Новости

РУССКАЯ СКАЗКА. ОТ ВАСНЕЦОВА ДО СИХ ПОР

Картина: Три царевны подземного царства. 1879. Государственная Третьяковская галерея

Собрания: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Московский музей современного искусства, Музей истории денег («Гознак»), Государственный центральный музей кино, Государственный центр современного искусства, Нижегородский государственный художественный музей, Музей-заповедник «Абрамцево» и другие музейные собрания, частные коллекции.

В экспозицию включены произведения И.Я. Билибина, В.М. Васнецова, Н.С. Гончаровой, И.В. Кориной, О.И. Кройтор, В.Ю. Мамышева-Монро, Е.Д. Поленовой, Р.Р. Тавасиева, О.В. Тобрелутс, А.Е. Урбан и других. Проект «Русская сказка.

"От Васнецова до сих пор" — новый шаг в выставочной практике Третьяковской галереи. Впервые в залах музея — в Западном крыле Новой Третьяковки, ставшем зоной эксперимента и работы с современным искусством, — создано особое пространство, где происходит диалог между классическими и современными произведениями, а также интерактивными объектами, воплощенными молодыми театральными сценографами.

Это своеобразная выставка-путешествие, променад между мирами классического и актуального искусства, различными медиа, где главным действующим лицом становится зритель.

Впервые музей использует жанр иммерсивной выставки, который позволяет посетителю, находясь в пространстве тотальной инсталляции, испытать полное погружение в фантастический мир русского фольклора, архетипов образного мышления — мир, построенный и срежиссированный современными пластическими и техническими средствами.

В своем творчестве художники часто обращаются к героям русской сказки, эпоса и мифологического рассказа. В нашем представлении Садко, Кощей Бессмертный, Иван-царевич, леший и русалка — персонажи вымышленные, сказочные. Мы воспринимаем их через произведения искусства, книги, кино.

Выставка предлагает посетителям несколько уровней восприятия русской сказки. Первый путь — через изобразительное искусство: от работ Виктора Васнецова, Ивана Билибина, Василия Поленова, Михаила Врубеля, видеофрагментов спектакля Роберта Уилсона «Сказки Пушкина», поставленного в Театре Наций, произведений современных художников — к самым узнаваемым образам из советского кинематографа и мультипликации. Второй — через путешествие по мирам русского фольклора: сказки, былины и былички. И третий — через природные стихии: пространства подземелья, леса и воды, в которых и происходят основные события знакомых с детства сюжетов.

Проект приглашает зрителей получить богатый эмоциональный опыт, который заложен в простоте, искренности и доступности русской сказки. Каждый посетитель может создать собственную историю, опираясь на широкий образный и художественный материал. Выставка обращается к сказке не только на сюжетном, но и на предметном уровне. Сказка становится объектом экспозиции — звучащим и осязаемым.

Своеобразие проекта, его иммерсивность дают возможность посетителю физически, тактильно исследовать фантастический мир. Выставка-променад не дает четко заданного маршрута: зритель поставлен в условия свободного выбора, ему необходимо самому собрать свою сказку, выбрать свой путь. Ребенок или взрослый может пройти ее разными маршрутами — от волшебного, рассчитанного в основном на детей, до художественного, обращенного как к искушенному зрителю, так и широкой аудитории. Экспозиция строится в рамках трех разделов, трех царств — Подземельного, Лесного и Подводного.

Такое композиционное решение пространства позволяет отразить разное прочтение сказки художниками в разные эпохи, продемонстрировать произведения, которые в то или иное время формировали представление об образе русской сказки.

Навигация выставки построена так, что после каждого царства зритель снова и снова оказывается в зале у камня на распутье и может пройти выставку новым путем. Впервые для участия в проекте постоянную экспозицию Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке покидают одновременно три важнейших картины Виктора Васнецова — «Три царевны подземного царства» (1879–1881), «Царевна-лягушка» (1918) и «Иван-царевич на Сером Волке» (1889). В экспозиции зачастую парадоксально соединено несоединимое — реконструкция классических интерьеров Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке и радикально трансформированные пространства Западного крыла, документация перформанса Ольги Кройтор и мультипликационные фильмы 1950-х годов, иллюстрации Ивана Билибина и скульптура Александра Бурганова. Полотна Виктора Васнецова и видеопроекция работы Ильи Репина соседствуют с произведениями Олега Кулика, Дмитрия Гутова и Константина Звездочётова. На выставке демонстрируются фрагменты фильма Рустама Хамдамова «Мешок без дня», звучат записи сказок, сделанные в этнографических экспедициях. Совместное бытование столь разных произведений рождает новые интерпретации как одних, так и других и дает возможность зрителю размышлять о многочисленных подтекстах сказочных сюжетов. Проект рассчитан на семейную аудиторию.

Основная миссия проекта — привлечь внимание детей и подростков к русским сказкам и былинам, которые, являясь частью культурного кода, влияют на формирование личности. Выставка будет интересна и взрослым, в каждом из которых живет ребенок, поможет раскрепоститься, познать себя, испытать неожиданные эмоции и лучше понять своих детей. Она подарит ценный художественный опыт нового взгляда на хрестоматийно известные произведения искусства и принесет радость от возвращения в детство. К выставке подготовлена обширная образовательная программа, включающая творческие мастерские, показы кино- и мультфильмов, чтения сказок и многое другое. Полную информацию о программе можно найти на сайте Третьяковской галереи.


Выставка открыта с 22 февраля по 10 мая 2020 года
Крымский Вал, 10, Новая Третьяковка, Западное крыло

Состав выставки: около 70 произведений — живопись, графика, скульптура, инсталляция, видеоарт
Кураторская группа: Татьяна Гетман, Иван Антонов, Игорь Волков Архитектор и художник экспозиции: Алексей Трегубов
Автор интерактивных объектов: Мария Трегубова
Научный консультант: Никита Петров (ШАГИ РАНХиГС)
Куда пойти?
Made on
Tilda