Далеко не весь контент, который нравится детям, одобряется родителями. Как быть, если ребёнку хочет смотреть мультики или шоу, которые вам не по душе? Какие существуют табу при выборе детского контента? Почему родители так негативно относятся к персонажам вроде Хагги-Вагги или Сиреноголового? И что делать с увлечением детей распаковками игрушек? На эти вопросы ответила детский психолог Лариса Суркова.

Кто решает, что должен смотреть ребёнок?
Лариса Суркова подчёркивает: родители должны чётко понимать, что смотрит их ребёнок и зачем он это делает. Если ребёнок имеет неограниченный доступ к YouTube или другим платформам, это говорит о том, что взрослые не контролируют процесс.
Как относиться к контенту, который вам не нравится?
Если ребёнку нравится контент, который вам кажется неподходящим, важно не просто запрещать, а обсуждать. Например, если ребёнок увлёкся шоу вроде Like Nastya, где транслируется потребительское поведение, можно объяснить, что это не реальная жизнь, а реклама или игра.
Ребёнок может спросить: «Почему у этой девочки 20 пар туфель, а у меня нет?» Вместо того, чтобы просто запрещать, важно объяснить, что это не реальная жизнь, а работа. Ребёнок поймёт, что это не то, что должно быть дома у каждого.
Какие существуют табу при выборе контента?
1. Распаковки игрушек. Психолог категорически против такого формата. Это не только формирует потребительское поведение, но и лишает детей возможности мечтать. Вместо того, чтобы ждать одну желанную игрушку, ребёнок начинает хотеть всё и сразу.
2. Контент с негативными штампами. Например, ролевые игры с куклами, где транслируются стереотипы о богатых и бедных. Такой контент может травмировать ребёнка и формировать неправильные установки.
3. Игры и мультики с агрессивным или пугающим содержанием. Хотя дети часто любят «остренькое», важно следить за тем, чтобы контент не вызывал страхов или перевозбуждения.
Почему родители против Хагги-Вагги и Сиреноголового?
Эти персонажи стали популярными среди детей, но вызывают беспокойство у родителей из-за своей пугающей внешности. Однако, как отмечает Лариса Суркова, дети часто воспринимают таких героев иначе, чем взрослые. Для них это просто игрушки, с которыми можно придумать свою историю. К примеру, если ребёнок боится засыпать один, он может придумать сюжет о том, как Хагги Вагги будет отпугивать монстров и защищать сон.
Дети, которые порой ведут себя гораздо мудрее взрослых, не видят в Хагги Вагги уродства. Мы же часто воспринимаем таких персонажей через призму своего опыта и страхов.
А как бороться с зависимостью от гаджетов?
Лариса Суркова рекомендует ограничивать время, проведённое за гаджетами, и предлагать альтернативы. Например, вместо просмотра мультиков на телефоне, можно использовать большой экран телевизора.
Дело в том, что гаджет, который ребёнок не выпускает из рук, даёт чувство обладания. Ребёнку, особенно маленькому, важно контролировать ситуацию. Поэтому лучше, если контент будет на большом экране, где управление сложнее: «Если мы говорим о мультиках или даже о каком-то хорошем развивающем контенте на YouTube, я за то, чтобы был большой экран. Не за телевизор как телевидение, но за телевизор как прибор, на котором можно вывести что угодно. <…> Потому что гаджет — это всё-таки про чувство обладания, про «это моё, я контролирую ситуацию». Ребёнку, особенно 3–5 лет, действительно приносит удовольствие держать что-то под контролем», — говорит психолог.
Эта иллюзия контроля повышает тревожность и провоцирует истерики при отбирании гаджетов. Просмотр на большом экране уменьшает вред: в телевизор сложнее «залипнуть» надолго, и он помогает привыкнуть к дозированному потреблению контента. Важно не запрещать, а переключать внимание на совместные занятия.
Совместный просмотр и обсуждение
Один из самых эффективных способов контролировать контент — смотреть его вместе с ребёнком и обсуждать. Это позволяет не только контролировать, что смотрит ребёнок, но и объяснять ему, что происходит на экране.
«Если вы видите, что ребёнок смотрит что-то неподходящее, сядьте рядом, посмотрите вместе и обсудите. Объясните, почему это не стоит смотреть, или помогите разобраться в сюжете», — советует Лариса.
Что делать, если окружение влияет на выбор контента?
Часто дети узнают о новых мультиках или играх от друзей или старших братьев и сестёр. В таком случае важно не запрещать, а объяснять, почему вы считаете этот контент неподходящим.
«Если ребёнок увидел что-то у друзей, не стоит делить людей на плохих и хороших. Лучше объяснить, почему вы не разрешаете смотреть подобный контент, и предложить альтернативу», — говорит психолог.
Выбор детского контента — это ответственность родителей. Важно не только контролировать, что смотрит ребёнок, но и обсуждать с ним увиденное. Даже если контент кажется вам неподходящим, запреты без объяснений могут только усилить интерес. Лучше всего смотреть мультики и шоу вместе с ребёнком, чтобы помочь ему понять, что хорошо, а что — нет. Дети — это маленькие исследователи. Они хотят узнавать новое, и наша задача — направлять их, а не просто запрещать.