В особое время, когда народ снова сталкивается с возможностью жить во время войны, тема мира становится актуальна как никогда. В каком возрасте и как поговорить об этом с детьми — рассказывает психолог Дария Купченко.

Автор: Дария Купченко, психолог, наставник,
фасилитатор международной школы Access Consciousness.
Сначала разбираемся в себе
Когда мы готовимся к разговору с ребёнком, первое и самое важное — ваше осознанное понимание, что именно вы хотите донести ребёнку, чему научить и какой результат получить.
Если мы касаемся темы войны, стоит определить:
— Что вы знаете о войне;
— Какие вы чувства испытываете к войне — боитесь ли, избегаете ли, радуетесь ли или просто наблюдаете?
— Какое у вас моральное отношение к войне;
— Насколько вы вовлекаетесь в процесс финансово, информационно, эмоционально, физически?

Отношение к войне
Если вы относитесь к войне негативно, хочу задать вам вопрос: правда ли, что война — это всегда плохо и неправильно? Можно ли её определить, как нечто исключительно плохое или хорошее? Если на вашего ребёнка нападают, будете ли вы прямо сейчас расспрашивать, что случилось, или сначала защитите его? Естественная реакция – защитить.
Это пример маленькой войны. Можем ли мы сказать, что то, что произошло — ужасно, несправедливо или неправильно? Есть разные варианты развития событий: ребёнок мог сам спровоцировать другого, ударивший малыш мог не справиться с эмоциями, а вообще дети могли просто играть в войнушку и увлечься.
Я хочу донести, что нет ни одной ситуации, которую можно определить как какую-то точную в пределах правильности или неправильности. Везде есть свой контекст, обусловленности и мотивы.

Передавайте знания, а не убеждения
Когда мы говорим с детьми о чём-то важном, важно не передавать свои убеждения об этом, а вместо них передать знания и инструменты. Развивать любознательность, способность критически мыслить, умение рассуждать и находить решения в любой ситуации.
Для этого можно использовать:
- Тематические игры;
- Чтение книг на тему (для детей: Ульф Старк «Маленькая повесть о любви», И.П. Токмакова «Сосны шумят», У. Орлев «Остров на Птичьей улице», Ю.П. Герман «Вот как это было»);
- Диалог;
- Вопросы после диалога — для закрепления;
- Экспериментальную деятельность.

Мы можем говорить с детьми о войне, но «правильным» образом: не просто говорить о том, что война – это плохо, страшно, что она уносит многие жизни, несёт голод и разруху, а говорить о ценностях, о том, как можно жить в это время, и как здорово, когда в мире мир.
Фокус внимания – вот что имеет ключевое значение в воспитании детей.
Диалог о войне и мире
Малыши до трёх лет
В этом возрасте формируется базовое доверие к миру. Это период, когда ребёнок должен получать максимальную любовь и признание близких, веру в него, радость от его присутствия и знание о том, что он в безопасности.
Что бы ни происходило вокруг, его внутреннее состояние должно быть непоколебимым, а это, в первую очередь, отражение состояния его родителей и окружающих.
В возрасте от 0 до 3 лет всё, что нужно ребенку, – ваша забота. Ему не нужны рассуждения о войне. Мир и радость, любовь – это то, о чём вы говорите и как взаимодействуете с ним.

Главная задача — показать ребёнку, что такое счастливая жизнь, любящая семья, радость и веселье! И здесь я не говорю о гиперопеке. Всего должно быть в меру: ошибки, падения, ссоры на площадке, живые разные эмоции. Но специально рассказывать о войне, убийствах, смертельных болезнях, терроризме и прочем — не нужно.
Дошкольники
В 3-4 года у ребёнка формируются первые детские воспоминания. Вслед за этим появляются устойчивые детские представления и способности к рассуждению. Здесь в диалоге мы начинаем подключать простые вопросы, в игре можно прорабатывать возможные ситуации из жизни, находя решение, выход.
Простые фразы для диалога:
А как ты считаешь …?
Что мы можем сделать, чтобы …?
А как бы ты поступил в этой ситуации?
К чему приведет это…?
Что принесёт радость?
И так далее.
Позднее, к 7 годам, язык у ребёнка становится средством общения и мышления, сознательного изучения, появляется контекстная речь. В этот период о войне можно и нужно говорить, как о событии, которое было когда-то, и, возможно, будет, но это – не конец жизни.

Тут, опять же, важны фокус и акценты. Постарайтесь делать акценты на мир, на радость и доброту. На единство людей и на то, что стоит стремиться к постоянному развитию, ведь умение развиваться, проявлять гибкость — ценный навык при нестабильности окружающего мира. Люди, не готовые к переменам, или замершие от страха, имеют намного меньшую возможность выжить в ситуации опасности для жизни.
Школьники
В школьном возрасте можно добавлять театрализованные представления, патриотическое воспитание, читать книги о войне. Но, опять же, главное – не передавать детям свои взгляды на войну, не навязывать свою точку зрения об этом. Предоставьте ребёнку возможность самому сформировать картину мира. А для этого требуется дать ему возможность самостоятельно размышлять, находить новые возможные решения, учить благородству и сочувствию. Но не жалости и боязни.

Не скрывайте истории о том, как умирали люди, но при этом помните, что у каждой медали две стороны: например, всегда были люди, которые исполняли любые приказы, но главное – всегда были и другие! Открытые помощи, сочувствию, помогающие другим. Говорите больше о том, как сила и вера спасали людей! Как, воссоединяясь, люди побеждали! Как вместе можно многого достичь. И как здорово и ценно, когда человек умеет находить выход из любой, даже самой пугающей, ситуации.
А главное — будьте примером своим детям. Будьте отважными, мудрыми, осознанными. Выбирайте в своей жизни лучшее, заботьтесь о себе, давайте другим из изобилия. Видьте красоту вокруг и учите этому своих детей. Ведь они скоро будут самостоятельно строить свою жизнь, и от того, какой фундамент они выстроили благодаря родителям и учителям, зависит то, насколько счастливо они смогут жить, и каким вкладом будут для этого мира.