Приключения красного пикапа на Алтае: в погоне за мечтой!

автор Наталья Ковалева

Россия – уникальная и многообразная страна. В каждом уголке её бескрайней территории таятся поражающие воображение объекты: суровые пустыни, величественные горы, лазурные озёра, всевозможные музеи, парки отдыха, заповедники… Наша страна собрала в себе множество культур, традиций, часовых и климатических поясов, и всё это прямым образом отразилось на её культурном и туристическом наследии. В этой рубрике мы рассказываем об интересных местах, об удивительных путешествиях, об уникальных объектах, которые можно посетить вместе с детьми. Путешествуйте с нами, исследуйте с нами! Поверьте – Россия удивляет!

Автор: Анна Вахонина @vakhanita

Этим летом, просидев месяц дома, мы с мужем и двумя детьми загрузили вещи в свой красный пикап и отправились в авантюрное путешествие. Хотелось только одного уехать как можно дальше из большого города, ближе к природе. В результате за три месяца мы проехали 17 050 километров и по-новому открыли для себя Россию! В прошлом номере я рассказала о первой точке нашего маршрута остров Ольхон на Байкале. После такого старта нам казалось, что мест красивее быть не может. Пока мы не оказались на Алтае… Здесь мы провели месяц, и наш итоговый маршрут был таким:

Бийск Инегень Чулышманская долина Телецкое озеро Акташ Уймонская долина Мультинские озёра Маральник «Никольское» Ая Манжерок Чемал Каракольские озёра Новосибирск.

Начало: самая красивая дорога России

Алтай был для нашей семьи давней мечтой. Во всех списках желаний я неизменно писала: «Автопутешествие на Алтай всей семьёй». С нашими графиками работы и учёбы это было невозможно до тех пор, пока вирус не поставил жизнь на паузу. И вот мы мчим с Байкала на Алтай. Это было круче, чем в самой смелой мечте. Мир потихоньку оживал, на дорогах появлялись машины, открывались кафе. Мы не знали, что ждёт нас завтра, и каждый день дарил нам новые сюрпризы и новые места. Свобода это самое главное, что даёт тебе автопутешествие. А с машиной высокой проходимости (как у нас) ты не зависишь даже от наличия дорог на пути.

И вот она долгожданная точка на карте: Нулевой километр Чуйского тракта. Чуйский тракт главная дорога Алтая: 602 километра невероятной красоты (74 км по Алтайскому краю и 528 км по Республике Алтай). Это единственная дорога России, которая входит в топ-10 самых красивых автодорог мира по версии National Geographic. Хочется отметить, что она ещё и комфортная для езды: на всём Чуйском тракте есть хорошее асфальтовое покрытие. Однако, свернув с трассы, будьте готовы к тряске и грунтовым дорогам либо вообще к их отсутствию. Но наградой за бездорожье станут безлюдные, дикие и энергетически сильные места. Налево пойдёшь попадёшь к загадочному Телецкому озеру, направо пойдешь окажешься у подножия сакральной горы Белухи, где Рерих искал своё Беловодье.

мама путешествует

А можно просто ехать прямо по Чуйскому тракту до упора (т. е. до границы с Монголией) и по пути любоваться Гейзерным озером, Курайской степью у подножия Северо-Чуйского хребта, цветными горами Кызыл-Чина, также известными как Марс на Алтае, мистической Зоной покоя Плато Укок. По всему Чуйскому тракту можно останавливаться на смотровых площадках для фотографий, пить травяной чай в красивых кафе у берегов Катуни и ночевать на многочисленных базах отдыха. Этот популярный «инстаграмный маршрут» уже полноценное живописное путешествие. Но если вы хотите большего, тогда моя статья для вас.

Мы не знаем куда едем, но мы уже в пути!

