Воспитай-ка


«Уступи ей! Она же девочка!» или как воспитывать мальчиков и девочек
Каким вы хотите видеть вашего ребёнка? Счастливым или послушным?
А как насчет того, чтобы реализовать оба варианта?
Простые рекомендации детского психолога, которые помогут
сохранить лучшие качества детской натуры и вырастить ребёнка гармоничным человеком.
Автор: Психолог и педагог Ирина Козлова @irina_kozlova_teachersdiary
«Мальчиков нельзя баловать! С ними надо быть строже!», «Не реви! Ты же мужик!», «Не дерись! Ты же девочка! Девочки не дерутся».

И вообще, мужчины должны быть сильными, ответственными, целеустремлёнными, должны зарабатывать и обеспечивать семью, должны уметь терпеть и всегда уступать, должны уметь добиваться, не сдаваться и т. д. Короче, мужчина ДОЛЖЕН! А девочки? А девочек надо холить и лелеять, «любить». Это такие принцессы, хрупкие и нежные создания, к ним надо быть внимательными, а с мальчиками церемониться не надо.

К сожалению, подобные представления о «мужском» и «женском» крайне глубоко сидят в сознании многих людей и часто определяют процесс воспитания детей. Сегодня предлагаю разобраться с наиболее распространёнными и актуальными мифами и гендерными стереотипами, а также поговорить о том, на что же реально стоит обратить внимание современным родителям при воспитании мальчиков и девочек. Начнём!
Стереотип №1.
«С мальчиками надо быть строже! Не надо растить из него баловня».
« А что значит «быть строже»? Это как надо себя вести с мальчиками и что конкретно делать, чтобы не вырастить из них «баловней»? На деле же получается, что мальчиков просто лишают принятия и любви. Им не разрешают плакать, когда им больно (запрет на ощущения собственного тела!), им запрещают хотеть или не хотеть чего-либо (мальчик должен, и всё!), не разрешают ошибаться, их не погладят и не поцелуют лишний раз (любовь только, когда заслужил). Получается, что «быть строже» и не «баловать», значит не любить своего ребёнка, делать его неуверенным, с заниженной самооценкой, не умеющим доверять самому себе и окружающим.

А как тогда быть? Мальчиков, так же как и девочек, важно любить и принимать во всех их проявлениях. Никто из нас не идеален. Мы все ошибаемся, мы все расстраиваемся и злимся. И никто не может лишить нас права чувствовать и переживать просто потому, что кто-то мальчик, а кто-то девочка.
Стереотип №2.
«Мальчиков надо хвалить за поступки, а девочек – просто так».
Стереотип, вытекающий из предыдущего. Принято считать, что мальчики – это такие достигаторы: они должны всего добиваться, упорно идти к своим целям. Поэтому их нужно хвалить только за поступки, чтобы у них была мотивация добиваться результатов. По факту получается, что подобная стратегия приводит к следующему: во-первых, мальчик очень быстро понимает, что он хороший и молодец, только когда оправдывает ожидания взрослых. Во-вторых, он делает выводы, что никого не интересуют его неудачи.

Всем нужен только положительный результат, а это побуждает мальчика избегать проб и ошибок, а также лишает его возможности учиться на своих промахах, а значит: расти и развиваться. В итоге получается связка: я хорош, только когда есть результат, и я никто, когда его нет. Как один из итогов подобного воспитания – такой мужчина становится неспособным справляться со стрессом от неудач. И что тогда он начинает делать, когда у него не получается добиться результата, а без результата он ноль? К сожалению, часто такие мужчины начинают выпивать.

Как же тогда хвалить и критиковать? Во-первых, оценивают всегда поступок/действие, а не личность. Никаких нападок на личность! Ребёнок всегда молодец и всегда хороший. А поступки и результаты могут быть разными.
Во-вторых, дети (равно как и взрослые) в процессе обучения нуждаются не в пустой похвале типа «Ты молодец! Это хорошо» или «Так нельзя. Так плохо. Стыдно так делать», а в полноценной обратной связи. Стоит помнить, что дети учатся всегда! Это значит, что им нужна подробная информация о том, что им удалось сделать и за счёт чего, а что не получилось, и какие были причины неудач; каких личностных ресурсов не хватило, и что можно сделать, чтобы всё удалось в следующий раз.

Что могут говорить родители вместо привычной всем похвалы?

- они могут поинтересоваться у ребёнка, что он сделал (нарисовал, склеил и т. д.);
- описать, что они видят («Я вижу яркое солнышко и голубое небо»);
- найти и сказать, что им нравится в том, что сделал ребёнок («Мне очень нравится, как ты подобрал цвета»);
- похвалить то качество, которое помогло ребёнку добиться результата («Вот на что способно терпение». Здесь могут быть уместны народные мудрости типа «терпение и труд всё перетрут»);
- описать свои чувства («Я так рада за тебя! Это так чудесно, что у тебя получилось...»);
- пофантазировать («Мне это пятнышко на твоём рисунке напоминает собачку»).
Стереотип №3.
«Я всё сама» – для девочки плохо, а «я всё сам» – для мальчиков хорошо.
На самом деле, это одинаково плохо и для мальчиков, и для девочек. Стремление к излишнему контролю, невозможность делегировать и попросить помощи, и, как результат, неумение взаимодействовать в команде/семье – всё это говорит о внутреннем напряжении и наличии психологических проблем, которые требуют разрешения и не дают спокойно жить таким вот «решалам» и «контролёрам». Более того, такие тревожные люди не дают жизни и окружающим.

