Сказки, которые лечат: как сказкотерапия помогает детям и родителям проживать эмоции

автор Виктория Савельева

О волшебной силе сказок в современном мире. Почему их чтение полезно для детей, а главное, как правильно их читать.

Сказки, которые лечат: как сказкотерапия помогает детям и родителям проживать эмоции
Автор: Яна Алиуллина

Роль сказки в жизни ребёнка

Когда мама берёт книгу в руки и начинает читать вслух — происходит волшебство. Но это не просто слова. Это древняя магия — передача знаний, чувств, символов через истории. И особенно ярко это проявляется в сказках.

Сказки учат детей отличать добро от зла, сопереживать героям и анализировать последствия поступков. Метафорические сюжеты помогают осмыслить сложные эмоции (страх, обиду, радость) в безопасном контексте, что особенно важно для формирования эмпатии и моральных ориентиров. Через сказки передаются традиции, язык, ценности и архетипы, характерные для конкретной культуры. Они создают связь между поколениями, помогая детям понять свою идентичность и исторический контекст. 

Слушая богатый язык, дети расширяют словарный запас, учатся строить нарративы и понимать причинно-следственные связи. Это основа для развития критического мышления и коммуникативных навыков.

Сказочные произведения часто отражают универсальные жизненные вызовы (например, борьбу со страхами, принятие решений). Проигрывая эти ситуации через метафоры, дети учатся справляться с трудностями, что подтверждается исследованиями в области сказкотерапии.

Например, в сказке «Иван-царевич и Серый Волк» герой сталкивается с испытаниями, но смелость и дружба помогают преодолеть страх. Благодаря мудрому другу можно добиться даже самой трудной цели. 

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» подчёркивает важность поддержки друг друга в одной семье. Алёнушка заботится о брате, превращённом в козлёночка, несмотря на трудности. 

В сказке «Василиса Прекрасная» героиня справляется с испытаниями благодаря мудрости и помощи куклы-оберега, которая символизирует внутренние ресурсы. 

Сказки, которые лечат: как сказкотерапия помогает детям и родителям проживать эмоции

«Теремок» может научить детей жить в коллективе, проявлять заботу о товарищах, помогать людям, относиться с добром к другим. Также то, что проблему вместе решить куда проще и нужно идти дальше, чтобы построить новый дом.

Известный психоаналитик Эрик Бёрн уделил большое внимание сказкам и их воздействию на дальнейший путь человека. Сказка — зеркало внутреннего мира ребёнка и, проживая её, он бессознательно проживает свои эмоции. Родитель выступает сказочным проводником и помогает понять мотивы поступков главных героев. 

Как лучше читать сказки 

Во время чтения делаем паузы на эмоциях героев («Как думаешь, что почувствовала Маша, когда потеряла братца?»). Обращаем внимание на язык тела персонажей («Почему лиса притворилась доброй?») и символы (например, волшебный клубок — символ надежды). После чтения задаём вопросы для обсуждения («Что бы ты сделал на месте Ивана? Как ты думаешь, почему так поступила Алёнушка? Что чувствовал персонаж в начале/середине/конце? Почему важно слушать старших? А если ты поссоришься с другом, что сделаешь?»). Обсуждаем двойственность, например, Баба Яга может быть и злой, и мудрой — это учит не делить мир на чёрное и белое.

Сказки, которые лечат: как сказкотерапия помогает детям и родителям проживать эмоции

Также после прочтения можно сыграть в ролевую игру: распределить роли, использовать простые костюмы (платок для царевны, палка для меча), нарисовать героев, создать волшебный предмет из подручных материалов.

Что приносит нам терапия сказкой?

Сказкотерапия — это язык души. Она помогает, когда ребёнок не может рассказать, что у него на сердце. Через сказку он начинает говорить. Или понимать. Или просто дышать легче.

Внутренний мир ребёнка обогащается:

  1. Формируется нравственный стержень — понимание, что такое хорошо и плохо.
  2. Развивается эмоциональный интеллект — способность распознавать и выражать чувства.
  3. Зарождается вера в себя и умение преодолевать трудности.
  4. Раскрывается творческий потенциал через игру воображения.

Чтобы «быть сказкой» для ребёнка, маме не нужны волшебные атрибуты — достаточно наполнить повседневность вниманием, творчеством и верой в чудо.

Создаём ритуалы, такие как вечерняя сказка-диалог. Перед сном придумываем вместе историю, где ребёнок — герой. Задаём вопросы: «Кого ты встретил на пути?». Можно сшить куклу-оберег или найти камень — «талисман». Вне дома можно собрать «магические» предметы: шишки как домики гномов, листья как карты сокровищ.

Сказка становится инструментом воспитания, когда ребёнок не просто слушает, а проживает историю через вопросы, творчество и игру. Это помогает ему «примерять» решения проблем на себя.

Но исцеляющая сила сказки касается не только детей. Маме тоже бывает нужно услышать: «Ты не одна. У каждой Василисы есть испытания. Но у каждой есть и помощники. И выход. И свет». Иногда взрослой женщине нужно позволить себе быть девочкой, слушающей добрую сказку. Чтобы снова стать матерью — не только по факту, но и по состоянию.

Сказки помогают прожить горе, страх, ревность, обиду. Помогают научиться прощать, отпускать, верить. Поэтому в доме, где живут сказки, живёт и надежда. А значит — любовь.

Читайте также:  Коммерческая медицина для детей. В чём преимущества, сколько стоит и как выбрать?
3

Похожие статьи

Этот веб-сайт использует файлы cookie для более комфортной работы пользователя. Мы предполагаем, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принять Подробнее