Наше знакомство с Алтаем началось с Бийска старейшего из алтайских городов. Он оказался очень приятным. В нём интересно погулять по исторической части города, где сохранились красивые купеческие особняки, посетить «Музей Чуйского тракта». Остановиться можно в апарт-отеле «Облака» (в номере есть мини-кухня) или в отеле «На старом месте» в самом сердце исторической части Бийска.

Переночевав в комфортном Бийске, мы решили добавить адреналина в наше путешествие и поехали по Старому Чуйскому тракту через село Алтайское. Экстрима не получилось: немного потрясло, но в целом обычная грунтовая просёлочная дорога. Разве что пробок нет: мы были единственными на маршруте. По пути я постоянно норовила выскочить из машины и поснимать уютные деревеньки и горные ручьи, но муж не останавливался до перевала Чике-Таман. Считается, что настоящий зрелищный Алтай начинается после него.

мама путешествует

На вершине перевала (высота 1460 метров) находятся смотровая площадка и классный рынок. Здесь можно купить алтайский мёд, травяной чай, подушечки из трав, одежду из шерсти мериноса, игрушки из дерева. Мы приобрели деревянные мечи для наших мальчиков (чем бы дитя ни тешилось) и бумажный путеводитель по Алтаю за 300 рублей. Я фанат бумажных карт и путеводителей. Муж долго шутил, что, кроме меня, никто уже не покупает бумажные карты и путеводители, и удивлялся, зачем он мне вообще нужен во времена Интернета. Позже, когда нам пришлось жить в местах без связи и электричества, уже я посмеивалась над ним и надменно доставала из бардачка машины свой путеводитель, чтобы понять, где мы находимся и что интересного есть рядом.

Лайфхак: на Алтае много мест, где не ловит связь. Обязательно заранее загрузите в свой навигатор оффлайн-карты и не пренебрегайте бумажными путеводителями, если плохо знаете расположение достопримечательностей в тех местах, куда направляетесь.

Из автотуристов в агротуристы

После короткого шоппинга на Чике-Таман мы направились на агроферму «Инегень». Дети до сих пор вспоминают эти дни с удовольствием. Мы провели здесь неделю как самые настоящие агротуристы: катались на лошадях, гоняли поросят от наших макарон, носили на руках овечку Матильду, играли с котятами, дружили с животными агрокомплекса. По желанию здесь можно углубиться в фермерские заботы: постричь овец, почесать козий пух, повалять войлок, принять участие в заготовке сена, поработать в саду или на овощном поле.

Пару ночей мы провели в палатке, остальные – в домике агрофермы. Он был уютным, с туалетом, душем, террасой и шикарным видом на Катунь. В каждом таком домике есть холодильник, чайник и посуда, а на территории расположена мангальная зона. Дома стоят далеко друг от друга, и это оценят интроверты. Ещё в «Инегень» есть аилы. Мы очень хотели пожить в одном из них, но они все были заняты. Аил очень похож на юрту, отличие в том, что на полу аила есть прямоугольное углубление костровище. Учтите, что у такой экзотики есть существенный минус туалет и душ на улице.

мама путешествует

На территории агрокомплекса есть вкусное кафе, возле которого иногда можно поймать Wi-Fi. Также здесь есть бассейн, детская и спортивная площадки, баня и классный спа-комплекс с чаном на огне. В целом место очень душевное. Катунь здесь шумная и широкая, воздух пахнет чабрецом, закаты невероятного цвета и абсолютная тишина.

В пешей доступности от фермы нет ничего, кроме чудесной природы. До ближайшего продуктового магазина нужно ехать на машине. Мы посмотрели достопримечательности поблизости: слияние рек Чуи и Катуни, петроглифы в урочище Калбак-Таш, святилище Адыр-Кан, где вот уже 2 тысячи лет стоит каменный воин… Попробовали местную кухню в кафе Чуй-Оозы. А по вечерам подолгу сидели у костра у нашего домика на берегу Катуни.

Впервые нам так сильно не хотелось уезжать. Но жажда приключений звала дальше.

