просмотре мультиков? Прививаете ли им любовь к чтению?

Евгений
Сейчас дети более прогрессивные, и их нужно приучать к чтению, нежели к тому, чтобы что-то смотреть. Например, мой сын начал разбираться в телефоне где-то с 2,5 лет или даже раньше. Уже с этого возраста он знал, как выглядит YouTube, куда нажать, сам выбирал иконки с мультиками и смотрел их. Подрастающим детям, моим детям, больше присуще смотреть мультики, нежели читать книги. Поэтому мы по вечерам практикуем чтение книг. Это бывают даже какие-то рассказы, истории, сказки мы нечасто читаем.
У нас есть ограничение по мультикам: в день можно посмотреть около 20 минут. Обычно дети смотрят их на планшете, он запароленный. И когда мы разрешаем им посмотреть мультфильм, то прислоняем свой отпечаток и даём устройство. В этом случае я знаю, какой мультик смотрят мои дети – у нас есть жёсткая цензура, то есть мы не смотрим «плохих» мультиков, с какими-то непонятными словами, сюжетом и т. п. И дети знают, что если я сказал, что даю им посмотреть два мультика, то они смотрят именно это количество, а потом приносят планшет и говорят: «Папа, мы уже посмотрели». Если они этого не сделают, то в следующий раз они либо не получат устройство, либо за ними будет более жёсткий контроль. И тогда они понимают, что в следующий раз лучше слушаться.
Я сам не очень люблю читать, но я стараюсь, чтобы дети видели, что я читаю: не важно – какую-то профессиональную литературу или общую, для развития, для эрудиции. Мы вместе читаем Библию, чтобы дети видели, что родители её читают. Бывает, мы слушаем аудиокниги. И этим мы вырабатываем у них привычку и понимание того, что книги нужны.

Александр
Да, вытесняет. Дети больше смотрят мультики, чем читают. Мой ребёнок смотрит много мультфильмов, стараемся его ограничивать. Любит слушать сказки на ночь.

Михаил
Да, в наше время существует проблема не только с детским чтением. Даже у людей, которые уже готовятся к институту, бывает плохая речь из-за отсутствия начитанности. Сейчас всё вытесняют интернет и сказки с безжизненными героями, тот же «Губка Боб». То есть если раньше героями были заяц и волк из «Ну, погоди!», то сейчас в некоторых зарубежных мультфильмах главный герой – это вообще непонятно что. Оно какое-то.
Я всегда давал ребёнку выбор в том, что она будет смотреть и читать. Моя дочка, например, читала «Сказки народов мира», но в основном я ей предлагал русские сказки. У того же самого Пушкина есть прекрасные произведения, которые трудно назвать сказками в классическом понимании. Как-то раз я спросил дочку: «Будешь смотреть зарубежную Золушку?» На что она ответила: «Нет, только русскую. Потому что только наши сказки учат добру, а в зарубежных много зла». Ребёнку это не нравилось. Позже, когда дочка подросла, она начала читать иностранные сказки. Они более сложные для детского восприятия.
Мы всегда верили в чудеса, они присутствуют в сказках и должны как-то исполняться. Они же правда существуют: например, иногда они есть в наших снах.
Некоторые родители используют сказочных героев в процессе воспитания своих детей. Например, «если будешь плохо себя вести, получишь от Деда Мороза угольки вместо подарка» или «быстрее засыпай, иначе придёт Баба-Яга и утащит тебя в лес». Как вы к этому относитесь? Используете ли вы подобные приёмы в воспитании?

