— Мама, а я у тебя из животика вылез или из капусты?..
— Э-э-э…
Родители до сих пор не знают, как начать тот самый разговор. И продолжают мяться, краснеть и отшучиваться. Но дети всё равно спросят. И лучше, чтобы ответ они услышали от родителей, а не из соцсетей. Как мягко, честно и без паники говорить с детьми о сексе, теле и рождении — рассказывает клинический психолог Алёна Позднякова.

С какого возраста детей родителям стоит начинать разговоры с ними о сексе и репродукции? Как можно адаптировать информацию в зависимости от возраста?
Идеальным возрастом для так называемого «полового воспитания» считается возраст от трёх до пяти лет. В этот период мы начинаем рассказывать ребёнку о его собственном теле (называя половые органы правильными терминами), в том числе объясняем правила личной гигиены, а также обсуждаем различия мальчиков и девочек. Именно с понимания собственного тела ребёнка начинается его половое воспитание, которое потом станет базой для обсуждения тем секса и репродукции. Это также важно для выстраивания личных границ ребёнка. Примерно к школе у детей появляется вопрос «откуда берутся дети?», ответ на который должен быть честным, но доступным для понимания ребёнка конкретного возраста.
Есть ли какие-то советы по созданию безопасной атмосферы для обсуждения таких деликатных тем?
В первую очередь родителям стоит расслабиться самим. Часто мамы и папы пугаются, когда у ребенка появляется интерес к теме секса, ведь в понимании взрослых это действительно «деликатная» тема. Для ребенка же это очередной кусочек пазла от этого мира, который он познаёт каждый день. В четыре года на вопрос «откуда я появился?» чаще всего достаточно ответа «у мамы из животика». Более подробно к этой теме можно вернуться к 7–11 годам.

Какие ошибки чаще всего совершают родители, когда говорят с детьми о сексе и появлении детей, и как их избежать?
Самая популярная ошибка родителей — сказки про капусту и аистов. Дети хорошо чувствуют, когда их обманывают, и, получив такой ответ, ребёнок, скорее всего, будет искать другие способы найти информацию по этой теме. А вот какую информацию он найдёт самостоятельно — уже большой вопрос. Для начала спросите у ребёнка, что ему уже известно о сексе, и дальше двигайтесь в вашем диалоге на основе его ответа. Наблюдайте за реакцией ребёнка на ваши объяснения, это поможет понять, в правильном ли направлении вы идёте. Говоря о сексе, также не забывайте говорить ребёнку о том, что секс — это «для взрослых». Такую мысль можно донести с помощью слов «когда люди вырастают» или «когда ты станешь взрослым / большим».
Какие методы или игры можно использовать для того, чтобы ребёнок усвоил понятие личных границ в данном контексте?
Как я уже сказала, проговаривание темы личных границ, называние половых органов своими именами должно начинаться ещё с раннего возраста. Есть так называемое «правило трусиков»: части тела, закрытые нижним бельём, являются интимными. Это значит, что эти части тела могут смотреть и трогать только родители (важно, что родители того же пола: папа для мальчиков и мама для девочек) или врач (под присмотром родителей или с их разрешения). Это также работает и в обратную сторону — ребёнок не может трогать других людей в этих местах. Личные границы касаются не только интимных частей тела, но и личного пространства и тела ребёнка в целом. Поэтому ребёнок должен знать, что может отказаться от любого физического контакта — даже от поцелуя бабушки или объятия с дедушкой — если ему это неприятно. Это кажется далёким от темы секса, но именно с этого начинается понимание ребёнком собственных личных границ.
Какие детские книги на эти темы вы могли бы порекомендовать?
К счастью, в настоящее время существует очень много детских книг на тему секса, телесности, физиологии. И это очень классно! Вот некоторые из них:
- Дорис Рюбель, «Моё тело, мои чувства»
- Роби Харрис, «Давай поговорим про ЭТО: о девочках, мальчиках, младенцах, семьях и теле»
- Кэти Дэйнс, «40 окошек. Откуда берутся дети»
- Джерри Бэйли, «Моё тело меняется»

Каковы рекомендации по поддержанию открытого диалога о сексе и отношениях по мере взросления ребёнка? Как создать атмосферу доверия, чтобы дети могли обращаться к родителям с вопросами в будущем?
Это очень важные вопросы. Атмосфера доверия в диалоге о сексе начинается с атмосферы доверия в диалоге на любую тему. Это значит, что поддержание открытого диалога начинается с самого начала, с самого первого вопроса ребёнка. Важно, чтобы он знал, что родители не станут смеяться или ругаться из-за его вопросов, что он может спросить всё что угодно у мамы или папы, и что ему честно ответят.