Около 70 % покупателей «Детского мира» называют сумму в 700 рублей средним, что они готовы потратить на игрушку, говорит представитель крупнейшей детской розничной сети. В Ассоциации производителей детских товаров (АИДТ) говорят, что в этом году нижняя планка сумм, отложенных на новогодние подарки, оказалась почти вдвое ниже, чем в прошлом году.
Если в последние несколько лет бюджет был более-менее стабилен и на новогодний подарок начинался от полутора тысяч рублей и доходил в среднем до трёх тысяч рублей, то сейчас родители говорят, что готовы потратить всего порядка 700–750 руб., говорит президент АИДТ Антонина Цицулина. По её словам, средний чек в этом году резко снизился, и скорее всего то же самое будет и в следующем году. Цицулина объясняет это двумя трендами: семьи экономят (игрушки — это не товар первой необходимости), а кроме того, всё больше людей осознанно выбирают устойчивое развитие. То есть стараются покупать меньше игрушек, особенно пластиковых, на батарейках и т. д.
Чтобы соответствовать запросам покупателей, ритейлеры расширяют ассортимент доступных товаров. Например, «Детский мир» активно развивает собственные торговые марки (прямые заказы на фабриках исключают наценку различных посредников, в итоге цена на полке существенно снижается). Так, на сегодня у ДМ в категории игрушки 25 % — это СТМ, что позволяет покупателю найти качественную игрушку по доступной цене, а доверие к собственным брендам «Детского мира» очень высокое, говорит представитель сети.
Тем, кто ищет более бюджетные подарки, стоит помнить, что подарки на суммы 200–300 руб. выгоднее покупать в оффлайн рознице, а не на маркетплейсах, напоминает директор по развитию сети «Леонардо» Борис Кац. Дело в том, что продавцы на маркетплейсах закладывают в стоимость, например, набора для создания игрушки ещё и стоимость доставки, и комиссию маркетплейса. Кац отмечает, что в «Леонардо» видят рост продаж таких недорогих товаров.
Топ-10 самых ожидаемых игрушек
И известные мировые, и российские бренды игрушек всё также пользуются популярностью, особенно в праздничные периоды, говорит представитель «Детского мира». Ноябрь и декабрь — сезон самых активных продаж игрушек за весь год, и вот какой топ-10 вывели аналитики АИДТ на основе продаж в магазинах и онлайн-площадках. Интересно, что девочковый и мальчиковый рейтинг почти не совпадают, а в случае пересечений варьируется приоритет тех или иных подарков. Например, если у мальчиков Lego и прочие конструкторы из года в год занимают позицию №1, то для девочек такие игрушки лишь на 9 месте.
Мальчики | Девочки |
Конструкторы (радиоуправляемые, магнитные, динамические) | Куклы (феи, героини мультиков) и наборы одежды и мебели к ним |
Машинки, в частности спецтранспорт (скорые, пожарные, строительная техника) | Наборы для видео-блогинга, в т.ч. специальные светильники и держатели для телефонов, микрофоны-караоке, наушники, муз. инструменты |
Оружие (как копии настоящего, так и световые мечи, бластеры и т. д.) | Интерактивные мягкие игрушки: персонажи мультфильмов, домашние питомцы и т. д. |
Трансформеры и радиоуправляемые игрушки | Наборы для рисования, декора и бижутерия |
Голосовые станции и прочая детская электроника | Научные игрушки (опыты и т. д.) и наборы для выращивания растений |
Настольные игры | Сюжетно-ролевые и игровые наборы (больница, салоны красоты и прочие) |
Научные игрушки и наборы для экспериментов | Настолки, головоломки, паззлы, напольные игры (твистер и т. д.) |
Игрушки для спорта | Детская электроника (гаджеты, голосовые помощники, VR и т. д.) |
Игровые фигурки и наборы (солдатики, животные, персонажи м/ф и видеоигры | Конструкторы и строительные наборы |
Наборы для творчества и хобби (3D моделирование, лепка и прочие) | Игрушки для спорта и игрушки-антистресс |
«В этом сезоне в продажах существенно выросла доля мягких игрушек, включая лицензионные игрушки — такие персонажи, как Чебурашка, Смешарики и т. д.», — комментирует Цицулина. А кроме того, в подростковом сегменте виден рост интереса к настольным играм, особенно научно-познавательным и обучающим. Раньше настолки были в топе продаж у молодёжи, но сейчас эта категория «молодеет», и настольные игры всё чаще заказывают и получают подростки.
По данным АИДТ, 20 % игрушек в течение года покупается к двум ключевым праздникам: Новому году и дню рождения ребёнка. Для рынка оборотом 200 млрд. — весьма существенные суммы. Так, в декабре 2022 г. семьи потратили на игрушки около 2 млрд руб.