Евгений
Мы не используем в воспитании каких-то сказочных героев: что они придут, куда-то заберут, чего-то лишат. Нет. Мои дети не верят в Деда Мороза, они знают, что если они видят его или Снегурочку на улице, то это актёры. Мой сын так и говорит: «Пап, смотри, актёр оделся в Деда Мороза». Дети знают, что подарки им дарят родители. Мы стараемся поддерживать атмосферу праздника в дни рождения, на Рождество. Мы не так празднуем Новый год, как Рождество. Я считаю, что в Советском Союзе этот фокус специально сместили и сделали сначала Новый год, а потом Рождество. Хотя это нелогично, ведь если мы празднуем Новый год от Рождества Христова, значит, сначала должно быть Рождество, а потом Новый год. И логично, что Украина уже 2 года как присоединилась праздновать Рождество со всем миром 29 декабря. Я это очень поддерживаю.
В процессе воспитания мы используем не запугивание сказочными героями, а толкование и объяснение. То есть: «Слушай, дружище, ты сделал вот здесь не так, поэтому давай мы тебя оставим без мультиков на неделю» либо «Давай вот эту вкусняшку ты сегодня не получишь, потому что ты плохо себя вёл». И в следующий раз, когда ребёнок балуется и не понимает чего-то, у нас идёт диалог. И он понимает, что если он будет продолжать себя вести неподобающе, то, возможно, его лишат чего-то, что он любит, чего бы ему хотелось. И это лучше влияет, нежели запугивание Бабой-Ягой или Дедом Морозом, которых не существует.

Александр
Категорически не использую и негативно отношусь к такой практике.

Михаил
Я такого никогда не применял в воспитании: не пугал, не запугивал. Предпочитал другие методы.
Как я к этому отношусь? Если ребёнок непослушный, и ничего другое не помогает, то можно его слегка припугнуть таким способом.
Какие у ваших детей самые любимые сказки и мультфильмы? И в каких сказочных персонажей они верят? Они подражают какому-то герою?

Евгений
Мои дети смотрят «Суперкнигу», «Паровозики Чаггингтон», «Робокар Поли». Мультик, который они будут смотреть, сначала проходит цензуру у родителей. Если мы видим, что всплывают какие-то плохие слова, какие-то непонятные действия, если мультик имеет какой-то странный подтекст и учит чему-то не тому, тогды мы говорим: «Давай мы такой мультик смотреть не будем, потому что…» Либо, если возникает какой-то спорный момент, мы объясняем, что так делать нельзя, потому что вот так и вот так. Бывает, ребёнок совершает какой-то несвойственный ему поступок, и мы спрашиваем: «Где ты такое видел?» Он говорит: «В мультике». Тогда мы ему объясняем, что так делать нельзя, потому что: первое, второе, третье.
Что касается книг: детям очень нравится история про Поллианну, но это больше художественная литература, нежели сказка.
Героям из мультиков они не подражают. Иногда они в них играют, но я бы не сказал, что это подражание. В сказочных персонажей они не верят, потому что мы им объясняем, что это графика, что этот мультик нарисован, а этот фильм снят. И говорим, что этот актёр сегодня одну роль играет, завтра – другую по определённому сценарию.

Александр
В основном мой ребёнок смотрит современные серийные мультфильмы: «Щенячий патруль», «Вспыш». Из сказок любит слушать «Доктор Айболит», «Федорино горе», «Репка». В сказочных персонажей не верит, всегда говорит, что они из мультика. Подражает ловкости и силе роботов.

Михаил
Я сейчас и не вспомню, какие у моего ребёнка были любимые сказки и мультики. Много времени утекло. Конкретным героям она, по-моему, не подражала. Был один случай: когда дочка была в юношеском возрасте, я пытался называть её принцессой. На что она сказала: «Папа, я не принцесса». Вот что это было – я не знаю. Причём она была прям девочкой-девочкой, мы ещё её называли «маленькой женщиной», но она никогда не любила эти розовые тона, розовых слоников и прочее.
“Только через сказку можно показать детям, как герой побеждает зло.”
В русских сказках зачастую присутствуют мистика и некая жестокость, которая лично меня в детстве пугала (героев утаскивают в лес, заклёвывают птицы, Баба-Яга – это вообще проводница в мир иной). Чего только стоит история про Крошечку-Хаврошечку, которая закопала косточки коровушки, разговаривала с ними и поливала их. Вот как вы считаете, нет ли негативного влияния таких сказок на детей? И читаете ли вы со своими детьми подобные произведения?

