Акушерство промокод

Седа Каспарова о развитии речи у детей и трансформации речи у взрослых

автор Виктория Савельева

В этой статье мы узнаем о различных способах развития речевых навыков, о том, как стать хорошим оратором, как научить грамотной и красивой речи детей, как научиться использовать «пассивный словарный запас», и затронем другие, не менее интересные, вопросы.

Седа Каспарова о развитии речи у детей и трансформации речи у взрослых
Автор: Марина Росси, автор одноимённого telegram канала 

Не всем нужно быть спикерами, главное, чтобы человек просто мог нормально разговаривать и доносить свою мысль.

Мамочки говорят: «Ой, да я за время декрета даже говорить нормально разучилась!» Действительно, сидя дома с ребёнком, можно достаточно быстро растерять все первоклассные навыки общения, если не практиковаться и не заниматься речью хотя бы изредка.

Седа Каспарова о развитии речи у детей и трансформации речи у взрослых

Седа, для начала хочется узнать от чего вообще зависит качество речи отдельно взятого человека? Тут есть элемент генетики или чего-то такого, что формируется без нашего влияния?

Речь и голос — несколько разные вещи. Поэтому давайте будем их разделять. Звучание голоса определяется и гормональным фоном, и физиологией, и эмоциональным фоном, и физическим состоянием в текущий момент в том числе, а ещё тем аудиофоном, в котором мы выросли. То есть первый голос, который мы слышим, ещё не придя в этот мир, — голос нашей мамы. И на него мы во многом ориентируемся. Для нас он становится базовым и одним из самых красивых звуков. Логично, что, если у мамы средний глубокий тембр, для ребёнка именно такой голос будет подходящим, он будет нравиться, он будет вызывать чувство умиротворения, спокойствия. Плюс ко всему, на звучание голоса всегда влияет наше окружение: те, с кем мы проводим больше времени, поскольку мы в речи, в общении всегда зеркалим друг друга. И в части голоса, говорения в том числе.

Если мы говорим о речи, это всё-таки не звуковое, а смысловое наполнение. Ведь речь может быть письменной, устной, это может быть язык жестов — это ведь тоже речь. Для того, чтобы общаться, не обязательно разговаривать, поэтому речь и голос — это всё-таки разные понятия. Речь зависит от социокультурного фона, от уровня нашего образования, от того, чем мы в жизни интересуемся. Опять-таки, это наши эмоции. И по речи
человека, буквально с первых слов, можно сказать о его развитии, о том, читает он книги или нет, из какого он региона, какие у него от жизни ожидания, планы и мечты, с кем он общается, возможно, кого он слушает из спикеров и так далее.

Так что наша речь и голос — это, по сути, наш аудиопаспорт. И как бы красиво мы ни отглаживали костюмы, ни делали макияжи и причёски, стоит открыть рот и всё — мы демонстрируем себя. Именно поэтому многие и боятся разговаривать, минимизируют коммуникации, чтобы «не сболтнуть лишнего».

Седа Каспарова о развитии речи у детей и трансформации речи у взрослых

Есть такое понятие, как «прирождённый оратор» — такое случается или это всегда наработанный опыт?

Для начала — кто такой оратор? Если вы считаете, что оратор — это человек, который машет руками, громко разговаривает, и все, обомлев, слушают его, то это не совсем правильное описание. Потому что оратор — это в первую очередь человек, который горит своей идеей, и он может не обладать идеальным голосом, идеальной речью, но он будет разговаривать так, что «зажжёт» всех вокруг.

Врождённая ли это характеристика? Я думаю, что у каждого из нас есть определённые склонности, которые накладываются на тип нервной системы, на культурные условия, в которых мы росли, где было либо возможно, либо невозможно выражать себя. То есть, если вы выросли в семье, где говорят старшие, а младшие всегда молчат, и вы долго жили в одном городе, ваша работа не была связана с коммуникацией, врядли вы вдруг станете оратором. Хотя, может, у вас присутствуют некие склонности к ораторству и вам есть, чем поделиться.

