По данным Национальных исследований качества образования (НИКО), только 2% школьников в России не используют интернет, поэтому защитить ребёнка, просто запретив ему выходить в Сеть, не получится. Необходимо подготовить его к работе с интернет-пространством и большим объёмом информации (далеко не всегда полезной или хотя бы безопасной). Как познакомить ребёнка со Всемирной паутиной, рассказал академический директор международной онлайн-школы цифровых навыков для детей и подростков Kodland, отец троих детей Олег Голубев.
Автор, академический директор международной онлайн-школы цифровых навыков для детей и подростков Kodland
Каждый родитель заботится о безопасности ребёнка 24/7. Но если мы переживаем, что он не сможет перейти дорогу к школе, мы всё же не запрещаем выходить из дома, а учим и поначалу сопровождаем его, пока не станем уверены в его безопасности. Этот же принцип работает и с интернетом.
Как преподаватель, я сталкиваюсь со страхом взрослых дать школьнику гаджеты, страхом детской интернет-зависимости или травмирующего контента. Но дети всегда найдут выход — например, одолжат на перемене телефон одноклассника. Только если ребенок не знает «правил игры» в Сети, риск ошибиться для него намного выше. Кроме того, так родители лишают детей конкурентного преимущества: навык использования цифровых инструментов стал таким же обязательным, как умение читать и писать.
От позиции родителей зависит, станет интернет помощником или угрозой. Нужно постепенно, шаг за шагом, передавать ответственность своему ребёнку, чтобы во взрослом возрасте он смог грамотно распоряжаться своей свободой.
Проведём аналогию с уборкой: сначала мы просим малыша собрать за собой всего пару игрушек, и только со временем он сможет навести порядок уже во всей комнате. Так же и со Всемирной паутиной. Мы постепенно погружаем ребёнка в огромный цифровой мир. Наша цель — воспитать человека, который умеет выбирать и несёт ответственность за свою жизнь.
Я придерживаюсь принципа “говорить своим детям «не стоит» вместо «нельзя»” — это прекрасный инструмент, благодаря которому взрослый может объяснить ребёнку, как и почему стоит выбрать определённую модель поведения. Запрет, по моему мнению, уместен только в случае угрозы здоровью, но и тут он должен быть обоснован: это поможет ребёнку понять причинно-следственную связь «поступок-последствие», при этом он не попытается обойти установленное родителем правило.
Я придерживаюсь принципа “говорить своим детям «не стоит» вместо «нельзя»” — это прекрасный инструмент, благодаря которому взрослый может объяснить ребёнку, как и почему стоит выбрать определённую модель поведения.
Всё начинается с семьи — взрослые создают модель поведения, показывают, как реагировать на контент. Соответственно, гаджет является элементом воспитания.
Смартфон в неумелых руках вреднее фастфуда. Если родители считают, что ребёнок сам разберётся, то они попадают в ловушку. Смотрите сами: владельцы глобальных социальных сетей вкладывают миллионы, чтобы мы провели в Сети больше времени, чем планировали. Так как помочь сориентироваться в интернете маленькому человеку?
Сделайте первый шаг в интернет вместе с ребёнком. Будьте ему опорой и проводником в мире цифровых навыков — родителем, который держит за руку малыша, когда ему это нужно. Закладывая культуру поведения в интернете, вы обеспечиваете безопасность своего ребёнка.