В первый класс: как избежать стресса и поддержать ребёнка

автор Виктория Савельева

Начало школы — серьёзное потрясение для маленького человека и непростое испытание для всей семьи. Как пройти этот новый этап, сохранив тёплые отношения с ребёнком и не спровоцировав его неприязнь к учёбе?

В первый класс: как избежать стресса и поддержать ребёнка
Автор: Джессика Франтова, психолог благотворительного фонда «Измени одну жизнь»

Почему школа — это стресс?

«Существуем от каникул до каникул», — к сожалению, именно так многие родители описывают школьные будни. Школа требует от них активного включения: проверка домашних заданий, дополнительные занятия с ребёнком, участие в жизни класса, решение административных вопросов. Вместо того, чтобы провести вместе тёплый вечер, семья тратит эти драгоценные часы на приготовление уроков, подчас совсем не детские школьные проекты и поиск ответственных за неудачи. Неудивительно, что дети уже через несколько недель говорят, что «ненавидят эту школу», а взрослые мечтают о наступлении хотя бы недельных каникул.

Если в семью приходит ребёнок с опытом сиротства, то проблема становится ещё актуальнее. В нашем фонде сейчас подходит к завершению проект «Семья: переходный период», по итогам которого мы с уверенностью можем сказать, что поход ребёнка в школу является одним из самых острых кризисов семьи. Именно в этот период возвращаются многие забытые сложности: агрессивное и протестное поведение, отказ от обучения, регресс. Формирование поддерживающей позиции родителя, поиск и выбор школы, разговор с учителем об особенностях развития ребёнка с опытом сиротства — таким темам мы посвящаем целые занятия с родителями и консультации.

Сложности начинаются потому, что, во-первых, ребёнок, уже однажды потерявший родителя, очень болезненно реагирует на то, что принимающий его взрослый вдруг становится требовательным и ждёт каких-то результатов. В ответ родители получают настоящий саботаж учёбы. Во-вторых, обучение в обычной школе предполагает постоянное сравнение и недостаточное количество индивидуального внимания. Шумный класс создаёт ощущение небезопасности, и ребёнок уже не может сосредоточиться на учёбе. Все его силы уходят на то, чтобы просто высидеть учебный день, а напряжение прорывается наружу в виде агрессивных стычек с одноклассниками и учителями, саботажа домашних заданий и вообще походов в школу.
Такое поведение может сформироваться не только у детей с опытом сиротства, но и у ребёнка, который испытывает другие травмирующие переживания: потерю близкого человека, развод родителей, переезд и т. п.

В первый класс: как избежать стресса и поддержать ребёнка

Как снизить уровень стресса у себя и ребёнка, когда начинается учёба в первом классе

1.Помнить о своей роли родителя. Учит учитель. А задача родителя — поддержка, безопасность, терпение и любовь. В тупиковой ситуации полезно задать себе такие вопросы: «Что помогало мне, когда я был школьником?», «Какую помощь от родителей я бы хотел получать во время учёбы в школе?», «От чего точно было только хуже?».

2. Делегировать. Это универсальное средство в любой ситуации с новыми вызовами. Но делегировать педагогам, репетиторам и тьюторам нужно именно учебные активности — приготовление уроков и дополнительные занятия по школьной программе.
3.Снизить уровень ожиданий. Чем выше ожидания успехов ребёнка, тем острее будут восприниматься его неудачи. Самое главное, чему должен научиться ребёнок в школе, — умению учиться. А ещё очень важно поддерживать и поощрять его интерес, любопытство и тягу к знаниям. Поэтому вопрос «Какие оценки ты сегодня получил?» лучше заменить на «Что сегодня было интересного в школе?» или «Что тебе сегодня запомнилось?» и обсуждать именно эту тему, даже если самым интересным для ребёнка оказалась очередь в школьном буфете.

4. Расширить представление о возможных вариантах будущего. Зачастую родительская обеспокоенность базируется на уже устаревших установках: «будет плохо учиться — станет дворником», «не старается сейчас — в жизни тоже будет всё делать как попало» и т. п. Поймав себя на подобных мыслях, самое время сделать паузу и задуматься: «Где я это узнал?», «А это точно так работает?», «Знаю ли я примеры, когда бывает по-другому?». Ответы на эти вопросы помогают увидеть ситуацию более объёмно и снизить ожидания.

5. Поддерживать и ещё раз поддерживать. Школьнику непросто — его мир изменился. Но семья должна оставаться стабильным и безопасным местом. «Мы верим в тебя!», «У тебя получится!», «И я сталкивался с такими трудностями и смог их решить» — таких слов много не бывает. 

6. Радоваться успехам — игнорировать неудачи. Про правило «красной и зелёной ручки» многие уже наслышаны. Его смысл в том, что взрослый в первую очередь хвалит ребёнка за то, что у него получилось, и только потом немного времени уделяет тому, «что ещё можно сделать». Так формируется представление «я смогу», «я успешен». Если акцентировать внимание на неудачах, складывается прямо противоположное мнение о себе: «у меня ничего не выйдет», «я неудачник».
7. Планировать. Переезды, ремонты, изменения состава семьи по возможности лучше отложить на следующий год. Любая перемена — это новая адаптация всех членов семьи к изменившейся реальности, которая забирает силы и создаёт дополнительный стресс. Ребёнок в этих условиях начинает требовать внимания родителя ещё более энергично. Если же перемены уже произошли, даём право себе и ребёнку говорить о них — смотреть вместе фотографии, планировать дальнейшее будущее, обсуждать самые волнующие и болезненные темы нового этапа жизни.


Возможно, не все пункты из этого списка будет легко внедрить с первой попытки, но можно начинать с малого: выбрать тот вариант поведения, который больше всего нравится или который проще всего реализовать, и затем придерживаться выбранной тактики. Первые результаты придадут уверенности и вдохновят на дальнейшие шаги.

Читайте также:  Как выгодно инвестировать в образование ребенка
0

Похожие статьи

Этот веб-сайт использует файлы cookie для более комфортной работы пользователя. Мы предполагаем, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принять Подробнее