Каково это, работать на той работе, на которой все ожидают увидеть только мужчину, а женщина в этой профессии вызывает безмерное удивление?
В этой статье расскажем, как одна мама круто поменяла свою жизнь, выбрав неженскую профессию.

Есть много разных профессий, где мужчина, который выполняет эту работу, смотрится уместно, а вот женщина — не совсем, хотя справится она с ней ничуть не хуже, а возможно даже и лучше. Героиня нашей сегодняшней истории — Марина, и работает она водителем бетоновоза. Мне были интересны причины такого необычного выбора профессии, отношение к этому окружающих её людей и, конечно, как воспринимает это её семья.
Марина ведёт несколько каналов в Дзене, где делится подробнее всем, что с ней происходит в жизни и на работе.
Если почитать её личный канал про жизнь Пока! Бока, то становится понятно, что к смене профессии её привели очень печальные обстоятельства: в её жизни случилось горе и она решила резко всё поменять. Я особо не стала касаться этой темы в своих вопросах, сосредоточилась больше на её профессиональной деятельности. А об изначальных причинах можно прочитать у неё в блоге.
Марина, кем вы работали до этого?
Ещё год назад я работала там же, где и сейчас, но инженером-куратором. Я читала чертежи и проверяла правильность выполнения работ подрядными организациями согласно этим чертежам. Иногда принимала бетон и раствор, была знакома с большинством моих нынешних коллег. Можно сказать, что, поменяв работу, я просто перешла из одной организации в другую, но осталась работать на прежних объектах.

Бетоновоз — огромная машина, её недостаточно просто водить — нужно загружать/выгружать бетон, промывать и обслуживать. Мне было интересно, как женщина может справляться с этим сама, помогают ли ей коллеги мужчины или нет?
Я бы не сказала, что бетоновоз на базе КамАЗа — это огромная машина. И тем не менее, она в разы больше обычной легковушки, но управлять ею совсем не сложно. Руль здесь большой, но с помощью гидроусилителя он крутится достаточно легко. В переключении передач тоже нет ничего сложного — по усилию это напоминает старые «Жигули». В загрузке бетонной смеси мы, водители, никак не участвуем. Нужно лишь подогнать бетоновоз к нужному месту на заводе — под лейку, — и оператор сам зальёт бетонную смесь в машину.
Выгрузка бетона на стройке производится с помощью рычагов. Они приводят в движение бочку. В этом тоже нет ничего сложного — рычаг нажимается буквально «одним пальцем».
Так что, в этой профессии всё настолько легко, что справится кто угодно? Просто водишь машину побольше размерами, и никаких проблем?
Нет. Промывка бочки после выгрузки бетона — вот один из самых неприятных моментов в нашей работе. В это время происходит контакт с водой, а это неприятно в любое время года. Про зиму тут и говорить нечего. Прошлой зимой мы доставляли раствор каменщикам даже при температуре минус 30 градусов. И обязательно нужно было промывать бочку после каждого рейса. Промыть лоток можно без ущерба для себя и своей одежды, а вот когда я лезу выше, чтобы помыть воронку, — тут и начинается самое неприятное: воронка оказывается примерно на уровне моего пояса. Вода, которая подаётся в шланг под высоким давлением, отскакивает от краёв воронки и попадает мне прямо в лицо. На морозе капли воды моментально застывают. И вода попадает на меня не всегда чистая — чаще всего она бывает с примесями бетона или раствора. После промывки я иду в кабину греться. Включаю печку на максимум, разогреваю свои очки, чтобы растопить с них замерзшие капли воды, вытираю лицо салфеткой от брызг раствора. В редких случаях, когда на улице сильный ветер, куртка тоже бывает вся мокрая, потому что всю воду сдувает прямо на меня. Тогда я снимаю куртку, вешаю её сушиться вместе с перчатками. Ну а штаны сохнут прямо на мне.
Это сильно сказывается на вашем здоровье?
Из-за постоянного контакта с водой у меня очень страдает кожа рук. В холодное время года руки постоянно бывают обветрены. Каждый вечер я пользуюсь кремом, но он не успевает заживлять мелкие трещинки, потому что утром они появляются снова. Кроме того, за год работы постоянное попадание воды с примесями раствора и бетона на мои очки разъело на них антибликовое покрытие, и теперь на линзах присутствует эффект «постоянно грязных стекол», который очистить никак уже невозможно. Поэтому мне пришлось купить новые очки и строительный щиток, чтобы их защитить.
А если машина, которую вы водите, сломается? Как быть?
В нашей организации нет какого-то специального сервиса по ремонту КамАЗов. Если, например, женщина-водитель автобуса в городском транспортном предприятии заметила, что с автобусом что-то не так, то она пригнала его в службу сервиса на базе и пошла отдыхать. Ну или поехала дальше на другом автобусе. У нас же каждый водитель сам ремонтирует свой КамАЗ. Если машина сломалась, то я еду в ремонтную зону и становлюсь там на ремонт. Поломки бывают разные. На их устранение уходит от нескольких часов до нескольких недель.

