автор Наталья Ковалева

Россия – уникальная и многообразная страна. В каждом уголке её бескрайней территории таятся поражающие воображение объекты: суровые пустыни, величественные горы, лазурные озёра, всевозможные музеи, парки отдыха, заповедники… Наша страна собрала в себе множество культур, традиций, часовых и климатических поясов, и всё это прямым образом отразилось на её культурном и туристическом наследии. В этой рубрике мы рассказываем об интересных местах, об удивительных путешествиях, об уникальных объектах, которые можно посетить вместе с детьми. Путешествуйте с нами, исследуйте с нами! Поверьте – Россия удивляет!

Автор: Анна Вахонина @vakhanita

Декабрь время подводить итоги года, а он выдался действительно необычным. Мы все оказались запертыми в самой большой и красивой стране мира. Этим летом мы с мужем и двумя детьми загрузили провиант, палатку, спальники и личные вещи в свой красный пикап и отправились в путешествие по России, которое затянулось на 3 месяца. Оно стало главным впечатлением этого года. Пора подвести итоги.

В этом году мы впервые…

…проехали 17 000 км по России на красном пикапе;

…дважды застряли в болоте;

…купались в Байкале;

…прошли пешком 8 километров по Кругобайкальской железной дороге;

…увидели ходульные деревья и каменные грибы;

…увидели Красноярские столбы;

…гоняли свиней на ферме на Алтае;

…катались на лошадях вдоль Катуни;

…мочили ножки в реках Обь, Енисей, Ангара, Катунь, Чулышман, Терек;

…устроили пикник на берегу Телецкого озера;

…жили в пограничной зоне у горы Белухи;

катались по бездорожью на ГАЗ-66 к горным озёрам на Алтае;

…купались в горных озёрах на фоне снежных вершин;

…проехали всю Чулышманскую долину, видели десяток водопадов;

…гуляли с маралом Вовой;

…увидели Эльбрус;

…лазили по башням в Ингушетии;

побывали в городе мёртвых в Северной Осетии;

…стояли на краю Сулакского каньона в Дагестане выше, чем летают орлы;

…пили калмыцкий чай в Калмыкии;

…завтракали на берегу Каспийского моря.

О чём молчит Instagram

Многие, глядя на красивые картинки в нашем Instagram, ошибочно полагают, что поездка была сплошным удовольствием. На самом деле за каждым красивым кадром стояло множество испытаний и историй.

В прошлом номере я рассказывала о «цивилизованной» части поездки по Алтаю, но какое приключение без испытаний? Алтай испытывал нас на смелость и прочность.

Сегодня я расскажу о сложном маршруте, доступном только в тёплое время года: Акташ Улаганский перевал перевал Кату-Ярык Чулышманская долина (водопад Куркуре, Каменные грибы) юг Телецкого озера. И обратно.

Боишься ли ты высоты?

«Здесь всё как в моих худших кошмарах!» ворчал муж, спускаясь на машине по перевалу Кату-Ярык. Дети молча вжались в свои автокресла. Нам предстояло спуститься на 800 метров вниз. Сейчас, глядя на фото, думаешь, что белая змейка перевала выглядит довольно безобидно. Но не зря его название переводится как «неприступный». Это крутой и опасный спуск длиной 3,5 километра, а высотой около 800 метров. На нём 7 крутых поворотов. Мы считали. Честно скажу, в какой-то момент даже мне стало не по себе. Не знаю, как держался мой муж, который боится высоты, но ругался он знатно.

А вот для местных даже такая дорога счастье. До её открытия в 1989 году в Чулышманскую долину добирались на лошадях либо водным путём по Телецкому озеру. Мы аккуратненько спустились, пару раз пропустив встречный транспорт, и остановились отдышаться в первой же турбазе с незамысловатым названием «Кату-Ярык».

