Акушерство промокод

Первые звоночки: почему родители не всегда могут самостоятельно справиться со стрессом детей

автор Екатерина Гуськова

Учеба в школе — это не только важный и интересный, но и крайне эмоциональный этап в жизни ребенка и его родителей. Иногда адаптация к процессу, особенно в такие пиковые периоды, как начало и окончание учебного года, проходит непросто, и тогда обычное волнение за успеваемость перерастает в постоянную тревогу и сильный стресс. В этом случае многое зависит от семьи, которая может помочь ребенку справиться со страхами, снизить градус напряжения и успешно перенести непростую пору экзаменов и оценок с наименьшими переживаниями.

Учебный процесс как стресс-тест

Стресс считается естественной реакцией организма — в частности, он необходим для скорейшей адаптации к новым условиям. Как только адаптация завершается, тревога уходит. 

Однако в последние годы специалисты говорят о том, что большинство людей живет в ситуации фонового стресса, который уже не сменяется периодами расслабления и восстановления. У детей к этому добавляются еще и пиковые стрессы, связанные с адаптацией к школьным коллективам и к экзаменам. 

По данным опроса OMI (Online Market Intelligence, апрель 2023 г.), сегодня основным источником волнения почти для 50% подростков является не столько учеба, сколько влияние среды, новостей и давление социального контекста. Второй на пьедестале причин тревожности  детей стоит школьная успеваемость — страх неуспеха преследует 27% школьников. По актуальным данным, около 70% выпускников сегодня испытывают на отрезке сдачи экзаменов сильнейший стресс. Всё потому, что нежная детская психика не всегда справляется с внешними факторами. А затяжная тревога у ребенка может привести к сбоям в работе всего организма — рискуют, в частности, эндокринная и вегетативная нервная системы, которые регулируют деятельность внутренних органов и тонус сосудов.

Первые звоночки: почему родители не всегда могут самостоятельно справиться со стрессом детей

Взрослая беспомощность перед детским стрессом 

Современные родители умеют распознавать стресс и тревожность у ребенка. И часть из них умеет оказать поддержку. Но не все: больше трети родителей (35%) хотя и стараются поддержать своих детей, но признают, что их усилий недостаточно (опрос OMI, апрель 2023 г.)

Первым, по мнению специалистов, признаком стресса у детей и подростков является их отдаление от сверстников и близких людей, замкнутость, тревожность и страхи. Психологи связывают такие проявления со снижением самооценки, неуверенностью в собственных силах и ощущением непонимания со стороны окружающих. Утомляемость — еще один безусловный фактор подавления психологического состояния ребенка. Ребенок в период сильных переживаний может не спать, «заедать» эмоциональные вызовы и быть апатичным. Рассеянное внимание и забывчивость могут быть форвардами стрессового состояния подростка, а не его лени и желания «гулять, а не учиться».

Читайте также:  В семейных ресторанах RIBAMBELLE родители отдыхают, а дети учатся играя

Первые шаги: как помочь ребенку?

Сделать помощь эффективнее и снизить уровень детского и подросткового стресса возможно,  если держать руку на пульсе и следовать рекомендациям специалистов. 

В первую очередь, важно выстроить режим, в котором отдых и нагрузка будут чередоваться. Ребенок обязательно должен спать по 8-10 часов ночью, стараясь ложиться в одно и то же время, сбалансированно питаться и следовать четкому распорядку дня. Безусловно, если речь идет о старшеклассниках, режим сна уже вряд ли будет в «компетенции» родителей, однако здесь можно постараться убедить подростков, по крайней мере, дозировать использование гаджетов – убирать их за 2-3 часа до предполагаемого сна. Для нормализации сна детей и подростков в определенных случаях могут понадобиться и успокоительные препараты, но только при условии аккуратного выбора.  

Если родители чувствуют, что их поддержки недостаточно, не стоит бояться обращения за помощью к специалистам ,ведь ребенку может потребоваться медикаментозная поддержка. Как показывают результаты опроса OMI, уже более трети родителей (35%) приветствуют натуральные лекарственные решения для сохранения устойчивого эмоционального состояния своих детей в случае стресса, тревоги и нарушений сна.

Чтобы помочь ребенку в состоянии стресса, уменьшить напряжение, сохранить или даже улучшить сон, поддержать адаптационный ресурс, что позволит чувствовать себя лучше в течение дня и положительно скажется на успеваемости, можно рекомендовать натуральные препараты. Например, Гомеострес способен снизить тревогу и восстановить качество сна уже к 3-му дню применения. Препарат не влияет на концентрацию внимания, не вызывает сонливость, что крайне важно при подготовке к экзаменам. Он хорошо сочетается и потенциирует действие других препаратов для снижения тревожности и повышения стрессоустойчивости, например, витамины группы В, Магне В6 и микроэлементы.

