Вечер у камина

автор Наталья Ковалева

Честные обзоры на книги и фильмы. Советуем только то, что прочитали и посмотрели сами! А главное – то, что нам понравилось!

Автор: Наталья Мулер @natalia_nevtrende

«Белый Пароход», 1970 год (альтернативное название «После сказки»).

Множество моих воспоминаний связано с книгами. Я помню как сами фолианты, так и те волшебные миры, в которые они меня уводили. Так вот, среди книг в родительской библиотеке было несколько изданий Чингиза Айтматова. Взгляд часто скользил по ним, пальцы в поисках новых историй пробегали по корешкам, но никогда не останавливались на них: там что-то про колхозы и строительство коммунизма…

Не имею ни малейшего понятия, откуда у меня появилось такое убеждение, но факт остаётся фактом: только сейчас, спустя два десятка лет, что-то подтолкнуло меня познакомиться с творчеством этого писателя. Сказать, что я была впечатлена, – не сказать ничего. Невероятно, сильно, глубоко… Высокое искусство в истинном смысле этого слова. Я начала со сборника повестей, каждая из которых поражала меня настолько, что было абсолютно невозможно, закончив одну, тут же начать другую. Мне требовалась хотя бы неделя на то, чтобы переосмыслить и отойти от прочитанного.

Сегодня я расскажу об одной из этих повестей, которая засела драгоценной занозой в моём сердце.

“История о том, что быть хорошим – это похвально, пока это не идёт вразрез с твоими ценностями.”

Белый Пароход

Повесть, где сказка и реальность переплетаются, где они то сливаются в одно целое, то начинают борьбу. И этот антагонизм не на жизнь, а на смерть – до последней страницы.

Книга начинается так:

“У него были две сказки. Одна своя, о которой никто не знал. Другая та, которую рассказывал дед. Потом не осталось ни одной. Об этом речь”.

Эти две сказки наполняют жизнь семилетнего мальчика, живущего на далёком-предалёком кордоне в Киргизии, в заповеднике на берегу озера Иссык-Куль. Мальчика бросили родители, и живёт он на попечении родни, которой он ненавистен либо безразличен. Маленький человечек, затерянный посреди величественных гор и заповедных лесов. Единственный, кто любит и заботится о нём, – старый дед Момун. Все остальные друзья-товарищи мальчика – это валуны, которым он даёт имена. Его верный спутник – бинокль, а всё понимающий собеседник – школьный портфель. Это его личные, мальчика, сказки. Но есть ещё одна – дедова. Сказка о матери-оленихе и прекрасных маралах. О том, как они пришли на озеро Иссык-Куль и стали священными животными, покровителями рода. Хоть из-за браконьерства прекрасные олени и перестали встречаться даже в заповеднике, мальчик пропитан дедушкиной сказкой. Поэтому, когда на берегу реки перед ним неожиданно появляется целая семья маралов, для мальчика этот момент становится торжеством сказки, добра и прекрасного.

Жаль только, книга на этом не заканчивается…

Кстати, саму сказку о матери-оленихе можно прочесть детям постарше: и сама история, и её язык просто прекрасны. 

А вот в целом повесть эта ничуть не детская. Как матери, мне было невероятно тяжело читать о переживаниях этого маленького ребёнка, такого чистого, светлого и никому не нужного.

Одним из самых больших уроков, вынесенных из повести, стала история деда Момуна. История о том, что быть хорошим – это похвально, пока это не идёт вразрез с твоими ценностями. А их надо защищать, даже если для этого нужно стать плохим, несговорчивым, твёрдым и способным говорить «нет». Доброта без силы может довести до полного и необратимого жизненного краха. Только сказке конец, и ничего не изменить…

“Повесть, где сказка и реальность переплетаются, где они то сливаются в одно целое, то начинают борьбу.”

«1900. Легенда о пианисте».

Задача порекомендовать хороший сказочный фильм как невероятно легка, так и тяжела одновременно. Ведь ввиду того, что жизнь наша полна стресса, темпы её бешенные, а нагрузки нещадные, жанр фэнтези и фильмы-сказки очень популярны. И это вполне естественно: вечерком, наконец-то добравшись до уютной софы, вовсе не хочется нагружать себя тяжёлыми впечатлениями от серьёзного кино. Поэтому фильмов-сказок сейчас много, они, слава современным технологиям, очень красивые, завораживающие и в полной мере справляются со своей первичной и неизменной с первобытных времён функцией – увести зрителя от страхов и проблем.

И для этой цели я хочу предложить вам фильм, который не является сказкой в прямом смысле этого слова. Однако его сюжет столь невероятный и далёкий от реальности, что его можно в полной мере назвать «сказочным». При всей своей гротескности фильм раскрывает истинную суть людей, событий и вещей.

“Он как будто пронизан океанским ветром и прекрасной музыкой.”

Легенда о пианисте

«1900. Легенда о пианисте». Фильм одного из моих любимейших режиссёров, невероятного рассказчика историй – Джузеппе Торнаторе.

Кинокартина не новая, но, как и любая сказка, она актуальна во все времена. Кроме того, она невероятно красивая. Только за эту эстетику в каждом кадре её можно пересматривать бесчисленное количество раз.

Фильм начинается и заканчивается на пароходе «Вирджиния». Практически всё его действие происходит на борту этого гигантского многоярусного лайнера, который ходит между берегами Старого и Нового Света. Рейс за рейсом корабль везёт тысячи людей к берегам Америки, людей, бросивших всё в погоне за новой и лучшей жизнью. И вот прямо на рубеже веков, в 1900 году, один из кочегаров судна находит брошенного младенца. Увидев в этом добрый знак, он усыновляет его и называет «Новеченто» – Тысяча девятисотый.

Мальчик вырастает на корабле, так ни разу и не ступив на твёрдую землю. Этот корабль и есть его мир: знакомый, предсказуемый и любимый. К тому же ему удаётся завоевать совершенно особое и значимое место в этом мире: впервые прикоснувшись к роялю в роскошном бальном зале парохода, Тысяча девятисотый открывает в себе уникальный талант к музыке. Он становится незатмеваемой звездой, знаменитостью по обеим сторонам океана, легендой. В то же время в его жизни есть друзья и чувство принадлежности к знакомому до каждой трещинки судну. Поэтому, даже став взрослым мужчиной, он ни разу его не покидает.

Лишь однажды прекрасное девичье лицо побуждает его подойти к трапу корабля. Но насколько близко?

Фильм этот прекрасен: и история, рассказанная устами одного из верных друзей Тысяча девятисотого, и саундтрек, и завораживающая операторская работа. Он как будто пронизан океанским ветром, прекрасной музыкой и постоянным диалогом между пароходом «Вирджиния» и большой землёй.  Прекрасная взрослая сказка, которая заставляет задуматься о многом.

“Как и любая сказка, этот фильм актуален во все времена.”

1

Похожие статьи

Этот веб-сайт использует файлы cookie для более комфортной работы пользователя. Мы предполагаем, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принять Подробнее