Как позже выяснилось, спуститься по перевалу Кату-Ярык это полдела. Гораздо сложнее подняться обратно наверх. Сидя в беседке нашей турбазы, пожёвывая шашлык, мы наблюдали, как машины с трудом пыхтели в гору. У перевала дежурит местный автомобиль, который за 1500 рублей поднимает машины на буксире наверх. Также есть возможность паромной переправы по Телецкому озеру (около 10 000 рублей за машину). Но мы, проведя 3 ночи в долине (без связи и электричества), вернулись обратно тем же путём, каким и спустились. Коробка передач на подъёме нагрелась, масло закипело, но наш полноприводный пикап справился. Если решите повторить маршрут, не забудьте отстегнуть ремни безопасности, чтобы в случае чего успеть выскочить из машины.

Чем же мы занимались три дня в Чулышманской долине, и ради чего все эти мучения?

“В какой-то момент я даже подумала, что никакой цивилизации на южном берегу Телецкого озера мы не найдём: очень уж дико и безлюдно выглядели эти места.”

Чудеса России: долина реки Чулышман

В игре мемо «Чудеса России» моей любимой карточкой были Каменные грибы на Алтае. Это природные каменно-глиняные скульптуры в виде грибов высотой до 12 метров. Похожая достопримечательность есть в Каппадокии. Узнав, что мы едем на Алтай, я была намерена добраться до грибов. Но я даже не представляла, как это будет тяжело!

Грибы находятся в труднодоступной Чулышманской долине. По сути, долина это каньон, по которому течёт чистейшая река Чулышман. С обеих сторон высятся отвесные склоны гор с многочисленными водопадами. Автомобильная дорога по долине идёт от перевала Кату-Ярык до южного берега Телецкого озера. Места дикие и почти не тронуты человеком. Долина действительно невероятная, полна сюрпризов и загадок, ты попадаешь в какой-то другой мир. Мы много где бывали, но эта долина навсегда останется в памяти одним из самых ярких воспоминаний.

Зрелищность Чулышманской долины конкурирует разве что с её неприступностью. В долине очень плохая дорога, грунтовая, местами есть обвалы камней, где-то прямо из дороги торчат каменные валуны, о которые легко разрезать колесо. Здесь нет связи и электричества. Есть многочисленные турстоянки, где можно снять домик без удобств (около 2000 рублей за 4-местный дом) и помыться в бане (700 рублей за час). Свет дают вечером на пару часов, розеток нет. К счастью, в нашем пикапе было всё необходимое для выживания в диких условиях.

Поехали!

Наш маршрут в Чулышманскую долину начался из города Акташ (355 км от Горно-Алтайска). Здесь в магазине Мария-Ра мы купили продукты и воду, как оказалось, не зря дальше крупных магазинов уже не было. Как не было и асфальта. В Акташе он закончился, и дальше мы продолжали свой путь по грунтовой дороге, которая становилась всё хуже и хуже. Мы видели несколько машин с пробитыми колёсами.

По пути мы дважды останавливались: полюбоваться Красными воротами и  прогуляться на смотровую площадку на Улаганском перевале. Соблюдали тишину «по просьбе» информационного щита на перевале и восхищались снежными вершинами и горными озёрами.

Примерно через 2 часа езды от Акташа мы прибыли на смотровую площадку возле перевала Кату-Ярык. Здесь есть большая парковка и кафе с местной выпечкой. Часто автомобилисты пережидают в этом кафе непогоду, чтобы не спускаться вниз по мокрой дороге или в тумане. Со смотровой площадки открывается шикарный вид на Чулышманскую долину, на змейку опасного перевала и на небольшой водопад Карасу. Многие туристы отдыхают здесь, фотографируются и уезжают обратно, не рискуя спускаться вниз по перевалу Кату-Ярык.

Мы спустились вниз, но нас так утомили дорога и перевал, что мы остались ночевать в первой же турбазе, а точнее – на турстоянке «Кату-Ярык». Наш домик был прямо у берега реки Чулышман, напротив водопада Карасу. Засыпать под шум водопада это невероятное ощущение.

Утром мы решили не ехать сразу в урочище Аккурум к Каменным грибам, а сначала посмотреть водопад Куркуре. Для этого нас доставили на лодке на противоположный берег реки Чулышман, и мы полчаса шли пешком до водопада, любуясь невероятно красивыми пейзажами. Сам водопад симпатичный, но не шокирующий. Можно посетить, если у вас есть время и вы любите пешие прогулки.

