Первый раз в первый класс.
Как подготовить ребёнка к школе.

Воспитай-ка


Каким вы хотите видеть вашего ребёнка? Счастливым или послушным?
А как насчёт того, чтобы реализовать оба варианта?
Простые рекомендации детского психолога, которые помогут сохранить
лучшие качества детской натуры и вырастить ребёнка гармоничным человеком.

Автор: Психолог и педагог Ирина Козлова @irina_kozlova_teachersdiary
Совсем скоро наступит 1 сентября, и для кого-то этот день станет особенно важным и будет означать переход на новую ступень взросления – теперь ребёнок сможет гордо называть себя школьником. Насколько эта новизна притягательна и интересна, настолько же она пугающа и волнительна. Поэтому предлагаю сегодня поговорить о том, как родители могут подготовить своего ребёнка к школе и помочь ему в адаптации.
Для начала скажу пару слов о готовности ребёнка к школе в целом. Быть готовым к школе – это не только про умение читать и писать.

Это ещё и про психологическую готовность (мотивация ребёнка к обучению, понимание важности этого процесса, интерес); про достаточный уровень социализации, чтобы ребёнок мог соблюдать правила в школе, умел налаживать контакты со сверстниками и взрослыми; про когнитивную готовность (развитость памяти, мышления, произвольного внимания, речи, восприятия, умения планировать, контролировать и т. д.); про эмоционально-волевую регуляцию (способность ребёнка прилагать усилия для достижения поставленных целей через «не хочу»); про требуемый уровень развития мелкой моторики и прочее.

Чтобы определить, готов ли ваш ребёнок к школе или нет, лучше пройти полноценную диагностику у психолога. В среднем дети созревают к школе к 7 годам. Но оценивать готовность надо всегда в каждом конкретном случае, т. к. каждый ребёнок и его развитие индивидуальны.

Теперь вернёмся непосредственно к подготовке, а точнее к тому, как родители могут облегчить процесс адаптации ребёнка в школе. Итак, родители могут:
1. Создать вокруг ребёнка определённое информационное пространство о школе: объяснить ему, что это за место, что там делают, рассказать свои весёлые и положительные истории о школе.
ВАЖНО! Не идеализируйте школу и не дезинформируйте ребёнка о том, что там он будет много играть со сверстниками, что школа – это всегда весело и беззаботно. Необходимо создать положительный, но реальный образ школы. Например, можно сказать, что там интересно: там ребёнок узнает о том, как появился велосипед, машины, города, узнает о космосе, научится читать и будет сам читать свои любимые книги и т. д. Апеллируйте всегда к интересам самого ребёнка.
2. Познакомьте его с той школой, в которой ему предстоит учиться, и сходите в неё вместе на экскурсию.
3. Познакомьте ребёнка с его будущим учителем, чтобы 1 сентября вы могли передать первоклашку «из рук в руки» к уже знакомой «тёте».
4. Если есть такая возможность, то можно познакомить ребёнка с будущими одноклассниками.
5. До того, как он пойдёт в школу (хотя бы за пару недель), выстройте для ребёнка режим, близкий к школьному: ранний подъём, ранний отбой.
6. Играйте в школу.
7. Организуйте ребёнку отдельное рабочее место дома, где он будет делать уроки.
8. Вместе покупайте всё необходимое к школе: форму, пенал, ручки, портфель и т. д.
9. Ребёнок должен знать свои ФИО, адрес и номер вашего телефона.
10. К школе у него должны быть полностью сформированы навыки самообслуживания: он должен уметь сам одеваться и раздеваться, вешать свою одежду, кушать, ходить в туалет и т. д.
11. Обучайте его правилам безопасности (личной безопасности, правилам ПДД).
12. Ни в коем случае нельзя пугать ребёнка школой, учителями и т. д.
13. Не составляйте для ребёнка его портрет школьника (не раздувайте свои личные ожидания и не давите на него). Не говорите ему, что он будет учиться на одни пятёрки или четвёрки. Будут и тройки, и даже двойки. Настрой ребёнка на одни пятёрки – это прямой путь к демотивации к обучению. Ведь невозможно не делать ошибок, и, когда ожидания столкнутся с действительностью, для ребёнка это будет стрессом и может даже привести к полному нежеланию учиться.
14. Дайте ребёнку право на ошибки (пункт, вытекающий из предыдущего).

И самое главное, пожалуй, оставаться всегда в контакте с ребёнком, общаться с ним. Говорите с ним о его переживаниях, не отказывайте ему в поддержке.

Ведь если ребёнок обращается к вам за помощью, значит она ему нужна.

Это важно помнить и тогда, когда он уже пойдёт в школу и будет обращаться к вам за помощью, например, с уроками. Не оставляйте его наедине с трудностями, когда они ему не по силам.
Отдельно хочу обсудить пункт про безопасность, а именно – про личную безопасность. Сейчас стало крайне важным научить детей правилам общения с посторонними людьми, точнее, правилам «необщения». Особенно, если ребёнку предстоит возвращаться из школы самостоятельно. Сейчас существуют проекты от психологов, социальных работников, которые в игровой форме целенаправленно обучают детей правилам поведения с посторонними людьми, что делать, если потерялся и т. д. Им объясняют о безопасной социальной дистанции, о том, как реагировать на обращения посторонних взрослых к ним, как защищаться или обращаться за помощью и многое другое. Ниже приведу основные моменты, касающиеся безопасности детей:
1. Поддерживайте доверительные отношения с ребёнком. Поощряйте его рассказы о школе и о том, что было за её стенами, и не обесценивайте его переживания. Пусть общение с вами будет безопасным пространством для ребёнка, и тогда он сможет делиться с вами всем.
2. Если вдруг ребёнка из школы встречает незнакомец, то договоритесь с ребёнком о том, чтобы он сначала позвонил вам и уточнил, тот ли человек за ним пришёл.
3. Научите ребёнка говорить «нет» и не стесняться этого. Он может сослаться на родителей, сказать, что мама не разрешает общаться с чужими людьми.
4. Ребёнок должен запомнить, что взрослый человек никогда не обратится за помощью к детям. Он не будет спрашивать у ребёнка, например, дорогу (как и куда пройти). Взрослые всегда обращаются ко взрослым, если надо.
5. Важно научить ребёнка кричать: когда потерялся или кто-то пытается его схватить, угрожает и т. д.
6. Научите ребёнка не поддаваться на провокации из серии: «Я думал, ты уже большой, а ты, оказывается, маленький». Пусть он даже в таких случаях отвечает, что сначала он уточнит у мамы.
7. Договоритесь с ребёнком о том, чтобы он сообщал, куда он уходит, если вас, например, нет дома и вы на работе.

Конечно, это не исчерпывающий перечень рекомендаций. Их намного больше. И я ещё раз повторюсь, что сейчас проводятся специальные профилактические мероприятия для детей в игровой форме, а также лекции и семинары по детской безопасности для их родителей. На мой взгляд, такое обучение лишним не будет, а, скорее, наоборот, поможет обезопасить наших детей.
А я заканчиваю свою статью.
Напоследок хочу пожелать вам крепких нервов, хорошего учебного года и
не попадать в ловушку гонок за оценками.
Помните, что отношения с детьми важнее оценок!
Подпишись!
Перепечатка материалов из прочих разделов сайта запрещена без письменного согласия ИП Жидкова. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Все права защищены © 2020, Liberty magazine.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-77608 от 29 января 2020 г.
Используя сайт, вы даете согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с условиями и политикой обработки.
Made on
Tilda