Никита Карпов, психолог и автор серии книг «Чёртовы подростки!», «Чёртовы скандалы!» и новой работы «Чёртова школа!», делится опытом работы с семьями, уникальными методами воспитания и советами для родителей, которые сталкиваются с проблемами подросткового возраста.

Никита Карпов — психолог, писатель и отец, чьи книги помогают родителям лучше понимать своих детей и выстраивать гармоничные отношения в семье. За его плечами — многолетний опыт работы с подростками и их семьями, а также тысячи часов консультаций. В своих книгах Никита затрагивает самые острые и актуальные вопросы воспитания: конфликты в школе, подростковые бунты, мотивацию к учёбе и семейные трудности.

Его последняя книга «Чёртова школа!» посвящена сложностям, с которыми сталкиваются дети и их родители в учебных стенах. Почему оценки — не главное, как «плюшки» не помогают мотивировать, и почему семейное обучение — это не универсальное решение? Обо всём этом и многом другом Никита рассказал в нашем интервью.
Как появилась идея написать книгу о школьных трудностях, и почему вы решили назвать её так дерзко — «Чёртова школа!»?
Школа — одна из главных причин, по которым родители подростков обращаются за помощью. Чаще всего школа и оценки становятся маркером того, что что-то пошло не так. Изменение оценок в большинстве случаев говорит не о нежелании учиться, а о том, что есть какие-то психологические проблемы. Они прежде всего проявляются и сказываются на учёбе, потому что это самая сложная деятельность, требующая регуляции, внимания и концентрации.
В книге вы затрагиваете тему того, что «плюшки» за оценки не работают. Какие стратегии мотивации детей на учёбу вы считаете действительно эффективными?

Если бы кто-то точно знал, как мотивировать подростков, он был бы богаче Джеффа Безоса. Мотивация может исходить из двух вещей. Первое — это понимание «зачем», то есть наличие цели. Это то, как и почему учатся взрослые. Второе — интерес к процессу. Это то, почему дети с увлечением чем-то занимаются. И копать стоит именно в этих направлениях. Но у подростка с «зачем» есть сложность: у них ещё нет серьёзной временной перспективы.
Как, на ваш взгляд, родители могут снизить свою тревожность по поводу оценок ребёнка, не оказывая на него дополнительного давления?
Наша тревожность — это вообще не его проблема. Когда мы говорим, что нам надо избавиться от тревожности, это не значит, что мы должны заставить его что-то сделать. Мы, родители, всегда найдём, за что потревожиться. Важно помнить, что школа — не единственный путь и не краеугольный камень жизненных успехов. Полезно просто поинтересоваться, какие ещё бывают варианты.
В книге много говорится о том, как поддержать ребёнка в конфликте с учителями или одноклассниками. Какие самые распространенные ошибки совершают родители в этих ситуациях?
Самая главная и серьёзная ошибка — не встать на сторону ребёнка. Хуже всего, когда родители объединяются с учителями или сверстниками и говорят: «Ну, ты ведёшь себя, как гад, поэтому и получаешь». В этот момент ребёнок перестаёт нас слушать, и мы теряем возможность оказать ему помощь и поддержку.
Вы предлагаете родителям рассмотреть вариант семейного обучения. Какие основные плюсы и минусы этого формата вы видите?
Я не предлагаю вариант семейного обучения. Я говорю, что такой формат существует, и в некоторых случаях он действительно может быть хорош. Основные плюсы и минусы подробно описаны в книге. Ключевой плюс — это гибкость: как в содержании, так и в графике. Ключевой минус — это высокий уровень требований к самоорганизации.
Как современные гаджеты влияют на школьную успеваемость и социальную жизнь подростков? Можно ли правильно использовать технологию для их мотивации?
Конечно, гаджеты многое изменили. Теперь подросткам всегда есть чем себя занять. Они всегда могут находиться в контакте с теми, кто им важен и нужен. И да, это мощный фактор отвлечения внимания.
Технология — всего лишь инструмент. Можно сделать приложение с «плюшками», и для кого-то это будет мотивацией, а для кого-то нет. В чистом виде технологии на мотивацию не влияют. Но детям прикольнее, когда на уроках используются гаджеты.
Ваши предыдущие книги «Чёртовы подростки!» и «Чёртовы скандалы!» получили широкий отклик. Какое самое важное наблюдение вы сделали за годы работы с подростками, которое стало основой для написания ваших книг?


Очень важное наблюдение — родители должны уделять больше внимания не подростку, а самому себе: своим проблемам, задачам, другим интересам, другим детям, может быть. Подросткам не нужно столько нашего внимания, сколько мы пытаемся им дать.
Ваша работа сосредоточена на предотвращении семейных конфликтов. Какие самые сложные случаи в вашей практике вы можете вспомнить, и как вам удалось помочь этим семьям?
Это не совсем корректно. Моя работа может сопровождать этот процесс. Иногда она становится причиной семейных конфликтов, а иногда действительно помогает их предотвратить. Но в большинстве сложных случаев в рамках консультации мало что можно сделать. Семейный конфликт — это всегда системная история. Здесь нужна работа с родителями, потому что подростки, какими бы самостоятельными они ни были, всё равно являются частью семейной системы.
В книге «Чёртовы скандалы!» вы много говорите о подростковых бунтах. Как уловить грань между «нормальным» подростковым бунтом и серьёзными проблемами, требующими вмешательства?
Когда речь идёт о жизни, здоровье и безопасности, искать грань незачем — бунт это или не бунт, какая разница. Важно понять, что делать дальше. Если это психическое расстройство или сильное сопротивление, подходы будут разными. Но в обоих случаях важно действовать.
Как ваша собственная семья повлияла на ваше понимание подростковых и школьных проблем? Используете ли вы свои методы в воспитании собственных детей?
Сапожник, как обычно, без сапог. Конечно, со своими детьми я сталкиваюсь со всеми теми же проблемами, что и родители, для которых я пишу. И на себе понимаю, как иногда бывает непросто выполнить психологические рекомендации. Но использую свой первый любимый метод «Чего хочу в результате?» и второй любимый метод — это прийти в себя и успокоиться, прежде чем начать разруливать.
Существуют ли универсальные принципы воспитания, применимые к любому ребёнку, или каждый случай уникален?
Интернет полон таких принципов. На мой взгляд, важно стремиться к собственной личностной зрелости и психологической стабильности. Второе — помнить, что они всё равно наши дети, а мы всё равно их родители, и никуда от этого не деться. И чем раньше мы с этим смиримся, тем лучше. И третье — осознавать, что они всё равно отдельные, не похожие на нас, не такие, как мы, и не будут соответствовать нашим ожиданиям. Базово этого достаточно.

Как родители смогут помочь ребёнку справиться со школьными трудностями?
Зависит от возраста, уровня задач и вашего контакта. Иногда нужно пойти и самому всё разрулить, потому что ребёнок ещё не способен. Иногда — помочь ему обрести ресурс и нужные навыки. Иногда — просто помочь решить задачку. В целом, будьте внимательны и интересуйтесь не с точки зрения давления и поругания, а с точки зрения того, как помочь ему самому справляться.
Как вы находите баланс между работой и личной жизнью, учитывая, что ваша профессия связана с эмоциональными переживаниями других людей?
Легко нахожу. Я просто не работаю, когда моя работа окончена. И не переживаю по поводу того, что я психолог, а у меня всё вот так. Рот закрыл, рабочее место убрано, и я могу быть папой со своими детьми.