Алтай испытывал нас на смелость и прочность.

Поход «по грибы»

Вторую ночь в долине мы провели на турстоянке «Каменные грибы». Она мало чем отличалась от предыдущей. Турстоянки это небольшие летние домики, в которых из убранства – только деревянные кровати и печка. Отсутствуют розетки и электричество, свет в домиках дают на пару часов, мыться можно только в бане, туалет на улице, связи нет. Но даже в таких спартанских условиях готовы ночевать многие, поэтому мест может не хватить. Опытные туристы ставят палатки, но выгодные места тоже нужно занимать заранее.

Утром мы наконец отправились к моей мечте к Каменным грибам, предварительно разведав к ним путь квадрокоптером. Поняв, как много предстоит идти, мы подготовились: переоделись в кроссовки и удобную спортивную одежду, сложили в рюкзаки воду и перекус.

За 500 рублей на моторной лодке нас доставили на противоположный берег реки Чулышман. Это заняло несколько минут. Так мы попали в урочище Аккурум. А дальше нам предстоял довольно крутой подъём в гору с рюкзаками и детьми. Всего на горе есть три тропы. Рекомендую идти по самой нижней и самой пологой. Мы, конечно же, выбрали верхнюю, наиболее крутую тропу, и дети выдохлись, не достигнув даже первых грибов. Высота точки, где начинается первый гриб, примерно 300 метров над рекой. Идти тяжело, но недолго: минут 20-30.

Чудеса России: испытания красного пикапа в Чулышманской долине (Алтай) #13

Эти причудливые грибы настолько невероятны, что забываешь об усталости и, как горный козлик, скачешь наверх, чтобы рассмотреть их поближе. Самый высокий гриб носит имя «Царский» и достигает 12 метров!

Проблемы начинаются, когда нужно спускаться. Вся тропа вдоль грибов состоит из мелкой белой крошки (Аккурум в переводе «белая осыпь»), и ноги соскальзывают. С детьми лучше остаться на смотровой площадке и не подниматься наверх. Будьте аккуратны!

Мой гештальт по грибам был закрыт, мы немного отдохнули и были полны сил и энергии. Я достала свой путеводитель по Алтаю и робко предложила: «А может, до Учара дойдём?»

Самый труднодоступный водопад России: Учар

«Тропа к водопаду идёт по правому берегу реки Чульча на высоте 100 метров по крутому склону. Снизу река, сверху скалы, и встречаются ядовитые змеи. В трёх местах по брёвнышкам нужно переходить бурные реки притоки Чульчи; в одном месте, проходя над пропастью по металлическим скобам, держась за веревку…» бодрым голосом зачитала я мужу и детям описание пути к водопаду Учар из путеводителя.

Ответом мне была тишина. Большинством голосов идея с походом на водопад была отклонена. Хотя от грибов нам было не так уж и далеко идти: около 5 часов. В долине вообще очень много водопадов, но 160-метровый Учар, в переводе «неприступный», прославился сразу в нескольких категориях. Во-первых, этот водопад самый молодой водопад в мире, о нём узнали лишь 35 лет назад. Во-вторых, Forbes поместили водопад в список семи самых труднодоступных достопримечательностей России. Я думаю, всем понятно, почему. Если всё-таки вы рискнёте увидеть знаменитость, не забывайте, что потребуется разрешение на посещение ФГУ «Алтайский заповедник».

Чудеса России: испытания красного пикапа в Чулышманской долине (Алтай) #13

Что скрывает двойное дно Телецкого озера?

Следующей точкой нашего маршрута стало Телецкое озеро. Мы всё ехали вдоль реки Чулышман, и я ждала, что вот-вот появятся уютные кафе, или большие магазины, или хотя бы заправка с кофемашиной, но ничего подобного не происходило. Мы встретили только два небольших села: Коо и Балыкча. Справедливости ради замечу, что бензин можно купить с рук во дворах у местных, и там даже есть пара деревянных изб с надписью «Магазин», но мы решили довольствоваться своими запасами.

