Автор: Екатерина Силина
«Королева Парижа. Роман-фантазия о Коко Шанель» — дерзкое художественное исследование самой тёмной главы в жизни иконы стиля. Как модный дом смог выжить во время войны? Какие унижения пришлось испытать диве? Какой след оставила Вторая Мировая в мире кутюр? Эта книга покажет всю боль и страх общества, его способность выживать и функционировать на грани катастрофы.
В самом начале книга погружает нас в оккупированный нацистами Париж 40-х годов. Легендарная мадемуазель Шанель, поселившаяся в отеле Ритц, оказывается перед выбором: сохранить неприступность своих принципов или использовать все средства для спасения себя и своей империи. Это не просто биографический роман, а психологическая дуэль с тенью гения, где блистательный фасад высокой моды трещит по швам, обнажая беспощадный расчёт и амбиции.
Памела Биннингс Юэн известна своим скрупулёзным подходом к деталям и умением оживлять прошлое. Литературный мир встретил «Королеву Парижа» с оживлённым интересом, но неоднозначно. Критики высоко оценили эту работу, но одновременно разгорелись споры о моральной двусмысленности центрального персонажа. Юэн не предлагает удобных оправданий, изображая Шанель как сложную, часто отталкивающую антигероиню. Этот смелый отказ от глянца породил дискуссии о пределах художественной интерпретации и этике изображения исторических фигур, сотрудничавших с нацистами.

Искусная связь вымышленных сцен с документально подтверждёнными фактами биографии Шанель показывает отчаянную борьбу Коко за контроль над парфюмерным бизнесом и легендарными духами Шанель Nº5. Перед нашими глазами оживают сцены напряжённых переговоров с высокопоставленными офицерами СС, использование нацистских законов об «ариизации»* для попытки отобрать долю у еврейского партнёра, Пьера Вертхаймера, и даже написание на него доноса! Эта художественная реконструкция основана на реальных событиях. В 1941 году Шанель действительно подала юридическую петицию, ссылаясь на «неарийское происхождение» Вертхаймера, чтобы вернуть себе полные права на парфюмерию. Формула духов, тайно вывезенная в США, — это неоспоримый факт, подтверждённый архивными находками десятилетия спустя. Автор чудесным образом превращает неприглядный эпизод в мощную метафору цены успеха и компромиссов, на которые готова была пойти Шанель ради сохранения власти над своим детищем.
Не менее поразительны сцены шпионажа, где Шанель фигурирует под агентурным псевдонимом «Вестминстер», что является тонкой отсылкой к её знаменитому любовнику, герцогу Вестминстерскому. Коко, вращаясь в высших кругах оккупационной элиты в Ритц, передаёт немцам светские сплетни и информацию, надеясь использовать их влияние для сохранения дела своей жизни. Этот вымысел имеет прочную основу в реальности. Рассекреченные документы военных архивов подтверждают, что дива была завербована в 1940 году под агентурным номером F-7124.
Параллельная структура романа, где сцены роскоши в Ритц перемешиваются с мрачными воспоминаниями о нищете и унижениях в приюте «Обазин», подчёркивает глубинный страх возврата бедности и бесправия. Именно там, в детстве, она научилась шить и выживать. Эти навыки не только вознесли её на вершину, но и заставили воспринимать мир как поле битвы, где все средства оправданы.
При этом моральные падения не являются центральным сюжетом. Роман пронизан глубочайшим, почти трепетным восхищением гением Шанель-творца. Юэн виртуозно передаёт силу её личности, революционность её видения:
«Она перекроила мир по своим лекалам — укоротив юбки, надев на женщин брюки, заменив бриллианты каскадами страз. Каждым стежком, каждым силуэтом она кричала о свободе».
Сцены рождения твидового костюма или подбор идеального оттенка губной помады написаны с такой любовью к деталям и пониманием сути, что мы невольно пропитываемся уважением к таланту этой великой женщины.
Юэн не выносит приговора, но и не пытается оправдать. Она создаёт объёмный, дышащий портрет женщины из «сверкающего гранита», чья несокрушимая воля стала одновременно источником гения и причиной глубочайшего морального падения. Роман заставляет задуматься о цене величия, о хрупкости принципов перед лицом страха и амбиций, о том, как травмы прошлого могут исказить даже самый блистательный путь. Здесь Шанель не вылизанный образ, а противоречивая натура: освободительница женщин, ставшая сообщницей поработителей, нищая сирота, ставшая королевой роскоши, с готовностью растоптать других ради сохранения трона, гений, чей свет оказался неотделим от глубокой тени.
«Гениальность не отменяет морального выбора» — эту горькую истину Памела Биннингс Юэн доказывает с беспощадной убедительностью и литературным мастерством, делая «Королеву Парижа» обязательной к прочтению для понимания не только легенды Коко Шанель, но и вечных вопросов о природе власти, компромисса и цены успеха.
Ариизация* — политика насильственного изгнания евреев из общественной жизни, деловой и научной сфер и жилья в нацистской Германии, других странах «Оси» и оккупированных ими территориях.