Вы, получается, ремонтируете свой камАЗ полностью сама?
Ну конечно же мне помогают! Никто меня не оставляет один на один со сломанным КамАЗом. Во-первых, у меня совсем нет необходимых знаний и опыта. Я не могу пока что сама определить поломку и понять, что с этим нужно сделать, как исправить. А во-вторых, на многие работы у меня просто не хватит сил. Большие болты, большие гайки, тяжёлые запчасти — вот это точно не для женских рук. Но, тем не менее, я во всех ремонтах принимаю непосредственное участие. Стараюсь всё делать сама. Ну или попробовать сделать, а уж если не получиться, то отдать эту работу мужикам. Я пока только начинаю изучать устройство КамАЗа, название его деталей и принцип их работы. И мне очень бы хотелось получить такой опыт и знания, как у других наших водителей. Чтобы я с ходу могла определить неисправность КамАЗа и знать, как это отремонтировать.

Как вас приняли коллеги, когда вы только устроились на эту работу?
Я уже год отработала водителем бетоновоза. За это время все уже привыкли ко мне, хотя поначалу относились с большим недоверием к этой затее. Мои коллеги, водители других бетоновозов, не хотели меня обучать вождению КамАЗа. Я же пришла в эту организацию совсем без опыта, и они боялись, что я могу сломать их машину, а им придётся её ремонтировать. Слесари в ремонтной зоне немного возмущались, что я ломаю КамАЗ, а им приходится его чинить. А когда я приезжала на объект с бетоном в первые дни, то вся стройка в этот момент останавливалась. Многие бетонщики сбегали вниз посмотреть на меня, как на обезьянку в цирке. Им было это в диковинку. Ведь все они меня знали как инженера в белой каске, а тут я предстала перед ними совсем в другом образе, тем более, в таком необычном для женщины. Но теперь все уже привыкли. И женщина за рулём бетоновоза — это самое обычное дело. До сих пор удивляются лишь те, кто видит меня в первый раз.
Нет ли снисходительного отношения клиентов, когда они видят, что бетон для стройки им привезла женщина?
Нет. Иногда мы доставляем бетон или раствор частным клиентам, на дачу, например. И все заказчики подходят ко мне, восхищаются, что-то спрашивают. Никто не остаётся равнодушным. Но какого-то негативного отношения, пренебрежительного, я ни разу не встречала. Некоторые со мной даже фотографируются на память.
Часто рассказываете другим о своей профессии? Или отделываетесь общими фразами?
Я очень горжусь своей профессией. Но, когда меня в каких-то учреждениях при оформлении документов спрашивают «Кем вы работаете?», я отвечаю просто: «Водитель». Некоторые уточняют: «Водитель чего?». Тогда я добавляю: «Водитель КамАЗа». Вот тогда они начинают округлять глаза и удивляться.

Расскажите про вашего сына. Как он относится к тому, что его мама водит бетоновоз? Гордится вами?
Я не знаю, гордится ли мой сын тем, что я — водитель КамАЗа. Ему всего 3 года, и он пока не может осмысливать такие сложные вопросы. Но могу сказать точно, что с появлением в нашей жизни КамАЗа бетономешалка — его любимая игрушка. Ну и автокран, потому что он поднимает тару с бетоном. У сына есть несколько игрушечных бетономешалок, но на новый год он просит ещё одну — новую. Он очень любит брать инструменты, игрушечные или настоящие, и ремонтировать свои машины. Он у меня спрашивает, как называются разные детали, повторяет эти названия и старается их запомнить.

