Все важные навыки дети приобретают с родительской помощью, и уборка не исключение. Поддерживать порядок в доме нужно учиться с малых лет. Рассмотрим эффективные стратегии и рекомендации, которые помогут вам сделать обучение уборке интересным занятием.
Обучение новым навыкам и формирование у ребёнка привычки потребуют времени и терпения. Ваша главная цель — сделать уборку частью естественной ежедневной рутины и вызвать у ребёнка интерес и искреннее желание помочь.
Начинайте обучение с раннего возраста
В возрасте 2–3 лет ребёнок уже способен выполнять простейшие задания, например, складывать свои игрушки. В этом возрасте малыши стремятся доказать родителям свою самостоятельность, но всё же не стоит ждать от трёхлетки регулярного выполнения задач. Напоминайте ребёнку о необходимости разложить игрушки по местам всякий раз, когда он заканчивает игру. Не лишним будет объяснить и принципы хранения вещей: одежда лежит в шкафу, игрушки — в коробках, карандаши и фломастеры — в ящике стола.
Дети с 5–6 лет уже могут постепенно приобщаться к несложным бытовым задачам в игровой форме, а в 7–8 лет — иметь свои собственные обязанности, как все члены семьи. Очень важно подчёркивать ценность выполняемых задач, чтобы ребёнок чувствовал свою важность. Помните, что результат выполненных задач по дому может быть далёким от идеального. Для формирования привычки важна именно регулярность, а навык придёт со временем.
Сохраняйте терпение
Не все дети схватывают информацию на лету и радостно бегут помогать. Более вероятно, что после нескольких раз воодушевлённого участия в уборке последуют капризы. Воспитывая привычку, важно сохранять настойчивость и не идти на поводу. Не стоит повышать голос, ругать и отчитывать ребёнка за ошибки или забывчивость — такие действия приведут только к снижению мотивации наводить порядок. Гораздо лучше будут работать ненавязчивые подсказки, например: «Посмотри на пол, разве там должны лежать игрушки?» В любом случае инициатором уборки всегда остаётся родитель, даже если это всего лишь напоминание. Сохраняйте терпение и будьте последовательны в своих требованиях, объясняйте, почему важно наводить порядок. Если и после этого малыш продолжает сопротивляться, предложите ему свою помощь.
Поощряйте и мотивируйте ребёнка
Доброе слово творит чудеса! Это становится очевидным, когда мы пытаемся научить ребёнка новым навыкам. Похвала работает гораздо лучше наказаний и выговоров. Малышам важно радовать родителей, а не просто выполнять задания, потому что так надо. Позитивное подкрепление не только формирует положительное отношение к уборке, но и даёт ребёнку повод для гордости, увеличивая его желание участвовать в ней снова и снова. Хвалите за все, даже самые незначительные, попытки помочь и подчёркивайте, за что именно, например: «Ты такой молодец, что помыл за собой посуду! Спасибо!»
Именно улыбки и слова благодарности должны становится главным стимулом для участия в домашних делах. И даже подкрепление мотивации ребёнка денежным вознаграждением работает не так эффективно в долгосрочной перспективе. Психологи уверены, что устного или символического поощрения будет вполне достаточно. В противном случае ребёнок усвоит, что за любую помощь ему платят, и будет сопротивляться участию в уборке просто так. Вы же не ждёте, что ваши домочадцы заплатят вам за то, что вы вытерли пыль: это часть нашей ежедневной рутины, обязательной для всех. Важно, чтобы ребёнок понимал: он вносит свой вклад в общее дело семьи не ради денег, а из любви и заботы о близких.
Обучайте в игровой форме
Не секрет, что новые навыки детям легче всего усваивать, играя. Иногда в процессе игры ребёнок может проявить даже больше интереса к уборке, чем вы от него ожидаете. Важно подхватить этот интерес и показать, что уборка может быть увлекательной и приятной. Вы можете устроить соревнования для всех членов семьи: кто быстрее вытрет пыль с полок или успеет полить больше цветов. Или составьте календарь уборки с различными заданиями. Тот, кто выполнит заданий больше остальных, получает медальку или другое символическое поощрение (помните, что не стоит подкреплять интерес деньгами!).
Не забывайте, что заинтересовать юного помощника можно не только процессом, но и средствами для уборки. Выдайте ему его собственные тряпочку, губку и маленькие перчатки. Персональные принадлежности подчеркнут причастность ребёнка к семейным делам и поддержат его уверенность. Также можно использовать яркие моющие средства, которые закрепят за уборкой ассоциацию с наполнением дома свежестью и красками. Например, средства Domestos «Цветущая магнолия» и «Освежающий цитрус» имеют розовую и зелёную гелевую текстуру соответственно, которые делают уборку яркой, создавая «ВАУ-эффект». Однако, каким бы красивым ни было средство, ни в коем случае не оставляйте детей наедине с ним: это лишь красочное дополнение к рутинным делам, а не игрушка. К тому же знакомить с детей с бытовой химией стоит лишь в школьном возрасте, когда они уже способны осознавать опасность подобных средств. В любом случае, и малышам, и детям постарше обязательно проведите инструктаж по технике безопасности. Вооружившись губкой, перчатками и ярким средством, ребёнок может вместе с мамой попробовать впервые помыть раковину.
Приобщение к домашним делам должно происходить постепенно, по мере взросления, а не сваливаться на ребёнка внезапно. Как и любая другая полезная привычка, стремление регулярно наводить порядок приходит со временем. А когда ребёнок подрастёт, то станет настоящим помощником, на которого всегда можно положиться.
Заботясь о доме совместно, вы поможете ему стать более взрослым и ответственным. А в будущем навыки уборки пригодятся ему и в самостоятельной жизни.