Покупка первого музыкального инструмента для ребёнка — это всегда инвестиция в мечту. Родители представляют, как их сын или дочь откроют для себя мир гармонии. Но часто эта мечта сталкивается с суровой реальностью: инструмент простаивает, а уроки вызывают только слёзы и протест. Почему ребёнок, для которого старались «как лучше», наотрез отказывается от музыки?
Этот вопрос, полный родительской тревоги и лёгкого разочарования, я слышу едва ли не чаще, чем вопросы о постановке рук. Ребёнок, для которого хотели как лучше, наотрез отказывается «заниматься». Да, воспитать гармоничную личность — непросто. В этой статье я вам подскажу, как увлечь ребёнка и преодолеть этот отказ.

За годы работы с детьми, от робких «подготовишек» до амбициозных подростков-конкурсантов, я пришла к глубокому убеждению: музыку нельзя навязать. В неё можно только влюбить. А задача родителя — стать не строгим надзирателем, а мудрым и хитрым проводником, который превратит знакомство со звуками в самое увлекательное приключение в жизни. У меня есть свои секреты, как это сделать, и я готова ими поделиться.
Главные враги — спешка и завышенные ожидания
Прежде чем мы перейдём к играм и советам, я хочу поговорить о самой распространённой ошибке. Это — гонка. Родители думают, что чем больше ребёнок выучит правил и строже учитель, тем лучше. Они мыслят категориями результата. Но для ребёнка мир устроен иначе. Он мыслит категориями игры и удовольствия.
Представьте, что вы учите малыша родному языку. Вы ведь не начинаете с алфавита и правил грамматики? Нет. Вы просто говорите с ним, поёте колыбельные, читаете сказки. Вы создаёте языковую среду, в которой он живёт, дышит, впитывает слова и интонации естественно, без усилий.
С музыкой — абсолютно то же самое. Попытка сразу усадить его за «урок» — это как требовать от годовалого малыша написать сочинение. Это вызывает только отторжение и страх. Истинная причина нежелания «заниматься» — не лень и не отсутствие таланта, просто ребёнок ещё не понимает, зачем ему это нужно. Он не успел подружиться с музыкой. Наша первая и главная задача — создать эту дружбу.
Пять советов
Мне тоже было непросто принять, что первые шаги в музыке — это не про ноты и клавиши, а про атмосферу и игру. Но именно этот подход даёт самые стойкие результаты. На практике я вывела несколько правил, которые помогут вам создать дома ту самую плодородную почву, на которой прорастёт искренняя любовь к музыке.
- Станьте «семейным DJ», а не лектором
Самое простое и важное, что вы можете сделать, — это наполнить дом музыкой. Разной. Не нужно ничего объяснять или заставлять слушать. Просто включайте её фоном в разное время дня. Утром под завтрак — что-то бодрое и светлое, например, «Утро» Грига или вальсы Штрауса.
Днём во время игр — весёлые детские песенки или джаз. Вечером перед сном — спокойную классику, Моцарта или Дебюсси. Наблюдайте за реакцией ребёнка, но не комментируйте. Пусть его ухо привыкает к гармонии, а подсознание впитывает красоту.
- Слушайте мир вокруг
Музыка — это не только то, что звучит из колонок. Она повсюду! Превратите прогулку в «охоту за звуками». Спросите: «Слышишь, как поёт птичка? А как шуршат листья под ногами? А вот проехала машина — какой у неё звук, низкий или высокий?»
Это учит ребёнка главному — активному слушанию, умению выделять звуки из общего шума. Это основа любого музыкального слуха.
- Превратите кухню в оркестр
Не спешите покупать дорогой инструмент. Первые инструменты вашего ребёнка уже есть у вас дома! Две деревянные ложки и кастрюля, перевёрнутая вверх дном, — барабан. Гречка в пластиковой бутылке — отличный шейкер-маракас.
Устройте «концерт», аккомпанируя любимой песенке из мультфильма. Так ребёнок поймёт главное: он сам может создавать звуки и ритмы. Это дарит невероятное чувство сопричастности и уверенности в своих силах.
- Идите за его интересами
Музыка должна быть связана с тем, что ребёнок уже любит. Он обожает зверей? Найдите и послушайте «Карнавал животных» Сен-Санса. Увлекается космосом? Включите саундтрек к «Звездным войнам». Без ума от принцесс? Поставьте Чайковского «Танец феи Драже».
Когда музыка становится частью его мира, его вселенной, она перестаёт быть чем-то чуждым и абстрактным.
- Дарите впечатления
Это будет самый лучший урок для ребёнка.
Музыкальная школа — это хорошо, но прежде подарите ему опыт живой музыки. Начинайте с малого: Большой симфонический оркестр в филармонии может напугать и утомить, а вот уличный музыкант, играющий на скрипке в парке, или небольшой детский концерт в местном ДК — идеальный вариант. Ребёнок увидит, что музыка — это живое, дышащее волшебство, которое создают настоящие люди.
Три простые игры для развития музыкальности
Когда атмосфера создана, можно переходить к играм. Они не требуют от вас музыкального образования, но прекрасно развивают ключевые навыки: слух, ритм и эмоциональную отзывчивость.
Игра 1: Ритмическое эхо
Как играть: Вы — «гора», ребёнок — ваше «эхо». Прохлопайте в ладоши простой ритм (например, 2 быстрых и 3 медленных хлопка). Ребёнок должен в точности его повторить. Начните с самого простого, постепенно усложняя. Потом поменяйтесь ролями — пусть он задаёт ритм, а вы повторяете. Можно не только хлопать, но и топать, щёлкать пальцами, стучать ложкой по столу.
Что развивает: Чувство ритма — основу основ музыки. А ещё слуховую память и концентрацию.
Игра 2: Музыкальный художник
Как играть: Возьмите бумагу и карандаши (или краски). Включайте короткие, но очень разные по настроению музыкальные фрагменты: весёлую польку, печальный ноктюрн, тревожную музыку из фильма, торжественный марш. Задача ребёнка — нарисовать то, что он чувствует или представляет под эту музыку. Можно рисовать конкретные предметы. Или просто линии, цвета, пятна. После прослушивания обсудите:
«Почему ты выбрал красный цвет?»
«А эта линия у тебя быстрая или медленная?»
Что развивает: Эмоциональный интеллект, умение связывать звук с чувством и образом, абстрактное мышление.
Игра 3: Дирижёр настроения
Как играть: Объясните ребёнку, что он — главный дирижёр, а вы — его оркестр (или певец). У вас есть два условных знака. Например, когда он поднимает руки вверх, вы поёте (или издаете любой звук, например, «а-а-а») громко. Когда опускает вниз — тихо. Можно добавить знаки для «быстро» и «медленно». Пусть он экспериментирует, «управляя» громкостью и темпом вашего голоса.
Что развивает: Понимание динамических оттенков (громко/тихо) и темпа — ключевых выразительных средств в музыке. А ещё это очень весело и даёт ребёнку чувство контроля.
Счастливый родитель — лучший учитель
Воспитывая в детях любовь к музыке, прежде всего, будьте честны с собой. Не проецируйте на ребёнка свои несбывшиеся мечты. Ваша главная роль — не контролировать и оценивать, а разделять радость открытия.
Наполняя свою жизнь музыкой с удовольствием, вы показываете своему малышу пример. Видя родителя, который сам с наслаждением слушает классику или подпевает любимой песне, ребёнок учится тому же.
Полностью повлиять на то, как сложится его путь, мы не можем. Но заложить в его душу любовь к гармонии и красоте — в наших силах. И это, поверьте, самый ценный подарок.