Поэтому здесь, я думаю, всё-таки влияют сфера, в которой мы живём, растём, работаем и, безусловно, мысль, которая нас зажигает. Потому что просто так встать с места и привлечь к себе внимание можно абсолютно любым способом. Дурное дело нехитрое. Другой вопрос, что в вас такого удивительно полезного, что, на ваш взгляд, стоит услышать людям? Или что вы можете сделать для этого мира, чтобы изменить его? То есть для чего вы открываете рот и привлекаете внимание?

Открывая рот, будьте уверены в том, что это что-то изменит. Если это ничего не меняет, и вы хотите просто поговорить, сделать это ярко, увлекательно, чтобы все сказали «ух ты, какой интересный/ая»… Ну да, но толку от этого не будет. Всё зависит от целей и задач. Вы можете сказать мало и произвести впечатление, а можете читать часовую лекцию, и люди заскучают уже на второй минуте.

Читайте также:  Что такое Kidpower и ТОП-3 проблем в обеспечении детской безопасности в России

Что делать, если мы хотим развить у своего ребёнка красивую, чёткую речь?

Вопрос не совсем по адресу, потому что я с детьми не работаю. И могу только предположить. Я думаю, что всё зависит от семьи, в которой ребёнок растёт. Не надо отдавать его в 3-4 года в кружок ораторского мастерства. Нужно создать для ребёнка условия, в которых он сам захочет разговаривать, в которых ему будет безопасно общаться, читать стихи, петь, даже если он в какие-то ноты не попадает. Потому что музыкальный слух есть у всех, в той или иной степени. И чувство языка есть в той или иной степени у всех. Мне кажется, главное — не мешать детям развиваться и не пытаться записать ребёнка на «миллион» кружков или делать из него блогера в 5 лет. Только если это не желание ребёнка, конечно.

Бытует мнение, что для того, чтобы расширять свой словарный запас, достаточно много читать. Так ли это?

Наш словарный запас делится на две части — активный и пассивный. Если речь идёт об активном/разговорном, то чтение здесь слабый помощник. Вы получите информацию, прочтёте, и прочитанное уйдёт в пассивный словарный запас. То есть, по сути, это ваша библиотека. Все те красивые слова, которые вы знаете, лежат у вас где-то в загашнике. Делаете ли вы что-то с этой лексикой? Я не уверена.

Насколько качественно вы читаете? Вчитываетесь ли вы в смысл? Или у вас скорочтение, и вы «молотите» книгу за книгой? Какую литературу вы читаете? И так далее. Например, в книгах по маркетингу нет богатого словарного запаса. Это не художественная литература, там нет ничего удивительного и красивого, там есть всего лишь инструменты. В беллетристике словарный запас тоже так себе, как и в «романчиках». Чтобы нагружать свой мозг и расширять словарный запас, нужно читать сложную классическую литературу в том числе. А нам всегда лень, нет времени, мозг сломан, мы в стрессе или выдался тяжёлый день. Поэтому мы читаем Инстаграм.

С литературой всегда надо работать, из неё надо извлекать смыслы. Например, вы прочли книгу, увидели какую-то фразу, слово, выражение, которое для вас новое, удивительное — зафиксируйте его где-то в заметках, блокноте. И дальше пытайтесь его употреблять, когда разговариваете с людьми, в письменной форме либо в устной. Так оно будет закрепляться у вас раз за разом в речи. Если же просто читать книги, далеко вы не уедете. Надо разговаривать языком, обогащённым книгами.

Читайте также:  Почему важно верить в чудеса #13

Насколько качество речи у уже взрослого человека поддаётся трансформации?

Взрослому человеку необходимо понимать, для чего ему нужно работать с речью, что ему эта работа даст.

Цель должна быть обязательна. Взрослых сложно замотивировать, тем более замотивировать самого себя. Если у вас нет конкретной цели, вы ни к чему, увы, не придёте. Это будет такой фан: отметиться в сторис, что «ой, я занимаюсь», но толку вы не получите ни грамма. Результат работы получат только те, кто понимает, как они дальше будут полученные навыки использовать.

