Все дети любят мультфильмы. Некоторые родители никак не регулируют процесс выбора: какая разница, лишь бы был чем-то занят, это же просто развлечение. Другие считают, что есть мультфильмы полезные, а есть вредные. В категорию полезных чаще всего попадают советские мультфильмы. Действительно, у них много плюсов: качественно прорисованные персонажи; сюжет, в котором почти всегда присутствует примеры правильного с точки зрения морали поведения. А ещё персонажи общаются, пользуясь грамотной развёрнутой речью. Советские мультфильмы создавались профессиональными художниками и композиторами — с этой точки зрения, они тоже полезны.
Но есть проблема: многие дети отказываются смотреть советские мультфильмы. Почему так происходит, рассказала Виктория Ефимова — психофизиолог, доктор психологических наук, руководитель клиники «Прогноз», профессор кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ им. А.И.Герцена.

Разница между советскими и современными мультфильмами
Главное отличие советских мультфильмов от современных — это темп. Эти мультфильмы медленные. И чем больше лет мультфильму, тем медленнее речь персонажей, тем реже сменяются изображения на экране. На самом деле это касается не только мультфильмов, но и художественных фильмов.
Современному ребёнку может быть неинтересно смотреть такие медленные мультфильмы. Но что, если подумать: а от чего вообще ребёнок получает удовольствие, когда сидит перед экраном?
Родители обычно считают, что ребёнку нравятся персонажи, сюжет или музыка. Но правда состоит в том, что некоторые дети получают удовольствие просто от мелькания цветных пятен на экране и от смены звуков. По этой же причине детям нравятся рекламные ролики.
Почему так?
Эволюционно наш мозг ориентирован на то, чтобы реагировать на движение и внезапные звуки. Когда-то от этого зависело выживание человека: что-то мелькнуло — оно может быть или хищником или едой, важно быстро отреагировать. Такая реакция происходит очень быстро, до того, как мы успеваем подумать. Реакция на движущийся объект подкрепляется определёнными веществами в мозге, которые помогают почувствовать удовольствие. Чем младше ребёнок, тем быстрее он привыкает получать удовольствие от быстрого мелькания на экране. Но понимает ли он при этом содержание мультфильма, думает ли о нём?
Если ребёнок умеет говорить, то вы можете задать вопросы о сюжете или персонажах. Но проблема в том, что часто фанаты современных мультфильмов или рекламы говорить не умеют — или в силу возраста, или в силу нарушений речевого развития. Есть большая группа детей (особенно это касается малышей до 3 лет), для которых мультфильм — это просто мелькающий экран. С таким же успехом можно смотреть на ёлочную гирлянду: мелькающие огоньки также стимулируют мозг и доставляют удовольствие. Дети, которые соглашаются смотреть только современные мультфильмы, обычно не интересуются книгами, им не нравится, когда родители читают вслух. При чтении книги вслух уровень стимуляции ещё ниже, даже по сравнению с советскими мультфильмами.
Зависимость от мультфильмов опасна?
Часто у детей с многочасовым ежедневным экранным временем в дальнейшем возникают трудности в обучении, ведь учитель медленный и скучный, как персонаж старых мультиков. А ведь его приходится слушать и выполнять инструкции. А ребёнок уже привык к пассивной стимуляции в виде мелькающих образов и звуков на экране.
Но не стоит считать, что старые мультфильмы идеальны для развития. Даже медленный советский мультфильм по многим параметрам не может заменить общение с живым человеком, например, для развития речи. Чтобы научиться говорить, ребёнок должен слышать речь, общаться и смотреть на артикуляцию. Во время просмотра мультфильма ребёнок пассивен — это очень плохо для развития мозга. Кроме того, артикуляция персонажей не совпадает со звуком даже в хороших мультфильмах.
Тут кто-то может сказать: мы выросли на мультфильмах, и с нами всё в порядке. Но проблема заключается в том, что сейчас многие дети проводят перед экранами буквально весь день, прерываясь только на время сна. Раньше это было невозможно.
Современные мультфильмы приводят к перегрузке функционально незрелой нервной системы ребёнка за счёт того, что на экране происходит слишком много событий одновременно, и изображения меняются слишком динамично. Родители могут не замечать такой связи, но чем больше ребёнок смотрит мультфильмов и другого видео, тем более капризным и импульсивным он становится. С другой стороны, возникает зависимость от такой стимуляции, и ребёнок постоянно требует телефон или планшет.
Как решить проблему?
Ответственность родителей состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для развития ребёнка. Проблемы даже не в том, какие именно мультфильмы смотрит ребёнок. На самом деле нет мультфильмов, которые однозначно вредны или полезны для развития мозга ребёнка. Дело в балансе между временем, пассивно проведённым перед экраном, и другими видами активности: игры на улице, прогулки, общение с другими людьми, книги, игрушки. Активного времени должно быть больше, чем пассивного времени перед экраном.
Чем младше ребёнок, тем важнее контролировать его экранное время. Исследования показывают, что в возрасте до 2 лет любые мультфильмы или видео отрицательно влияют на умственное и речевое развитие ребёнка. Поэтому не стоит занимать маленьких детей смартфоном или планшетом, даже если это какой-то развивающий контент. Вы можете смотреть мультфильмы вместе, взаимодействуя с малышом и объясняя, что происходит на экране, не оставлять ребёнка один на один с экраном.
Когда ребёнок согласится смотреть вместе с вами медленные советские мультфильмы и обсуждать их содержание, вы поймёте, что ситуация с его развитием изменилась к лучшему.