Сегодня сложно представить себе жизнь без гаджетов. Мы заказываем еду в приложении, смотрим фильмы онлайн и решаем рабочие задачи, не выходя из дома. Смартфон давно перестал быть только средством связи или развлечением. Но если взрослые ещё помнят мир без Интернета, то для детей цифровая среда — единственная реальность, в которой они растут.

И вот здесь кроется главная проблема: родители не всегда понимают, чем живёт ребёнок в сети. Может ли мама назвать три любимые игры сына? А папа — хотя бы одного стримера, на которого подписана дочь? Если нет, значит, разрыв между поколениями больше, чем кажется. Нынешнее поколение родителей не всегда осознаёт, насколько органично онлайн-общение вписано в жизнь современного подростка, и от родителей-миллениалов часто можно услышать фразы из серии: «Весь день сидишь в своём телефоне, шёл бы лучше на улицу или книгу почитал бы», нам сложно представить себе, насколько жизнь современного подростка завязана на Интернете. И это порождает конфликты, в которых родители бессильны: они забирают телефоны, но через время начинают осознавать, что конфликт усугубился, а телефон нужно вернуть, потому что школьные чаты, домашние задания, объявления из кружков и секции давно переехали туда.
Что же делать обеспокоенному родителю, который искренне хочет помочь ребёнку?
В первую очередь, необходимо понять, что интернет-зависимость формируется по тем же принципам, что и химическая зависимость. Когда ребёнок получает лайки, побеждает в игре или открывает новый уровень, его мозг выбрасывает дофамин — гормон удовольствия. Чем чаще он испытывает это ощущение, тем больше хочется повторить.
А дальше я рекомендую понять причины, по которым ребёнок «сбегает» в Интернет.
Очень частая причина подобного поведения — это ограниченное свободное время в реальной жизни.
Родитель, из лучших своих побуждений, нагружает ребёнка секциями, репетиторами, кружками в дополнение к школе и бесконечной домашке. Таким образом, времени на то, чтобы сформировать свои собственные увлечения, не остаётся, как и на прогулки с друзьями во дворе.
Чаще всего «отдых» таких подростков сводится к позднему «залипаниюU в смартфон, когда уроки сделаны. И тогда, выбирая между здоровым сном, правильным режимом и «небольшим удовольствием для себя», подросток выберет второй вариант.

Любопытный факт:
Девочки в большей степени привязаны к чатам, ТГ-каналам и соц.сетям, а мальчики предпочитают игры.
Второй частой причиной зависимости от гаджетов у ребёнка может быть неспособность решить реальную жизненную проблему.
Конфликты в семье или со сверстниками — это «триггер», который заставит ребёнка включить защитный механизм и скрыться от проблем в вымышленном мире.
Ещё одна важная причина — это навыки коммуникации. Интернет предоставляет нам возможность находится в «мыльном пузыре», который мы сами для себя создаём, окружить себя единомышленниками, любого неугодного человека забанить, ощущая себя в полной безопасности. Более того, есть возможность продумать ответ, проверить себя, сформулировать свой ответ по-разному, отредактировать его — в реальной жизни такой возможности нет.
Если ваш ребёнок не дружит со сверстниками офлайн, но каждый день спешит в любимый «фандом» по сериалу, игре или аниме, потому что там его друзья, — можно говорить о том, что подростку нужна помощь в формировании коммуникативных навыков.
В этом случае забрать у него телефон и лишить доступа к общению с людьми, от которых он получает поддержку, не просто не продуктивно, но и опасно, как выбить стул из-под сидящего на нём человека: последствия могут быть непредсказуемыми.
В 2022 году британские учёные выяснили, что подростки, зависимые от гаджетов, в среднем касаются экрана смартфона 2617 раз в день!
А исследование Американской академии педиатрии показало, что дети, которые проводят за экранами более 7 часов в день, имеют более тонкую кору головного мозга — зону, отвечающую за критическое мышление и самоконтроль.
Вот почему важно не просто запрещать, а учить ребёнка осознанному использованию технологий.
Почему дети «уходят» в Интернет?
Банальный ответ: «Им нужен быстрый дофамин!». Да, игры и соцсети приносят удовольствие, но они также компенсируют то, чего не хватает в реальной жизни:
✔ Чувство значимости. В онлайн-игре ты можешь быть героем, лидером, чемпионом. В реальной жизни не всегда удаётся почувствовать себя успешным.
✔ Безопасность и принятие. В Интернете можно создать идеальный образ, где тебя не осудят, не обидят и всегда поддержат.
✔ Способ справляться с тревогой. Некоторые дети «прячутся» в цифровом мире, потому что не умеют выражать эмоции и говорить о своих переживаниях.
Факт: исследование Йельского университета показало, что дети, страдающие тревожностью, в 2 раза чаще становятся зависимыми от интернета.