Евгений
Да, я тоже считаю, что в таких сказках есть определённая мистика, иногда даже жестокость. Поэтому, скорее всего, из-за этих соображений мы детям их не читаем. Мне кажется, такие сказки негативно влияют и на психику, и на развитие детей. Когда ребёнок находится в раннем возрасте, родители должны тщательно фильтровать ту информацию, которая в него поступает, то, чем он «питается». Вот знаете, мы иногда трусимся о продуктах, а то, чем дети напитываются из информационного поля, родители очень часто пускают на самотёк. И потом это вплывает в подростковом возрасте, во взрослом возрасте, когда дети вырываются из гнёздышка и родители уже ничего не могут сделать.
Мы считаем, что нужно наставить ребёнка в начале пути, именно в детстве. И тогда он не собьётся с этого пути в любом возрасте. Поэтому если что-то вызывает у нас сомнения: мультик, сказка, тем более русские сказки из нашего детства, – то мы не знакомим детей с ними.

Александр
В силу отсутствия опыта и понимания у ребёнка таких жутких моментов, я считаю, что у подобных сказок нет какого-то травмирующего влияния. Иногда мы читаем сыну такие произведения, в них ребёнку интересны другие моменты.

Михаил
Может быть, такие сказки специально запугивают? Я просто никогда не задавался этим вопросом. Наверное, через подобные сказки идёт некое воспитание. То есть потом можно применить эти мистические образы и события в качестве угрозы, если ребёнок не слушается.
Некоторые сказки должны быть слегка страшными, со злыми духами. Дети же питаются этим небольшим страхом. Моя дочка иногда просила меня рассказать такие сказки перед сном, чуть ли не сама сочиняла, чтобы чуть-чуть побояться и уснуть. И это, кстати, до сих пор осталось, она до сих любит всякие истории про домовых и прочих существ.
В русских сказках зачастую присутствуют мистика и некая жестокость, которая лично меня в детстве пугала (героев утаскивают в лес, заклёвывают птицы, Баба-Яга – это вообще проводница в мир иной). Чего только стоит история про Крошечку-Хаврошечку, которая закопала косточки коровушки, разговаривала с ними и поливала их. Вот как вы считаете, нет ли негативного влияния таких сказок на детей? И читаете ли вы со своими детьми подобные произведения?

Евгений
Я считаю, что ребёнку можно показывать элементы трагедии в сказках, в мультиках, в фильмах, если он уже может осознанно размышлять. Например, Еве, которой три года, я бы такого ещё не показывал, а вот Даня уже задаёт кучу вопросов: «Пап, а почему это происходит так», «А почему он сделал вот так» и т. д. И он уже размышляет. Поэтому, как мне кажется, с ним можно смотреть подобные произведения и можно объяснить ему какие-то моменты в сказках и фильмах. Ведь он уже не просто смотрит, он уже воспринимает информацию, осознаёт её. Убийство – это треш, конечно, такого детям, наверное, показывать не стоит. Но если в мультике кто-то уходит из жизни – это показать можно.
Ребёнок в раннем возрасте уже может столкнуться с чем-то подобным – уйдет из жизни бабушка или дедушка. И, возможно, он воспримет это чуть легче, если он видел это в каком-то мультике, фильме, и родители объяснили ребёнку, что, к сожалению, мы на этой земле не вечны, что рано или поздно люди взрослеют, состариваются и уходят из жизни. Главное, не оставлять ребёнка один на один с этими эмоциями, нужно ему всё разжевать и разложить по полочкам. Чтобы он понимал, как проходят естественные процессы в этом мире.
Поэтому мне кажется, что знакомство детей с такими произведениями – это на усмотрение родителей. Если ребёнок ещё не готов воспринять такую информацию, то нужно ему закрыть глаза или поставить мультик на паузу, перемотать, чтобы не ранить детскую психику. Лучше показать ему такие моменты позже.

Александр
Считаю, что ребёнок не должен расти в «розовых очках». К сожалению, он может и в жизни столкнуться с ранней утратой. И лучше, если он будет хоть как-то подготовлен к такому, будет знать, что так бывает.