Елена Акарачкова, д.м.н., невролог, президент международного общества «Стресс под контролем»
Елена АКАРАЧКОВА, д.м.н., невролог, президент международного общества «Стресс под контролем»
Елена Акарачкова, д.м.н., невролог, президент международного общества «Стресс под контролем»

Помимо заботы о сбалансированном распорядке дня, здоровом сне и грамотном питании для мозга, сохранить эмоциональную устойчивость детей и подростков поможет вовлеченность в события их жизни. Ненавязчиво расспрашивая ребенка о его чувствах и мнении, вы дадите ему возможность проговорить и понять собственные эмоции. Используйте для этого принцип «разберемся вместе и не спеша». В сложных для детей ситуациях действительно важно поставить локальную задачу и искать совместные решения под разными углами.

Читайте также:  Какую книгу выбрать, чтобы поговорить с ребёнком о сексе

Среда влияет на успех не меньше, чем знания

Всегда считалось, что именно оценки – основная причина нервного напряжения школьников: из-за них переживает больше всего учащихся (79%). Однако педагоги и психологи все чаще говорят о важности учебной среды и поддержки родителей.   

«Многие родители и педагоги хотят видеть «академические» успехи ребенка с самого раннего возраста. И помощь ему оказывают именно в этом направлении. Так, к репетиторам ходит от 16 до 45% детей в разных возрастных группах.

Мы объединяем экспертов, педагогов и родителей — формируем поддерживающую для всех среду, делимся различными педагогическими практиками и подходами, где обучение детей происходит из инициативы самого ребенка, его интереса, в дошкольном возрасте — через игру. Крайне важно, чтобы естественная потребность ребенка в познании реализовывалась не травматично и сохранялась на весь период обучения».

Ирина Быкадорова, гендиректор Фонда «Университет детства
Ирина Быкадорова, гендиректор Фонда «Университет детства»
Ирина Быкадорова, гендиректор Фонда «Университет детства»

Не ругайте ребенка за плохие оценки, поддержите его, станьте для него опорой. Также никогда не сравнивайте ребенка с его одноклассниками или друзьями. В будущем регулярные сравнения могут привести к ощущению неполноценности. Лучший вариант — сравнивать ребенка с ним самим, а точнее — с его же результатами — прошлыми или потенциальными. Так подросток научиться объективно оценивать свои успехи или неудачи и не будет постоянно оглядываться на сверстников, стараясь быть лучше других. 

Родительское восстание

Во время учебного процесса переживают не только ученики, но и их родители: с тревогой сталкиваются почти 80% взрослых. При этом, по данным опроса OMI, почти 20% родителей связывают тревожное состояние детей с влиянием семьи. Дети и подростки очень хорошо считывают чувства и эмоции родителей, поэтому тревога часто проецируется и на них. Специалисты советуют обязательно поддерживать комфортный психологический климат внутри семьи, чтобы ребенку было уютно и спокойно дома, а его нервная система отдыхала. 

Не стоит проявлять излишнюю строгость или раздражаться в случае, если у ребенка что-то не получается. Более того: у школьника может развиться чувство вины, сформироваться установка «я плохой». Все это может усложнить ребенку не только детство, но взрослую жизнь. Например, став причиной неуверенности в себе или синдрома самозванца, с которым хотя бы раз сталкиваются до 70% взрослых.

 «Давая обратную связь даже взрослому, а тем более ребенку, используйте технику “сэндвича”. Она символизирует соотношение критики и похвалы: на одну критику – начинку сэндвича – нужно два мягких кусочка хлеба, то есть похвалы и поддержки. Иначе сэндвич не удержать, не испачкавшись, то есть не получить пользу от обратной связи.»

Екатерина Стацевич, бизнес-тренер, психолог, эксперт и автор курсов по ресурсным состояниям и управлению стрессом, коуч с международной сертификацией ACC ICF.
Екатерина Стацевич, бизнес-тренер, психолог, эксперт и автор курсов по ресурсным состояниям и управлению стрессом, коуч с международной сертификацией ACC ICF.
Екатерина Стацевич, бизнес-тренер, психолог, эксперт и автор курсов по ресурсным состояниям и управлению стрессом, коуч с международной сертификацией ACC ICF.

В силах родителей сделать так, чтобы школьные годы ребенка прошли спокойно и без лишнего стресса. Правильный подход научит ребёнка преодолевать трудности и относиться к ним спокойнее. И эти знания ещё не раз пригодятся ему в будущем.

5

Похожие статьи

Этот веб-сайт использует файлы cookie для более комфортной работы пользователя. Мы предполагаем, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принять Подробнее

Adblock
detector