Когда у меня родился старший сын, я мечтала, чтобы он так же, как и я, увлекался машинами и их ремонтом. Я мечтала, что, когда он вырастет, то мы вместе будем совершенствовать нашу старую «десятку», делая её быстрее с каждой новой запчастью. Но старший сын совсем не интересовался машинами. Даже на игрушечные машины не обращал никакого внимания. Единственным и всепоглощающим интересом был только один — военная техника. Он обожал танки, солдатиков, ружья и пулемёты. Он каждый день придумывал воображаемый пистолет из любого предмета и стрелял из него. Но теперь старшего сына больше нет с нами. А с появлением младшего я вообще перестала мечтать о том, кем он вырастет и чем будет интересоваться. Я поняла, что мечтать бесполезно в этом плане: наши мечты не всегда совпадают с реальностью. Дети, они совсем другие, не такие, как мы. И у них могут быть свои интересы и увлечения. Может быть, мечты о совместном авторемонте воплотятся в лице моего младшего сына. Но я никогда не буду на этом настаивать. Пусть он сам выберет — интересно это ему или нет. Ведь интересы меняются с каждым годом, что-то уходит, что-то приходит, а что-то остаётся с нами навсегда…

А недавно младший сын увидел у меня в телефоне фотографию, где я на работе сижу на автокране. И завалил меня вопросами: «Как я работаю на кране? Какие грузы я поднимаю? А смогу ли я поднять машину?». Я отвечала: «Да я не умею работать на автокране!». Но он не мог этого понять: «Ты же большая. Ты просто не можешь не уметь работать на кране». В данный момент я учусь на машиниста автомобильного крана. Я постараюсь, чтобы это было не зря. Чтобы мой сын видел, что я и вправду могу всё.


Если можно, расскажите немного про заработок. Он выше среднего по городу?
Когда я увольнялась с прежней работы, то там я получала всего 40 тысяч в месяц. За последние два года я поменяла не только работу, но и дом, и семью. На мне осталась ипотека на новую квартиру с платежом 25 тысяч в месяц. С мужем я решила расстаться, и одной тянуть ипотеку с зарплатой 40 тысяч было бы практически невозможно. Кроме этого, нужны были средства на покупку материалов для ремонта. Устроившись на новую работу, я стала получать почти в 2 раза больше. Прошёл год, зарплату кураторам подняли, ну и нам увеличили стоимость рабочего часа. Но, тем не менее, я и сейчас получаю примерно на 30 % больше, чем инженер-куратор. В течение года мне поступало несколько предложений о работе инженером из других организаций. Последний раз предлагали зарплату даже 120 тысяч в месяц с нормированным графиком. Но я отказалась даже без раздумий. Конечно, сейчас в этой организации мне не заработать столько денег за один месяц. Но работа здесь — рядом с домой, с детским садом. А самое главное — эта работа любимая, на которую я хожу каждое утро с удовольствием. И никакие деньги не смогут мне компенсировать это удовольствие от работы.

Вам нравится водить бетоновоз? Вы чувствуете себя комфортнее, чем на прошлой работе?
Я ни разу не пожалела, что поменяла работу. Работа инженером лично для меня кажется немного скучноватой: там каждый день одно и то же. Одни и те же работы, одни и те же лица подрядчиков, одни и те же чертежи. Лишь раз в пару лет меняется объект. Работа водителем КамАЗа для меня намного более интересна, разнообразна и увлекательна. Я постоянно получаю новые знания, новый опыт. Старый КамАЗ ломается очень часто. В нём можно менять все детали по кругу, а в процессе этого ремонта изучать его устройство. Я очень люблю ездить к частным клиентам и удивлять их своим видом. КамАЗ придаёт мне уверенности в себе.
Что в итоге, подойдёт ли эта работа другим мамам?
В общем, в нашей работе нет чего-то такого уж очень физически сложного и тяжёлого. Работа грязная, да. Но она под силу любой женщине. Мне даже начальство говорит: «В тебе нет ничего особенного. Даже медведи в цирке на велосипеде ездят»
Я очень горжусь, что выбрала эту профессию и смогла укротить такую большую машину.

Необычно, да? Марина — женщина-первопроходец. Как по мне, представить себя на такой работе я всё же не могу. Не справилась бы чисто физически, я думаю. Читала у неё в блоге, что она с детства любила ремонтировать машины, всё же думаю, это сказалось, определённый склад характера и круг интересов для такой работы должен быть. Если вас заинтересовала её работа, то она ведёт не только личный блог на дзене, но и профессиональный, посвящённый работе, называется он «Солнце в камазе».