Тогда получается, что самостоятельность – это плохо? Вовсе нет. Здоровая самостоятельность нужна как мальчикам, так и девочкам. Родителям нужно давать детям возможность быть самостоятельными только тогда, когда они сами к ней готовы, а не настаивать на ней искусственно (например, заставляя годовалого ребёнка часами играть одному, когда он по возрасту ещё не может этого выполнить). Неадекватные требования взрослых без учёта возрастных особенностей – это одна из главных причин нарушения развития и здоровья детей.
Стереотип №4.
«Мальчики не плачут». Мальчики, точно так же, как и девочки имеют право испытывать эмоции!
Когда мальчикам запрещают плакать, им на самом деле запрещают испытывать эмоции. Это попытка сделать сыновей «железными человеками». Чего потом тогда обвинять мужчин в безэмоциональности и бесчувственности? На данный момент есть множество исследований, которые подтверждают, что эмоции и чувства как для мужчин, так и для женщин ОДИНАКОВО РЕАЛЬНЫ. Нельзя сказать, что девочка упала и ей по-настоящему больно, а мальчик упал и ему не по-настоящему больно просто потому, что он мальчик. Странно, не правда ли? Телу ведь одинаково больно.

Как тогда реагировать на слёзы мальчиков? Так же, как и на слёзы девочек. Используйте метод КОНТЕЙНИРОВАНИЯ. Он подразумевает, что мама становится контейнером для отрицательных эмоций ребёнка и помогает ему их обработать (проанализировать, разобрать), а потом возвращает ему уже в упорядоченном виде. Контейнирование включает в себя признание права ребёнка на эмоции, проговаривание этих эмоций и причин их возникновения («Я вижу, ты злишься, расстроен из-за моего запрета/потому что закончилась шоколадка» и т. д.). Как правило, градус напряжения после таких фраз снижается, т. к. ребёнок видит, что его поняли, и он сам начинает понимать, что происходит. Это снимает у него тревогу. После этого вы можете приступать к обсуждению вариантов разрешения сложившейся ситуации. Метод работает даже с двухлетками!

Давать право мальчикам испытывать чувства и эмоции – это не значит сделать из них нытиков или слабаков. Это значит позволить им быть людьми, ЖИВЫМИ людьми, а не роботами. Нытики – это результат воспитания в целом, а не последствие того, что мальчикам разрешают плакать.
  1. "Базовые потребности в любви, безопасности, познании,
  2. самореализации есть абсолютно у ВСЕХ людей, независимо от пола. "
Стереотип №5.
«Девочкам надо уступать и их нельзя бить»
Давайте сначала разберёмся с уступкой. Как быть в ситуациях конфликта? И мальчиков, и девочек важно учить конфликтовать и использовать разные стратегии разрешения конфликтных ситуаций. Их выделяют пять: соперничество, приспособление или уступка, компромисс, сотрудничество и уход от конфликта. Уступка – это лишь один из вариантов разрешения конфликта, и он не может быть использован в любой ситуации без разбора, и не важно: конфликт возник с девочкой или с мальчиком. Выбор той или иной стратегии зависит от ситуации, от целей конфликтующих сторон, от выгодности результата и т. д.

Теперь о применении физической силы. Здесь тоже всё не так просто. Чтобы применить физическую силу, важно уметь взвешивать ситуации и только после анализа происходящего, если всё же есть такая необходимость, приступать к действиям физического характера. Иногда возникают такие ситуации, даже с девочками, когда ребёнок вынужден защищаться. Например, девочка колотит мальчика палкой. Очевидно, что это опасно для здоровья. Как быть? В такой ситуации мальчик вполне имеет право применить физическую силу и обезвредить обидчицу. Например, отобрать палку и заблокировать руки девочке вполне допустимо. Поэтому важно обсуждать с детьми все конфликты, с которыми они сталкиваются, чтобы они учились действовать по ситуации, а не били в ответ без разбора. Только так, вместе со взрослыми и под их руководством, дети научатся разбираться в ситуациях и принимать решения.
"Дети в процессе обучения нуждаются не в пустой похвале типа «Ты молодец! Это хорошо» или «Так нельзя. Так плохо. Стыдно так делать», а в полноценной обратной связи".
Подводя итоги, на что стоит обратить внимание современным родителям при воспитании мальчиков и девочек?

В первую очередь стоит обратить внимание на личностные особенности каждого ребёнка и его потребности. Каждый человек уникален, у него свой набор индивидуальных черт, талантов и предрасположенностей, свой характер, темперамент, психика и т. д.

Не бывает двух одинаковых детей, а это значит, что одна и та же схема воспитания не может быть применена ко всем. Но базовые потребности в любви, безопасности, познании, самореализации есть абсолютно у ВСЕХ, независимо от пола. Поэтому нет принципиальной разницы в воспитании мальчиков и девочек.

Просто больше наблюдайте за своими детьми и тогда вы сможете
УВИДЕТЬ и ПРИНЯТЬ их такими,
какие они есть. А это самое ценное, что могут дать родители своему ребёнку.

Подпишись!
Перепечатка материалов из прочих разделов сайта запрещена без письменного согласия ИП Жидкова. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Все права защищены © 2020, Liberty magazine.
Используя сайт, вы даете согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с условиями и политикой обработки.
Made on
Tilda