Немного о пантах

Я думала, нас уже ничем не удивить! В этом путешествии мы жили в юрте, в палатке, в гестхаусе, в придорожном мотеле (и такое было), на агроферме… Но мы ещё не жили в маральнике! И решили исправить ситуацию, отправившись в Маральник «Никольское». Здесь живёт 1450 маралов! Благородные олени мне очень нравится именно такое определение. Это великолепные, грациозные, красивые животные с ветвистыми рогами.

В Маральнике «Никольское» можно снять номер или домик. Мы выбрали уютный домик на берегу озера. В стоимость проживания включено трёхразовое (и очень вкусное!) питание на 2 взрослых. Зимой работает только главный корпус.

Но главное здесь не еда и не мягкий матрас, а маралы! В 1,5 километрах от домиков начинаются пастбища. Можно подняться на смотровую площадку по лестнице из более чем 1000 ступеней и увидеть всё с высоты. Маралы приходят сюда около 21:00. И за ними действительно интересно наблюдать: как они идут, как ведут себя, как настороженно смотрят на людей. Близко к ним не подойти маралы пугливы и пастбище огорожено забором. Зато мы сделали несколько фото с коптера.

мама путешествует

“По желанию здесь можно углубиться в фермерские заботы: постричь овец, почесать козий пух, повалять войлок, принять участие в заготовке сена, поработать в саду или на овощном поле.”

Однако если вы мечтаете увидеть вблизи этих благородных оленей – выход есть! На территории «Никольского» живет маралёнок Вова, он рос среди людей и свободно гуляет рядом с туристами. Ему всего три года, но он уже может напугать. Вова хочет играть. Дети с хохотом убегали от него, а мне, если честно, было немного страшновато, ведь мягкие ветвистые рога Вовы выглядели довольно солидно.

Эти ещё неокостеневшие рога молодых маралов называют пантами. Они – один из самых ценных ресурсов Алтая. Их состав целебен, и 90% пантов идёт на экспорт. При их срезке марала не убивают!

Здесь же, в маральнике, можно принять пантовые ванны. Ощущения невероятные. Чтобы получить панты высшего качества, необходимо пасти животных на определённой высоте, предоставляя им не менее двухсот видов различных трав, поэтому панты с Алтая особенно ценны. Кроме целебных ванн, из молодых рогов делают косметику, настойки, витамины. Продукция есть на сайте «Никольского».

После этой поездки в нашей семье несколько дней обсуждали только маралов: их жизнь, срезку рогов, милых маралят, гарем главного марала. Так незапланированная остановка в маральнике стала одним из лучших воспоминаний этого путешествия.

Полцарства за тёплые носки или наш маршрут на Каракольские озёра

мама путешествует

Ещё одним незабываемым приключением стала поездка на Каракольские озёра. Это комплекс из 7 горных озёр, их ещё иногда называют «Чёрные». Я увидела их фото в своём бумажном путеводителе и уже не могла их забыть. Смущало, что там нет дороги, нет инфраструктуры, только старая деревянная база отдыха. Смельчаки иногда ездят к озёрам по метровым колеям на своих внедорожниках. Мы же не стали рисковать машиной и взяли тур у «Алтай Вояж» с ночёвкой на этой единственной базе.

Мы выбрали вариант с проживанием в отдельном домике, с питанием, экскурсией и баней.

Старт поездки был в 7:00 с базы «Алтай-вояж» в Чемале. Здесь мы оставили свой красный пикап и пересели на «шишигу»: ГАЗ-66. Пять часов безумной тряски, 40 км бездорожья, и в 12:00 мы были на месте. По пути была одна остановке в Туре, где можно было купить чай и невероятно вкусные горячие пирожки. Многие отсюда идут дальше пешком, потому что после Туры дорога становится тяжёлой, трясёт сильно, некоторых укачало. Шишига едет по метровым колеям, по рекам, по ручьям. Мы все заработали синяки, и кое-кто даже получил ветками по лицу. Не ждите приятную туристическую поездку!

