Инклюзия важна не только для особенных детей, но и для нормотипичных тоже — об этом рассказала Виктория Ефимова, психофизиолог, доктор психологических наук, руководитель детской неврологической клиники «Прогноз» и проекта «ВСЕВОЗМОЖНО», доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ им. А.И.Герцена.
Инклюзивное образование — это включение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс наравне с обычными (нейротипичными) детьми.
Чаще всего необходимость инклюзии рассматривается педагогами и родителями только с точки зрения пользы для человека с особенностями, ведь инклюзивное образование должно помочь включить их в жизнь общества. Многие пока не видят в этом сложном процессе пользы для детей без особенностей развития. А она, безусловно, есть.
В группу или в класс приходит ребёнок с особенностями развития. Как правило, реакция родителей и педагогов может быть такой:
Какой кошмар, теперь всё внимание будет только этому ребёнку! А вдруг остальные
дети начнут копировать его странное поведение?
Или такой:
Бедный ребёнок, несчастные родители, конечно мы должны его пожалеть и научить
детей относиться к нему с жалостью.
На самом деле мало кто из взрослых задумывается о том, что инклюзивная среда— это не о жалости, и тем более не об ущемлении прав детей без особенностей развития.
Это полезный опыт, который поможет каждому ребёнку овладеть компетенциями,
важными для его будущего.
Инклюзия — это о равных возможностях для всех. Это о том, когда одноклассника в инвалидной коляске берут с собой в кино не потому, что его жалко, а потому, что он — такой же как все, часть компании. Однокласснику с синдромом Дауна дают роль на школьном празднике не потому, что его жалко, а потому, что праздник — для всех.
Процесс инклюзии детей с двигательными нарушениями может тормозиться из-за отсутствия в школах пандусов и лифтов. Рано или поздно всё это будет построено. Сложнее всего включить в обучение и жизнь общества детей и взрослых с ментальными особенностями. Здесь нужны подготовленные педагоги, психологи, тьюторы и чёткое понимание, зачем это нужно всем нам, а не только ребёнку с особенностями.
Чему научит нейротипичного ребёнка инклюзивная среда?
1. Моё здоровье — это ценность.
Многие свои врождённые способности мы воспринимаем как данность. Ребёнок
никогда не задумывается о том, как это замечательно, что у него есть возможность
- дышать без специальной аппаратуры;
- ходить и бегать, а не передвигаться в кресле на колёсиках;
- говорить, а не пользоваться для общения коммуникативными карточками;
- видеть, а не ощущать мир только с помощью слуха и прикосновений;
- слышать без помощи слуховых аппаратов или кохлеарного импланта.
Общение с детьми, у которых есть ограниченные возможности здоровья, помогает задуматься о том, что быть здоровым — это дар. И наивно полагать, что мы получаем этот дар гарантированно на всю жизнь.
Родителям, которые пытаются оградить своего ребёнка от общения с детьми, имеющими особенности развития, хочется напомнить: никто не застрахован от потери здоровья. На месте родителей ребёнка в инвалидном кресле или ребёнка с ментальной инвалидностью может оказаться каждый в результате ДТП или какого-нибудь вирусного заболевания.

2. Я могу вести себя как взрослый
Сейчас есть много детей, которые говорят, что им ничего не интересно, ничего не хочется. Имея хорошие способности, такой ребёнок перестаёт учиться и погружается в компьютерные игры.
Что это? Детская депрессия или результат того, что, начиная с самого раннего детства мы неустанно заботимся о том, как развлечь ребёнка? Дети сейчас дольше остаются инфантильными, у них нет домашних обязанностей, взрослые излишне опекают их, формируя выученную беспомощность.
Инклюзивная среда — это возможность для ребёнка встретиться с реальностью и проявить зрелость: я могу помочь, потому что рядом есть тот, кто в этом действительно нуждается.
Психологически зрелый человек проявляет доброту, не боясь показаться слабым. Это тоже невероятно полезный опыт для ребёнка. Мы много заботимся о развитии в детях креативности и лидерских качеств, но способность проявлять доброту — это лакмусовая бумажка, которая показывает, насколько зрелая личность находится рядом с нами.
3. Я уверен в себе и спокоен
Тревожность и низкая самооценка — это ещё две проблемы многих современных
детей. Переключение фокуса внимания на поддержку другого человека, который в этом
крайне нуждается, — это полезный опыт, помогающий обрести уверенность в себе.
— Я переживаю, что у меня торчат уши? А каково этому парню, который навсегда
останется таким низкорослым?
— Я заступился за этого странного мальчика во дворе и все меня послушались! Круто!
— Без меня она бы не смогла подняться по лестнице, а я помог. Значит я сильный.
4. Я умею общаться с разными людьми
С развитием цифровых технологий люди стали меньше общаться друг с другом в реальном мире, не онлайн. Отношения между людьми очень сложны, поэтому чтобы быть успешным в коммуникации, нужно уметь посмотреть на мир глазами другого человека. Это непросто: нам кажется, что все видят, слышат и чувствуют точно так же, как мы. Но это не так.
Когда ребёнок общается с необычным собеседником, он вынужден подстраиваться под его особенности, и это очень полезно. Такой опыт создаёт компетенции для общения с любым собеседником. Согласитесь, это полезно для будущего. Можно иметь прекрасное образование и быть очень умным, но не добиться ничего в профессиональной деятельности из-за проблем с коммуникацией.
5. Я знаю свои сильные стороны
Идея инклюзивного образования строится на том, что у каждого человека есть сильные стороны. Важно создать условия для того, чтобы ребёнок мог свои сильные стороны обнаружить и использовать. В случае детей с особенностями развития акцент также делается не на их недостатках, а на их потенциале для развития. Эта идея актуальна и для нейротипичных детей. Инклюзивная среда помогает ребёнку научиться находить сильные стороны не только в других людях, но и в себе.
Будет ли инклюзия в головах, а не только на бумаге?
Некоторые говорят: «Дети злые, они всегда будут обижать слабых
одноклассников».
На самом деле это не так. Дети транслируют то, что говорят и думают взрослые — наше общество. Пока ничего не изменилось в головах у всех взрослых, инклюзия не станет реальностью.
В этом году проект «ВСЕВОЗМОЖНО» и приложение-помощник по устойчивому образу жизни «+1Город» создали интерактивную карту мест Санкт-Петербурга дружественных к детям и подросткам с РАС. Сейчас на карте отмечены более 30 точек — это музеи, театры, библиотеки, кафе, творческие и спортивные секции, в которых будут рады юным гостям с РАС. Карта будет бессрочно доступна онлайн, и места, желающие присоединиться к проекту, смогут это сделать, оформив заявку прямо на сайте https://synapse.expert/karta