Дорога становилась всё хуже, машин, кроме нашей, больше не было. В какой-то момент я даже подумала, что никакой цивилизации на южном берегу Телецкого озера мы не найдём: очень уж дико и безлюдно выглядели эти места.

К счастью, мои опасения не оправдались. На берегу мы нашли турбазу со столовой, баней и даже розетками. И у нас впервые за все эти дни появилась сотовая связь. Остаток дня мы провели в баньке, откуда ныряли прямо в освежающую прохладу Телецкого озера.

Телецкое озеро, или Алтын-Кёль, – крупнейшее озеро Алтая и одно из самых больших пресных озёр России. Название переводится как «Золотое озеро», и окутано оно большим количеством легенд. Меня очень заинтересовал тот факт, что температура в глубине озера – порядка трёх градусов, и на дне царят вечный холод и мрак.

Чудеса России: испытания красного пикапа в Чулышманской долине (Алтай) #13

Говорят, что рыбы не опускаются ниже отметки в 100 метров, а на глубине, превышающей эту цифру, водолазы находят практически законсервированные холодом остатки кораблей, лодок, автомобилей. Ходят байки, что в толще ледяной воды спрятан «лес мертвецов», состоящий из тех, кто утонул в озере и не был найден. Добавляет мурашек тот факт, что батискафы команды Кусто, исследовавшие озеро, попали в двойное дно и не смогли пролить свет на его загадки. В некоторых источниках упоминается легенда о том, что посреди озера как раз и находился город Беловодье, ушедший под воду.

Район Телецкого озера очень опасная зона, здесь часто происходят загадочные происшествия. Причина тому сильные ветра, обильные снегопады и туманы. Нужно очень внимательно отнестись ко всем мерам безопасности, если отправляетесь туда путешествовать.

На следующий день мы арендовали катер. Нас ждали красивые пейзажи, водопады и какая-то нереальная тишина. Берега Телецкого озера почти везде круты и обрывисты, прорезаны ущельями, имеют живописные бухты. Весь правый берег озера это территория Алтайского государственного природного заповедника, здесь запрещена высадка туристов без пропуска.

На этой водной прогулке наш маршрут был завершён. Мы не стали ждать паром, чтобы переправить машину в Артыбаш, а отправились обратно тем же путём – через Кату-Ярык. Впереди нас ждал ещё один незабываемый маршрут по Алтаю – в Уймонскую долину, но об этом я напишу в следующий раз.

На Алтае можно найти отдых на любой вкус. Если вам хочется увидеть нетронутую туристами природу, побыть в тишине и одиночестве, будьте готовы долго ехать, плыть, идти, взбираться, карабкаться и преодолевать бытовые неудобства. Но оно того стоит. Именно эти приключения мы вспоминаем, сидя по вечерам у камина на своей даче.

Явки-пароли:

Список вещей, необходимых для комфортного путешествия, вы можете получить, написав мне в Instagram: @vakhanita.

Для уточнения условий доступа на территорию заповедника воспользуйтесь официальным сайтом Алтайского государственного природного биосферного заповедника: https://www.altzapovednik.ru/info/obshee.aspx.

Очень рекомендую попробовать на Алтае новый формат отдыха: глэмпинг. Как правило, это оборудованные шатры со всеми удобствами, расположенные в тех местах, где запрещено капитальное строительство. Привычный городскому жителю комфорт на фоне дикой природы. На Алтае можно найти глэмпинги на любой вкус и кошелёк, но я особенно отмечу два варианта:

«САЙКОЛ ГЛЭМПИНГ» – https://saikolglamping.ru. Это сеть уединённых глэмпингов в Горном Алтае в непохожих друг на друга ландшафтах фантастической красоты, в том числе и на острове Камаин в южной части Телецкого озера.

«Лес и Море» – https://lesimore.com. Шатры уровня «Люкс» в труднодоступном районе, трансфер на вертолёте. Даже просто посмотрев их сайт, можно вдохновиться.

«Здесь всё как в моих худших кошмарах!» – ворчал муж, спускаясь на машине по перевалу Кату-Ярык. Дети молча вжались в свои автокресла. Нам предстояло спуститься на 800 метров вниз.