Если вас всё устраивает, устраивают слова-паразиты, то, что вы тяжело подбираете лексику, повторяетесь, забываете, «мэкаете», «экаете», и вам нормально — здорово. Если вы знаете, что от качества речи зависит ваш финансовый и карьерный рост, то да — этим надо позаниматься, в это надо вложиться. И это не разовая акция. Если вы прошли обучение, то должны и дальше поддерживать этот уровень. Например, общением. И не с теми людьми, с которыми вы общались вчера, когда лексика была примитивная, простая, когда от вас не нужно было никаких умных сентенций. Нет. Нужно выходить на новый уровень общения, например, с людьми бизнеса, искусства, медицины. Ходите на нетворкинги, бизнес-завтраки, на какие-то встречи, конференции. Там вы поймёте, почувствуете: если вам неловко открыть рот, чтобы не показаться глупым в глазах других людей, значит вам действительно нужно заниматься своей речью. Это практика, безусловно. Даже если вы получаете какие-то упражнения, надо практиковать их, закреплять и следить за тем, как вы разговариваете. Слушать себя. И менять своё речевое поведение.

Седа Каспарова о развитии речи у детей и трансформации речи у взрослых

Есть ли какие-то признаки, объединяющие людей с одинаковыми проблемами речи? Можно, например, сказать, что: «У человека тихая речь, потому что он…», «Быстро говорят люди, которые…», «Заикание утех, кто…»

Я понимаю, что вы хотите от меня услышать. Но считаю некорректным так говорить. Нельзя всех стричь под одну гребёнку. Наша речь — это лишь верхушка айсберга. Это результат того качества жизни, того настроя, того типа нервной системы, с которыми мы живём, того окружения, которое нас взращивает, и так далее. Может быть, человек медленно разговаривает потому, что он обдумывает и взвешивает каждое слово, ибо он занят в такой сфере, в которой нельзя бросаться словами. А мы подумаем, что он тормозит и не в теме. Может быть, человек тараторит, разговаривает быстро из-за того, что он увлечён своим новым исследованием и хочет поделиться этим. А не потому, что ему плевать на аудиторию. Может, у человека высокий зажатый голос не потому, что это истерика, а потому что он очень взволнован и сейчас будет рассказывать об исследовании, например, или о деле всей своей жизни, о каких-то своих вложениях, научных изысканиях, или о чём-то эмоциональном, что его переполняет. И для него это важно настолько, что эмоции бьют через край. Важно понимать, что не всем нужно быть спикерами, главное, чтобы человек просто мог нормально разговаривать и доносить свою мысль.

У многих здесь случается затык. Поэтому не надо становиться спикерами. Надо научиться разговаривать, общаться так, чтобы вам это было не в напряг.

Читайте также:  Как разговаривать с ребёнком о том, что дети бывают «разные»

Можете ли вы поделиться с нашими читателями несколькими упражнениями для работы над техникой речи в домашних условиях?

Достаточно сложно объяснить эти упражнения только на словах. Живой пример гораздо информативнее и понятнее. Поэтому предлагаю скачать по ссылке видео «Топ 5 упражнений для голоса и речи».

Как развить в ребёнке способность к коммуникации и сделать так, чтобы ему было легче общаться со сверстниками?

Совместное чтение и обсуждение книг поход в театр, а не только в кино. Обсуждение «а как оно было». Потому что к кино дети привыкли: они смотрят фильмы на мобильных, по телеку, в кинотеатре, это так себе времяпрепровождение. А вот сводить ребёнка в театр кукол или драматический, или ТЮЗ, а потом обсудить с ним это — большое дело.

Играть в словесные игры, начиная от крокодила, городов и так далее. Ходить на детские/подростковые научные мероприятия, может быть, в лекторий. Предлагать ребёнку попробовать задать вопрос лектору, возможно, подготовить этот вопрос. Делать всё, чтобы ребёнок почаще и побольше разговаривал. Мне кажется всё это логичным. Больше скажет только психолог.

1

Похожие статьи

Этот веб-сайт использует файлы cookie для более комфортной работы пользователя. Мы предполагаем, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принять Подробнее

Adblock
detector