На высоте 1460 метров, у пятого озера, все машины паркуются. Здесь и находится та единственная турбаза с несколькими деревянными постройками и столовой. Еда походная, готовят на огне, но было очень вкусно! Связи и электричества нет.

После обеда всех туристов повели на пеший маршрут. На пути нет никаких настилов или дорожек. Идти нужно по камням и корням, местами очень скользко. Здесь обязательно нужны спортивная обувь и дождевики! Многие туристы возмущались, что их не предупредили о том, что прогулка будет такой тяжёлой! Дорога до самого живописного, Второго, озера занимает примерно 2 часа медленным темпом.

На Втором озере парни искупались, и мы устроили привал. Многие туристы едут на Каракольские озёра одним днём, то есть в 12:00 приезжают на озёра, гуляют с гидом до 16:00 и едут обратно. Этого времени очень мало! С детьми мы бы просто не успели на обратный трансфер, так что рекомендую вариант с ночёвкой.

Приключения красного пикапа на Алтае: в погоне за мечтой!

Погода в горах непредсказуема, и на обратном пути мы попали в сильный дождь. Камни стали скользкими, мы подскальзывались и проваливались в лужи, дети промокли до нитки, и даже дождевики не спасли. Мы шутили и мечтали о сухих носках. Дойдя до базы, мы сразу пошли отогреваться в баню, а вещи сушили в доме, у печки. Всю ночь шёл сильнейший дождь с грозой, мы думали нас унесёт ветром вместе с нашим крошечным домиком, напоминавшим сарай. В темноте по дому бегала мышь и ела наши конфеты. Многие приезжают сюда с палатками, но может не повезти с погодой.

Дух перевалов

Считается, что на всех перевалах Алтая обитают духи – духи перевалов. Здесь часто можно увидеть пирамидки из камней или повязанные на деревьях ритуальные ленты. На второй день, после завтрака, мы с сыном пошли к мистическим «Замкам Горных Духов» через перевал Багаташ в составе группы с гидом. Высота перевала 2113 метров. И тут на полпути я сдалась просто не смогла идти дальше. Группа ушла, а мы повернули назад.

Может, это дух перевала не пустил меня, напомнив, что некоторые вершины не нужно покорять, ими нужно просто наслаждаться. Сын был готов идти дальше, но остался со мной, и мы просто погуляли по лесу. Маршрут у группы занял примерно 3 часа. После обеда всех туристов загрузили в «шишигу» и доставили вниз в Чемал.

Поездка на Каракольские озёра нам обошлась в 24 400 рублей за всё:транспорт, дом, питание, гид, баня.

Ехать однозначно стоит, но нужно быть готовым к неудобствам! Внимательно читайте всю информацию!

мама путешествует

Чуйский тракт – единственная дорога России, которая входит в топ-10 самых красивых автодорог мира по версии National Geographic.

Зона комфорта

Были на нашем пути и спокойные дни размеренного отдыха. Например, небольшая остановка в популярном парк-отеле «Ая» с огромными бассейнами на одноимённом озере. Или несколько дней полного релакса в 5-звёздочном отеле  «Алтай Резорт». Но так получилось, что самые яркие впечатления мы получили далеко за пределами уютных отелей и зоны комфорта. В следующем номере журнала Liberty я расскажу о труднодоступных и мистических местах Алтая.

Явки-пароли

Список вещей, необходимых для комфортного путешествия, вы можете получить, написав мне в Instagram: @vakhanita.

Пожалуй, самый «инстаграмный» отель Алтая купольный отель «Вдох».

Минималистичный эко-отель «АлтикА».

Стильный отель «KLEVER».

Шикарный парк-отель «Шишка». В ресторане отеля очень вкусно готовят, обязательно попробуйте блюда с листьями папоротника.