Рассказали, как фильмы помогают развить вовлечённость, найти в привычных предметах что-то интересное и поразмышлять на важные темы.
Дети получают первый опыт зрителя ещё в дошкольном возрасте: проводят много времени за просмотром видео, мультфильмов и кино. Видеоконтент помогает освоить полезные навыки, развлечь и занять ребёнка. А вот в школьном возрасте кино часто отходит на второй план: остаётся просто развлечением. В программу входят уроки музыки и изо, занятия по истории искусств; но очень редко — кино-кружки, киноуроки или факультативы.
Кинематограф остаётся за пределами школьной программы: школьников не учат понимать киноязык и воспринимать кино как искусство. И зря — «качественный», вдумчивый просмотр кино помогает не только расширять кругозор ребёнка и креативные навыки, но и помогает в освоении других, не связанных с искусствами предметов. Например, истории или литературы.
Кино — не только развлечение
Кино производит яркое впечатление, его образы хорошо запоминаются, а сюжеты и мотивы помогают построить диалог — обсудить увиденное, поразмышлять о судьбе и выборе персонажей, значении деталей. А ещё благодаря ясному, интуитивно понятному юному зрителю посылу кино может быть отличным инструментом, чтобы поднять самые сложные темы.
Здесь можно вспомнить короткий мультипликационный фильм «Дневник Андрюши» о мальчике с синдромом Дауна. Создатели неслучайно выбрали для такого важного разговора кино-язык: зрители, даже самые маленькие, чувствуют эмоциональную близость с героем картины Андрюшей, лучше его понимают и проникаются его заботами и настроением. А ещё узнают много важного о синдроме — но благодаря «уютной», красочной анимации эти детали не пугают и не отталкивают.
Другой пример короткого мультипликационного фильма, который поднимает важные темы, — «Два трамвая» Светланы Андриановой. Мультфильм нарисован по мотивам одноимённого стихотворения Осипа Мандельштама. В нём мама-трамвай воспитывает сына-трамвайчика — а затем он взрослеет и начинает сам заботиться о маме. Обсудить с детьми после просмотра можно не только тему взаимопомощи, любви и поддержки в семье, но и возникающие художественные ассоциации. Например, спросить у ребёнка, напомнил ли ему мультик сюжеты любимых сказок или книг и почему в художественных произведениях встречаются «общие места», похожие образы и темы.
Задача педагога, который знакомит школьников с миром кинематографа, — выбрать фильмы и грамотно выстроить работу. В начальных классах — сформировать базовые представления о кино. В 5–6 классе — поработать над восприятием сюжета, как единого целого, характеров и мотивации героев. В старшей школе — научиться выражать мнение об увиденном, давать фильмам эстетическую и этическую оценку.
Какие фильмы будут полезны в школьной программе? Приведём пару примеров.
Повышаем интерес к литературе и истории: «Жестокий романс», 1984 год
«Жестокий романс» снят по мотивам «Бесприданницы» Александра Островского — пьесы, которую школьникам бывает сложно читать из-за высокой роли исторического контекста, изобилия персонажей и неоднозначной, опять же тесно связанной с определенной эпохой, драмой героини.
Фильм Эльдара Рязанова не только «оживляет» текст, но и использует все возможности киноязыка, чтобы сделать историю по-настоящему глубокой и вовлечь зрителя в эмоциональный диалог. Отличный пример кино, которое помогает по-новому взглянуть на классическую литературу.
Говорим об инклюзии и развиваем эмпатию: «Щенячья школа», 2018 год; «Молчаливое дитя», 2017 год
«Щенячья школа» — это трогательный документальный фильм о воспитании собак-поводырей, для развития эмпатии и расширения кругозора. Что очень важно — подходит для разных возрастов: будет интересен и детям, и подросткам.
Зрители «Щенячьей школы» наблюдают за судьбой пяти щенков: за взрослением, тонкостями обучения, экзаменами. Параллельно фильм ненавязчиво и доступно рассказывает о потребностях и образе жизни людей, которые потеряли зрение.
«Молчаливое дитя», в отличие от «Щенячьей школы», — игровой фильм, однако в его основе лежит реальный опыт автора. Когда сценаристке Рэйчел Шентон было 12 лет, её отец проходил химиотерапию и потерял слух. Чтобы общаться с ним, девочка выучила язык жестов. А когда выросла, стала послом Национальной организации неслышащих детей.
Сюжет «Молчаливого дитя» построен вокруг 4-летней девочки Либби и её семьи. Либби с рождения не слышит, её родители не знают, как с ней общаться. Но на помощь приходит социальный работник Сью, которая учит Либби взаимодействовать с миром, а близких — понимать малышку.
Разбираемся в сложных чувствах и деталях, которые помогают воплощать их на экране: «Моя любовь», 2006 год
Мультипликационный фильм по мотивам романа Ивана Шмелёва «История любовная» — в своё время получил широкое признание и даже номинацию на «Оскар». Отлично подходит для просмотра прямо на уроке — длится всего 27 минут. После просмотра с классом можно обсудить сразу несколько аспектов: и особый язык режиссёра, и визуальную выразительность, и сюжет фильма, и мотивацию героев.
Хотя самого Шмелёва редко читают в школе, «Моя любовь» отлично погружает в контекст эпохи и воссоздает знакомые старшеклассникам по другим произведениям образы. Поискать ассоциации, «узнать» характерные сюжеты — ещё один возможный вариант работы с этой яркой, надолго остающейся в памяти картиной.
Обсуждаем переживания подростков и отношения в школе: «Чучело», 1983 год
Классический фильм о школьниках по мотивам книги Владимира Железникова. В своё время стал новым словом в череде фильмов о подростках, достаточно далёких от реальности и не затрагивающих действительно важных для школьников тем.
Несмотря на «возраст», «Чучело» по-прежнему отлично подходит для первого разговора о взаимовыручке и дружбе, сложностях в отношениях между подростками и проблеме буллинга.