Михаил
Если взять конкретно «Муму», то эта сказка учит проявлять жалость и принимать потерю близкого существа. Я не вижу там ничего такого. Ведь маленькие дети глубоко не копают. Они такие сказки воспринимают буквально, как увиденное.
Конечно, если ребёнок сентиментальный, то надо знать меру с такими произведениями. Если его трогают подобные сюжеты, то это уже хорошо: значит, он неиспорченный. В русском человеке, как и в русской вере, всегда присутствует жалость. Этим мы отличаемся от других.
“Мне нравилось, не наполнение рассказов, а сам процесс, само времяпровождение.”
Ходите ли вы с детьми в кинотеатры на просмотр мультиков? Если да, то с какого возраста стали это практиковать?

Евгений
Да, мы ходим в кинотеатры, и дети это очень любят, им нравится сам процесс. Обычно по субботам мы устраиваем день семьи, когда мы проводим время вместе, ходим в парк, в зоопарк, катаемся на самокатах, на гироскутерах. И иногда мы заезжаем в торговые центры и посещаем кинотеатр. В основном ходим на мультики, либо на какие-то добрые фильмы, комедии.
Где-то с 4 лет мы начали водить Даню в кинотеатры, Ева тогда ещё в коляске была. Она тоже посещала с нами зал, только она там ничего не смотрела, а спала.
Если мы ведём ребёнка на мультик, то стараемся заранее ознакомиться с его сюжетом: чтобы там не было ничего плохого, чтобы он был добрым, и главное – чтобы он принёс какую-то пользу. Обязательно после сеанса я бы рекомендовал обсудить с ребёнком: что он видел на экране, что ему запомнилось, возможно, у него есть какие-то вопросы, возможно, ему что-то не понравилось. Я, как отец, должен подхватить какие-то моменты и растолковать их своему ребёнку. Когда в семье правильно построено воспитание, родители являются авторитетом. И если ребёнок что-то не то увидел или услышал, лучше тут же на корню пресечь это – он прислушается, и это никак не повредит его дальнейшему формированию и взрослению.

Александр
Ещё не ходим. Ребёнку 3 года и 4 месяца.

Михаил
Мы начали посещать кинотеатры с 5-6 лет. С удовольствием ходили туда с дочкой и на фильмы, и на мультики. Тем более сейчас такие мультфильмы: при просмотре того же «Короля Льва» все мамы и папы сидели с детьми и восхищались.
Ещё нас очень впечатлил «Труп невесты». Вот это шикарно было, я сам обалдел, когда смотрел.
И в завершение, лучшие сказки и мультфильмы для совместного просмотра или прочтения по вашему мнению?

Евгений
Книга «Поллианна» писательницы Элинор Портер. Это история про маленькую девочка, она очень поучительная, в ней есть, над чем порассуждать. Мультфильм «Суперкнига». Это сериал, в нём много сезонов, много серий. И каждая серия – это кладезь тем для размышлений, для общения со своими детьми.
Могу дать три критерия, по которым выбирать мультики. Первый – нужно их выбирать не для того, чтобы просто занять своих детей, а для того, чтобы история действительно их к чему-то подводила: либо участвовала в развитии, либо влияла на мышление, то есть чему-то обучала детей. Второе – не нужно, чтобы сеансы просмотра были очень длительными. И третье – важно общаться со своим ребёнком после просмотра мультфильма и спрашивать его о том, что он увидел. И на основании ответа делать выводы: возможно, я ему что-то не то даю, возможно, ему не нужно смотреть такие мультики.
Желаю всем хорошо воспитать своих детей. Дети – это огромное благословение.

Александр
Не могу порекомендовать.

Михаил
Топ-3 сказок/мультфильмов: «Конёк-Горбунок», «Садко», «Сказка о рыбаке и рыбке».
В заключение пожелаю лишь одно. Читайте с детьми любимые сказки, смотрите вместе мульфильмы, исследуйте волшебные миры один за другим! Все мы знаем, что чудеса творятся в сказках, но не забывайте, что они сами творят чудеса!