В богатой истории нашей страны есть сюжеты, которые составят конкуренцию любому киношедевру, настолько они неожиданны, драматичны и увлекательны. Многие из них, к сожалению, обделены вниманием современного поколения, какие-то вовсе забыты. И сегодня мы хотели бы рассказать вам историю создания книги «Бестужевки: первый женский университет», благодаря которой любой желающий может узнать о том, что такое «Бестужевские курсы» и почему это должно быть важно для каждой девушки в России.
Историческая справка
Бестужевские курсы — Высшие женские курсы, просуществовавшие 40 лет в Санкт-Петербурге (1878—1918 гг.). Одно из первых женских высших учебных заведений в России. Бестужевские курсы открыли женщинам дорогу к высшему образованию и науке и прекратили традицию «образовательной миграции», когда женщины были вынуждены ехать в Европу, чтобы получить желанную специальность. Целых 40 лет девушек обучали лучшие профессора по самым продвинутыми методиками обучения: А.М. Бутлеров, Д.И. Менделеев, А. П. Бородин, И. Ф. Анненский, И. М. Сеченов, а выпускницами курсов были Любовь Блок, Надежда Крупская, две сестры В. Ленина Анна и Ольга Ульяновы, первая русская женщина-астроном Софья Романская. Всего за 40 лет курсы окончили около семи тысяч бестужевок, сотни выпускниц получили впоследствии степень кандидатов и докторов наук.
Мы поговорили с авторами книги «Бестужевки. Первый женский университет» Дмитрием Гусевым и Анной Русиновой, чтобы выяснить, про что эта история для них и есть ли у неё какая-то связь с современными реалиями.
Откуда идея книги?
Аня ещё с университета занимается женской историей, в частности историей женского образования в России. Цитата: «Я много работала с архивами в Санкт-Петербурге, воспоминаниями женщин. И всегда думала о том, как рассказать историю борьбы женщин за право учиться. В особенности про Бестужевские курсы — первый женский университет».
Так получилось, что в 2018 году мы сделали большой выставочный проект о 140-летии Бестужевских курсов (участвовали: Санкт-Петербургский университет, Президентсткая библиотека им. Б.Ельцина, РОСФОТО, История России в фотографиях), и с того момента появилось понимание, что мы собрали много информации, что проделали много работы, особенно когда разбирали историю на факты. Всё это можно и нужно сохранить и рассказать.
Идея пришла в момент, когда мы уже демонтировали выставку, которую подготовили к 140-летию Бестужевских курсов. В этот момент стало понятно, что мы хотим рассказать о той работе, которая была проделана организаторами курсов, об их борьбе за женские права. Тогда же мы решили, что историю нужно рассказывать не столько для взрослых, сколько для детей, что нужно объяснять, что за право учиться в университете женщины боролись, и что это право есть у женщин всего каких-то 140 лет. Комикс — самый лучший формат для этого: доступный язык, немного мультяшная стилистика, возможность монтажа истории, как в кино.
Легко ли было собирать информацию, что в этом стало самым сложным?
С одной стороны, информации было много, но нам было важно найти для комикса что-то новое, а не только данные с Wikipedia. Поэтому мы много работали с первоисточниками, с архивами (городские архивы Санкт-Петербурга, Музей истории СПбГУ) и частными воспоминаниями. В архивах работать увлекательно, но если не структурировать работу, то это может длиться бесконечно. Ты каждый день будешь искать и находить что-то новое и интересное. В этом заключается уникальность и сложность этой работы: чем больше новой информации ты находишь, тем точнее и яснее должна быть структура будущей истории, тем чаще нужно принимать решение, от какой информации нужно отказаться, а какую оставить, что станет основным сюжетом, а что уйдёт на второй план, какие персонажи будут основными, а какие — второстепенными и внесценическими, какие вовсе уйдут. Например, мы долго спорили, оставить ли нам Николая Чернышевского, Софью Ковалевскую и Дмитрия Менделеева.
Почему был выбран формат комиксов?
Мы хотели рассказать о Бестужевских курсах разной аудитории, но больше хотели рассказать детям в возрасте от 10 лет. Хотели говорить на языке нашей аудитории. Комикс, как нам показалось, — отличный способ для этого. Формат комикса позволяет гибко работать с персонажами, диалогами, развитием сюжета. В комиксе вы не связаны текстом и повествованием, можно делать комментарии от автора, поясняющие врезки, показывать схемы и многое другое. И что ещё важно, нам было важно дать голос самим женщинам, не занимать позицию автора, который рассказывает, а оживить наших героинь. Формат комикса дал возможность передать прямую речь женщин не только текстом, но и визуально: мимикой, жестами, фигурами, движениями.
Что стало самым удивительным за время написания книги?
Мы не ожидали, что издательство «Самокат» решится на издание комикса о женском университете, ведь в самом начале у нас была только идея и история, которую мы принесли нашей будущей редакторке Вере Александровой и «Самокату». То есть вся затея казалась немного авантюрной.
Мы рассказали об идее, о наших планах и наработках, и издательству оказалось интересно издать комикс о забытом женском проекте — первом женском университете.
Есть ли какая-то статистика, кто они — читатели книги?
Наша целевая аудитория — дети от 10 лет, подростки 12 лет, их родители. На презентации и наши выступления часто приходят дети с родителями, которые подходят к нам со словами, что прочитали комикс уже много раз, и им очень нравится. В этот момент понятно, что мы угадали с читателем.
Что авторы думают о современном образовании, о кризисе и переоценке его смыслов у молодёжи?
Когда погружаешься в историю образования и борьбы за право учиться, получать знания, удивляют две вещи. Первое, это то, сколько на самом деле усилий потребовалось предыдущим поколениям, чтобы добиться права учиться, развиваться и строить карьеры. Это касается не только женщин, но и вообще многих людей в истории России. То есть сейчас наше право учиться, оно завоевано десятилетиями борьбы, дискуссий, споров самых разных людей друг с другом, с обществом, государством, политическим строем, обстоятельствами. А второе, это то, как легко мы сейчас воспринимаем возможность учиться, не как благо, а как стандарт жизни, неотъемлемую часть, местами пренебрежительно. И это очень обманчивое ощущение: очень легко потерять или упустить эту, казалось бы, стандартную опцию, возможность.
Поэтому мы бы не стали говорить о кризисе образования, а скорее бы обратили внимание на утрату осознанного отношения к нему, его качеству, уровню, доступности.